ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-6943/20 от 21.01.2021 АС Забайкальского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

http://www.chita.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов

г. Чита Дело № А78-6943/2020

21 января 2021 года

Резолютивная часть определения объявлена 21 января 2021 года.

Определение в полном объёме изготовлено 21 января 2021 года.

Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Минашкина Д.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Тонких О.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы о включении требования в размере 43 859,77 руб. в реестр требований кредиторов производственного кооператива «Коллективное предприятие «Беклемишевское»,

третье лицо - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное),

при участии в судебном заседании:

от третьего лица – ФИО1, главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 15.01.2021 №12.

Федеральная налоговая служба по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю (далее – ФНС России, уполномоченный орган) 30.11.2020 обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов производственного кооператива «Коллективное предприятие «Беклемишевское», (далее – ПК «КП «Беклемишевское», коопервтив, должник) задолженности по штрафам в размере 43 859,77 руб.

Определением суда от 17.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее – УПФР, третье лицо).

В судебном заседании представитель третьего лица указал на обоснованность требования уполномоченного органа, полагал возможным включить заявленные штрафы в реестр требований кредиторов должника.

Уполномоченный орган, должник и его временный управляющий явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Надлежащее уведомление участвующих в деле лиц подтверждается находящимися в материалах дела доказательствами, согласно которым они о факте возбуждения производства по настоящему заявлению извещены. В материалы дела от уполномоченного органа поступило ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие его представителя (вх. №А78-Д-4/5238 от 20.01.2021). В связи с этим, и учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещалась на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также исходя из положений части 6 статьи 121 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что неявка участников процесса в судебное разбирательство не является препятствием для рассмотрения требования по существу на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы заявления уполномоченного органа, выслушав доводы представителя третьего лица, суд установил следующее.

В отношении производственного кооператива «Коллективное предприятие «Беклемишевское» на основании его заявления, принятого по определению суда от 14.08.2020, возбуждено производство по делу №А78-6943/2020 о несостоятельности (банкротстве).

Определением суда от 27.10.2020 в отношении должника введена процедура наблюдения, утвержден временный управляющий ФИО2.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

На основании пунктов 1, 3 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено этим Законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

На основании пункта 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В силу пункта 2 статьи 71 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия.

Сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении должника опубликовано в газете «Коммерсантъ» №201 от 31.10.2020. Заявление ФНС России передано в суд 30.11.2020 в пределах установленного Законом о банкротстве срока.

Разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» закреплено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. В связи с чем, суды, при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве, должны исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Возражений относительно включения в реестр требований кредиторов должника предъявленной уполномоченным органом задолженности не поступило.

Статья 65 АПК РФ обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Иного порядка доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, Закон о банкротстве не устанавливает.

Предъявляя требование к должнику, кредитор должен представить во исполнение положений статьи 65 АПК РФ достаточные доказательства наличия и размера задолженности (пункт 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).

Таким образом, положения Закона о банкротстве возлагают на арбитражный суд обязанность проверить обоснованность требований кредиторов и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов. Такая проверка осуществляется путём исследования документов, представленных кредитором в подтверждение обоснованности предъявленного требования.

Для включения в реестр требований кредиторов должника предъявлены штрафы в размере 43 859,77 руб. по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) за несвоевременное представление отчетности, в том числе: по форме СЗВ-М за июль 2016 года на основании требования №207S01160154223 от 20.12.2016 со сроком исполнения до 16.01.2017 (в части штрафа на сумму 41 359,77 руб.); по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на основании требования №207S01200004391 от 06.11.2020 со сроком исполнении до 24.11.2020 (в части штрафа на сумму 1500 руб.); по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год на основании требования №207S01200004392 от 06.11.2020 со сроком исполнении до 24.11.2020 (в части штрафа на сумму 1000 руб.).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона №27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона №27-ФЗ (в редакции спорного периода) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2016 года приходился на 10.08.2016, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 01.03.2019, за 2019 год на 02.03.2020.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Из материалов дела следует, что кооператив как страхователь представил в УПФР сведения по форме СЗВ-М тип «исходная» за июль 2016 года на 235 застрахованных лиц 29.08.2016.

По форме СЗВ-СТАЖ по типу формы «исходная» сведения за 2018, 2019 годы были представлены должником без информации соответственно на 3-х и 2-х застрахованных лиц, отраженных в РСВ указанных периодов, переданных налоговому органу.

В последующем, 21.08.2020 за 2018 год и 22.08.2020 за 2019 год страхователем после получения уведомлений третьего лица 21.08.2020 представлены дополняющие формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, ранее не отраженных в их исходных формах.

