ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-10813/2021 от 21.02.2022 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-10813/2021

Арбитражный суд в составе: судьи Васильева Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой А.В.,

рассмотрев в заседании суда дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "Профессиональные Системы Автоматизации", ОГРН <***>, ИНН <***>, 111123, <...> А,

к Администрации Главы Чувашской Республики, ОГРН <***>, ИНН <***>, 428004, <...>,

о взыскании 221577 руб. 24 коп.,

третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике; Министерство финансов Чувашской Республики; общество с ограниченной ответственностью "1С-Битрикс"; индивидуальный предприниматель ФИО1; общество с ограниченной ответственностью "СИС груп".

при участии:

от истца - ФИО2 по доверенности от 11.10.2021 №18/2021, ФИО3 по доверенности от 11.10.2021 №17/2021 (путем участия в онлайн-заседании),

от ответчика - ФИО4 и ФИО5 по доверенности от 22.12.2021 №05/05-22402, ФИО6 по доверенности от 17.02.2022 № 06/08-2121,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Профессиональные Системы Автоматизации" (далее – Общество, истец) обратилось с иском к Администрации Главы Чувашской Республики (далее – Администрация, ответчик) о взыскании 213912 руб. 06 коп. долга по государственному контракту от 21.12.2020 №20-2044 на оказание услуг по внедрению и предоставлению неисключительных прав на право использования компьютерного программного обеспечения "1С-Битрикс24", 5747 руб. 10 коп. пени за период с 23.06.2021 по 27.10.2021 и далее по день фактической оплаты долга. Истец также просил взыскать соответчика 50000 руб. расходов на оплату услуг представителя (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ в редакции от 25.01.2022).

В обоснование иска указано, что между Администрацией (Заказчик) и Обществом (Исполнитель) был заключен государственный контракт № 20-2044 от 21.12.2020 на оказание услуг по внедрению и предоставлению неисключительных прав на право использования компьютерного программного обеспечения «1С-Битрикс24» (далее - Контракт).

По Контракту истец, выступая Исполнителем, обязался оказать ответчику услуги по внедрению и предоставлению неисключительных прав на право использования компьютерного программного обеспечения «1С-Битрикс24» (далее - Услуги) и сдать результат услуг ответчику, выступавшему по Контракту Заказчиком, а Заказчик обязался принять результат услуг и оплатить их.

Согласно п. 2.1. Контракта цена составляет 413912 руб. 06 коп. Цена этапов выполнения работ: - цена 1-го этапа составляет 200000 руб.; - цена 2-го этапа составляет 213912 руб. 06 коп. Первый этап выполнен Исполнителем и оплачен Заказчиком в полном объеме. Претензий у Истца и Ответчика не имеется.

Второй этап выполненных работ выполнен Исполнителем, но Заказчик не принимает, не подписывает акт выполненных работ.

Обязательства по Договору были исполнены Исполнителем в полном объеме в предусмотренные Договором сроки.

При сдаче оказанных услуг Исполнителем Заказчику 27.03.2021 № 217 предъявлен акт оказанных услуг № 217 от 29.03.2021 и повторно 30.04.2021 № 217.

В соответствии с п. 2.1., 2.4., 2.5., 2.6., 5.2.1, 5.2.3. Контракта Заказчик обязан оплатить оказанные Исполнителем услуги в размере 213912 руб. 06 коп. в срок до 30.04.2021 путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счёт Исполнителя.

Однако до настоящего времени оплата оказанных услуг Заказчиком не произведена.

В соответствии с п. 5.2.1. Контракта, Заказчик обязался предоставить для внедрения программного обеспечения все информационные материалы, предусмотренные техническим заданием.

При отсутствии претензий к выполненным Услугам подписать акт сдачи-приемки оказанных Услуг в течение 14 рабочих дней после его получения Заказчиком подписанного со стороны Исполнителя.

Согласно п. 2.5. Контракта Заказчик производит расчет с Исполнителем в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта приема-сдачи оказанных услуг, авансирования нет.

Истец направил в адрес Ответчика акт оказанных услуг № 217 от 29.03.2021 по Этапу № 2. Блоки внедрения в направлении «Ежедневный план Главы», на сумму 213912 руб. 06 коп.

Для сдачи оказанных услуг Исполнителем Заказчику 27.03.2021 предъявлен акт оказанных услуг от 29.03.2021 № 217, на что в т.ч. ссылается Администрация в претензии № 06/05-8950 от 01.06.2021. Истец повторно в адрес Ответчика направил акт оказанных услуг № 217 от 30.04.2021. Мотивированного и обоснованного отказа от подписания акт оказанных услуг № 217 от 30.04.2021 Ответчик не представил.

