ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-4521/2022 от 18.07.2022 АС Забайкальского края





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

672002, Выставочная, д. 6, Чита, Забайкальский край

http://www.chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Об отказе в передаче дела по подсудности

г.Чита Дело № А78-4521/2022  18 июля 2022 года 

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Переваловой Е.А., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешидоржиевой А.Б., рассмотрев  в судебном заседании ходатайство индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о передаче дела по подсудности  в суд общей юрисдикции,  

установил:

 Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- заявитель)  обратился в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе по тарифам и  ценообразованию Забайкальского края (далее- Служба, РСТ Забайкальского края) о признании  незаконными действия: - по не указанию в ответе от 17.03.2022 исх. № 06/1400 оснований для  отказа в предоставлении для ознакомлении с запрошенной информации, из числа  поименованных в ч. 1, ст. 20 ФЗ № 8; - по отказу в предоставлении возможности ознакомиться с  информацией из тарифного дела по установлению единого тарифа по обращению с ТКО для  регионального оператора ООО «Олерон+», в целях восстановления прав и законных интересов  заявитель просит обязать повторно рассмотреть заявление от 16.02.2022 и в случае отказа в  предоставлении возможности ознакомления с тарифными делами по установлению единого  тарифа по обращению с ТКО на 2020, 2021, 2022 годы, и дачи мотивированного ответа, с  указанием оснований из числа поименованных в ч. 1, ст. 20 ФЗ № 8 предоставить заявителю или  его представителю возможность ознакомления с тарифными делами по установлению единого  тарифа по обращению с ТКО на 2020, 2021, 2022 годы. 

Определением от 08 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с  ограниченной ответственностью «Олерон +». 

В судебное заседание лица участвующие в деле явку представителей не обеспечили,  уведомлены в соответствие со ст.123 АПК РФ

В судебное заседание от заявителя поступило ходатайство о передаче дела по подсудности  в суд общей юрисдикции. 

Ходатайство мотивировано тем, что требования заявителя обусловлены неисполнением  заинтересованным лицом требований Федерального закона № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к  информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"  (далее - Закон об обеспечении доступа к информации), что не касается сферы  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 10 часов 30 минут 18.07.2022, о чем  сделано публичное извещение на сайте суда в сети интернет по адресу: http://www.chita.arbitr.ru, 

[A1]

[A2] на обсуждение сторон поставлен вопрос о компетенции арбитражного суда по рассмотрению  настоящего спора. 

После перерыва заявитель представил дополнение к ходатайству, в котором указал, любой  субъект имеет право получать информацию о деятельности государственного органа, в связи с  чем, не имеет правового значения, в каком статусе заявитель обращался за получением такой  информации.  

Служба в письменных пояснениях, поступивших 18.07.2022, высказалась по существу  заявленного требования, не указывая позиции по передаче дела по подсудности. 

Исследовав материалы дела, в том числе дополнительные пояснения сторон, суд полагает,  что в заявленном ходатайстве следует отказать по следующим основаниям. 

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК Российской Федерации заинтересованное лицо  вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. 

Под установленным порядком обращения в арбитражный суд понимается, в том числе, и  соблюдение истцом (заявителем) правил о подсудности. 

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено  законом. 

Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной  компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в  рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного  рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем  подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само  право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает  требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение  данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не  является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не  могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (Постановление  Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П). 

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного  Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять  только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела,  при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно  выбранным составом суда. 

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N  262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии  с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает  соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела. 

Согласно пункту 3 части 2 статьи 39 АПК РФ арбитражный суд передает дело на  рассмотрение другого арбитражного суда, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что  оно было принято к производству с нарушением правил подсудности. 

Согласно частям 1 и 2 статьи 189 АПК Российской Федерации дела, возникающие из  административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам  искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями,  установленными в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства  не предусмотрены Федеральным законом. Заявления по делам, возникающим из  административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд после  соблюдения досудебного порядка, если он установлен Федеральным законом, по общим  правилам подсудности, предусмотренным настоящим Кодексом, если в настоящем разделе не  установлено иное. 

Частью 1 статьи 202 АПК Российской Федерации предусмотрено, что дела о привлечении к  административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 

[A3]

[A4] связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности,  отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов, рассматриваются по  общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с  особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных  правонарушениях. 

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при решении  вопроса о подсудности дел об административных правонарушениях судам необходимо  руководствоваться положениями части 2 статьи 189, статьей 203 и частью 1 статьи 208 АПК  Российской Федерации. 

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные  интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового  производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в  настоящей главе. 

В силу частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться  в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых  актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные  полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,  решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают  иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Как предусмотрено в статье 19 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации подведомственные судам административные дела, за исключением  административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса,  рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. 

Как следует из материалов дела, поводом для обращения заявителя в арбитражный суд  явился отказ РСТ Забайкальского края предоставить предпринимателю материалы тарифного  дела для ознакомления в отношении регионального оператора ООО «Олерон+». 

В заявлении заявитель указывает на то, что ознакомление с материалами тарифного дела  обусловлено возможностью реализации права на обжалование тарифного решения по  установлению тарифа по обращению с ТКО в судебном порядке. Административным истцом по  обжалованию тарифного решения может выступать, любой собственник ТКО, как  хозяйствующий субъект, так и гражданин. 

Служба в пояснениях, указывает на то, что порядок предоставления информации в сфере  обращения с твердыми коммунальными отходами регламентирован не Законом об обеспечении  доступа к информации, а Правилами регулирования в сфере обращения с твердыми  коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской  Федерации от 30 мая 2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми  коммунальными отходами». 

Учитывая, предмет регулирования данного спора, то, что ФИО1 согласно выписке  из ЕГРИП зарегистрирован в ином субъекте, а хозяйствующую деятельность осуществляет на  территории Забайкальского края, в процессе указанной предпринимательской деятельности,  безусловно образуются твердые коммунальные отходы, что возможно может нарушать его права  как субъекта предпринимательской деятельности а также учитывая, что заявитель обращался к  РСТ Забайкальского края именно как индивидуальный предприниматель, суд не усматривает  правовых оснований для передачи дела по подсудности в суд общей юрисдикции. 

[A5]

[A6] Поэтому исходя из того что, судебный спор, основан или возник из хозяйственной  деятельности индивидуального предпринимателя, а также субъектный состав лиц, участвующих  в деле, свидетельствуют об экономическом характере спора, который затрагивает права и  интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, в  удовлетворении заявленного ходатайства о передаче дела по подсудности в Забайкальский  краевой суд, следует отказать. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 184, 185 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении ходатайства индивидуального предпринимателя ФИО1 

Михайловича о передаче дела по подсудности, отказать.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в 

течении десяти дней с момента принятия.

 Судья Е.А. Перевалова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 10.12.2021 3:25:27

Код доступа к материалам дела в электроннКоомму в виыддаен (аh Пttеpр:е/в/аkлaоdв.аa Еrbлеitнrа. rАuл)е к сандровна


Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)

Код доступа к материалам дела в электронном виде (http://kad.arbitr.ru)