По результатам оценки указанной отчетности 28.09.2016 (в части СЗВ-М за июль 2016 года), и 25.08.2020 (в части СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019 годы) составлены акты №207S18160001805, №207S18200003931, 207S18200003932 о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми зафиксировано, что сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года на 235 застрахованных лиц, а по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 и 2019 годы на 3-х и 2-х застрахованных лиц представлены страхователем за пределами установленных сроков. Уведомлениями, содержащимися в таких актах, переданных страхователю, он поставлен в известность о необходимости явки на 11.11.2016 и на 06.10.2020 для их рассмотрения.

По итогам рассмотрения актов начальником УПФР вынесены решения №207S19160001681 от 11.11.2016, 207S19200004402, 207S19200004403 от 06.10.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафов в размерах 117 500 руб. (235 лиц*500 руб.), 1500 руб. (3 лица*500 руб.) и 1000 руб. (2 лица*500 руб.) соответственно за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона №27-ФЗ. Копии решений высланы должнику почтой.

В последующем УПФР страхователю были выставлены ранее указанные требования об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и направлены почтой должнику.

По результатам оценки приведенных материалов о выявленном факте допущенного нарушения по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.

Предъявленный за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за июль 2016 года на основании требования №207S01160154223 от 20.12.2016 штраф в части суммы 41 359,77 руб. являлся предметом рассмотрения Арбитражного суда Забайкальского края по заявлению третьего лица о его взыскании в составе суммы 117 500 руб. в рамках дела №А78-9524/2017, итогом которого явилось вступившее в законную силу решение от 16.08.2017 о взыскании такой санкции в полном объёме.

На основании пункта 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Положениями пункта 2 статьи 69 АПК РФ закреплено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно статье 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, в том числе по делам, возникающим из налоговых правоотношений, что, в свою очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 №13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции», арбитражные суды должны учитывать, что преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу споров.

Таким образом, преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта судов первой, апелляционной и надзорной инстанций и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение. Если обязательность судебного акта означает его соблюдение и исполнение всеми, и касается вопросов конкретных прав и обязанностей субъектов, преюдициальность же затрагивает вопросы факта и имеет свои объективные и субъективные пределы.

В статье 2 Закона о банкротстве установлено, что обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Исходя из положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным Федеральным законом.

На основании пункта 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

С учётом правовой позиции, изложенной в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.

В данном случае предъявленный обществу штраф в сумме 41 359,77 руб. за июль 2016 года не является текущим платежом, а относится к реестровому, поскольку предъявлен за соответствующее правонарушение, совершенное должником до возбуждения дела о банкротстве, и потому с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств, суд полагает, что он является обоснованным, его законность подтверждена вступившим в силу приведенным судебным актом, возможность его предъявления не утрачена, в связи с чем, он подлежит включению в РТК должника третьей очереди по правилам пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве.

Касательно предъявленных к включению в реестр требований кредиторов должника штрафов на суммы 1500 руб. и 1000 руб. за несвоевременную сдачу отчетов по форме СЗВ-СТАЖ соответственно за 2018 и 2019 годы суд отмечает следующее.

Как следует из материалов дела и отмечено ранее, должником как страхователем 21.08.2020 за 2018 год и 22.08.2020 за 2019 год после получения уведомлений третьего лица 21.08.2020 представлены дополняющие формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, ранее не отраженных в их исходных формах.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция № 766н), действовавшей в спорные периоды, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 39 Инструкции № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Аналогичные правила закреплены в пункте 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда №211н от 22.04.2020 ,вступившей в силу 27.07.2020.

Должником, после получения от третьего лица 21.08.2020 (что следует из представленного третьим лицом скриншота АРМ Приема ПФР, и на что указано в его решениях №№207S19200004402, 207S19200004403 от 06.10.2020) в пределах пятидневного срока были устранены выявленные неточности, и 21.08.2020 за 2018 год, а 22.08.2020 за 2019 год, представлены сведения по дополняющей форме СЗВ-СТАЖ в отношении 3-х и 2-х застрахованных лиц.

Таким образом, должником как страхователем было реализовано право на уточнение (исправление) представленных сведений путем их корректировки и передаче фонду в пределах допустимого указанными инструкциями 5-тидневного срока, соблюдение которого исключает применение санкций, предусмотренных статьей 17 Закона №27-ФЗ, а потому в рассматриваемом случае оснований для признания их обоснованными не имеется, и в данной части требование уполномоченного органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 71, 134 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Федеральной налоговой службы удовлетворить частично.

Признать обоснованным и включить требование Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов производственного кооператива «Коллективное предприятие «Беклемишевское» третьей очереди в размере 41 359,77 руб. задолженности по штрафам.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья Д.Е. Минашкин