Ответчик направил в адрес Истца решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 06/05-68600 от 26.04.2021.

Письмом № 31.004/21 от 12.05.2021 Истец сообщил Ответчику, что ошибки при тестировании портала связаны с особенностью интеграции почтового сервера microsoftexchange и требованиями Администрации по установке сертифицированного ФСТЭК корпоративного портала версии 2017 года. Данное требование не предусматривает обновлений до последней версии 2021 года, в связи с этим все тесты не могут быть полностью пройдены.

Сопроводительным письмом № 36.004/21 от 19.05.2021 по электронной почте 20.05.2021 Истец направил в адрес Ответчика акт оказанных услуг № 219 от 19.05.2021 на сумму 213912 руб. 06 коп., на что в т.ч. ссылается Администрация в претензии № 06/05-8950 от 01.06.2021.

Сопроводительным письмом № 37.015/21 от 02.06.2021 по электронной почте 02.06.2021 Истец повторно направил в адрес Ответчика акт оказанных услуг № 219 от 19.05.2021 (опечатка - указано 02.06.2021) на сумму 213912 руб. 06 коп., а также сообщил, что для устранения большинства ошибок, указанных в претензии № 06/05-8950 от 01.06.2021 электронного аукциона No0115200001120002044 и получение официального письма от Битрикс24 - требуется обновление портала Битрикс24 до последней актуальной версии. При этом сообщил, что сертификат ФСТЭК при обновлении лицензии перестанет действовать. Наличие данных ошибок при тестировании портала согласно проверкам не влияют на полноценное функционирование портала, и не могут создать критических ситуаций у пользователей портала. Битрикс24 полностью работает согласно техническим требованиям, заваленным в аукционе.

В связи с тем, что Контракт был полностью исполнен и претензия N 06/05-8950 от 01.06.2021 не может быть устранена по причинам не зависших от Истца, а также, на основании вышеизложенного Истец просил принять работы, выполненные Исполнителем по 2-му этапу и подписать акт оказанных услуг № 219 от 19.05.2021 (опечатка - указано 02.06.2021) или обновить портал до последней версии Битрикс24 и предоставить Исполнителю дополнительно 5 рабочих дней для устранения ошибок тестирования.

Мотивированного и обоснованного отказа от его подписания акта оказанных услуг № 219 от 19.05.2021 Ответчик не представил.

16.06.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступило обращение Администрации о включении в Реестр сведений об ООО «Профессиональные Системы Автоматизации», в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке.

Представители ООО «Профессиональные системы Автоматизации» пояснили 21.06.2021 в УФАС, что ошибки программного обеспечения возникли в связи с установлением сертифицированной версии ФСТЭК России корпоративного портала Битрикс24 а также в связи с тем, что разработчики Битрикс24 выпустили новые обновления данного программного обеспечения, т.е. новую версию, которая еще не является сертифицированной версией ФСТЭК, так как еще не прошла проверку и на нее не получен сертификат ФСТЭК. Официальный разработчик системы Битрикс24 сообщил в письме, что для устранения вышеназванных ошибок необходимо обновить программное обеспечение до новой версии, но обновить данную версию программного обеспечения до новой версии не представляется возможным для Заказчика, в связи с тем, что Заказчик обязан использовать только сертифицированную версию ФСТЭК. Установленный сертификат ФСТЭК в случае обновлений Битрикс24 становится недействительным.

Вместе с тем, представители Общества пояснили 21.06.2021 в УФАС, что ООО «Профессиональные системы Автоматизации» произведена экспертиза в добровольном порядке, по итогам которой выяснилось, что для успешного прохождения тестов необходимо обновление портала Битрикс24 до последней версии. Сертификат ФСТЭК в случае обновлений Битрикс24 становится недействительным. Если наличие сертификатов ФСТЭК важно для организации, то наличие вышеуказанных ошибок не влияет на работу пользователей в корпоративном портале, не является критичным и не препятствует стабильному функционированию портала Битрикс24, который полностью работает согласно техническим требованиям, заявленным в аукционе.

В ходе переписки Исполнителя с Заказчиком Общество уведомляло его о необходимости обновления системы еще до получения претензии со сторон Заказчика, однако официального подтверждения о том, что Общество может обновить портал до последней версии самостоятельно не получено. В связи с этим устранение ошибок тестирования, указанных в претензиях, невозможно выполнить с 12.04.2021, в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта, по вине Заказчика.

01.06.2021 Заказчиком в адрес Общества направлена претензия, в которой Заказчик указывает на то, что исполнителем не выполнены работы по проверке работоспособности и устранения ошибок, а также оптимизации работоспособности сервера и портала. На основании изложенного, Заказчик просит устранить указанные в претензии от 01.06.2021 недостатки в срок до 04.06.2021.

ООО «Профессиональные Системы Автоматизации» в УФАС 21.06.2021 пояснили, что контракт был полностью исполнен, а ошибки, указанные в претензии № 06/05- 8950 от 01.06.2021, не могут быть устранены по причинам, не зависящим от Общества.

Наряду с изложенным, представители ООО «Профессиональные Системы Автоматизации» сообщили, что в аукционной документации не указаны сведения о наличии у Заказчика сертификатов ФСТЭК на программные и аппаратные средства, а также сроки истечения таких сертификатов в случае их наличия, что не позволяет участникам обоснованно сформировать свои предложения по исполнению государственного контракта.

Кроме того, аукционной документацией не предусмотрено продление сертификатов ФСТЭК исполнителем по государственному контракту, и следовательно, не указание в аукционной документации сведений о наличии у Заказчика таких сертификатов и сроках истечения их действия влияет на условия исполнения государственного контракта.

Согласно части 10 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи. Однако Заказчик указанным правом не воспользовался и не привлек к экспертизе и оценке результатов экспертов или экспертные организации.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Профессиональные Системы Автоматизации» приняты все возможные меры, направленные на исполнение обязательств по контракту, о чем указано на стр. 8 решения УФАС.

При рассмотрении одностороннего отказа Заказчика от договора комиссия УФАС признала достаточными пояснения Истца и вынесло решение № 021/06/104-671/2021 от 24.06.2021 не включать ООО «Профессиональные Системы Автоматизации» в реестр недобросовестных поставщиков; действий, нарушающих условия Контракта не выявлено.

УФАС указало в своем решении (стр. 9 решения УФАС), что «услуги, предусмотренные Контрактом оказывались Обществом Заказчику своевременно, что не может свидетельствовать о недобросовестном поведении Общества».

Статья 753 ГК РФ предусматривает возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ, и защищает, таким образом, интересы подрядчика, если заказчик необоснованно уклоняется от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пунктах 8 и 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 г. № 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).

Заказчик обязан, в соответствии с положениями статьи 720 ГК РФ, организовать приемку результата, подписать акт, либо вернуть неподписанный акт с мотивированным отказом от его подписания. Обязанность доказывания обоснованности мотивов отказа от подписания актов о приемке выполненных работ возложена на заказчика.

Администрация мотивированного и обоснованного отказа от подписания акта о приемке выполненных работ Истцу не представила, тем самым акты о приемке выполненных работ считаются подписанными и согласованными в редакции Администрации.

В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 21.09.2015 NД28и-2821 односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг не прекращает обязательства заказчика оплатить исполнителю необходимые расходы, которые он понес в счет услуг, как оказанных, так и еще не оказанных, до момента одностороннего отказа заказчика от исполнения договора. Таким образом, расходы, понесенные исполнителем, могут быть оплачены заказчиком как до отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг, так и после него, в т.ч. взысканы с заказчика в судебном порядке.

Ввиду нарушения Администрацией обязательств по оплате, Истец вынужден был обратиться за квалифицированной юридической помощью в ООО «Тендэксперт» и заплатил 50000 руб. за оказание юридических услуг, что подтверждается договором об оказании юридических услуг № 12 от 23.08.2021 и платежным поручением № 208 от 20.09.2021 на сумму 50000 руб., оплаченного по счету № 30 от 14.09.2021.

Истцом 13.08.2021 в адрес Ответчика было отправлено требование (претензия) о погашении задолженности № 22 от 19.07.2021, которое было получено ответчиком 16.08.2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике; Министерство финансов Чувашской Республики; общество с ограниченной ответственностью "1С-Битрикс"; индивидуальный предприниматель ФИО1; общество с ограниченной ответственностью "СИС груп".

В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях от 25.01.2022, согласно которым истец указал, что после долгой переписки ответчик в претензии № 06/05-8950 от 01.06.2021 просил истца устранить недостатки услуг в срок до 04.06.2021. Сопроводительным письмом № 37.015/21 от 02.06.2021 по электронной почте 02.06.2021 истец повторно направил в адрес ответчика акт оказанных услуг № 219 от 02.06.2021 на сумму 213912,06 руб., а также сообщил, что для устранения большинства ошибок, указанных в претензии № 06/05-8950 от 01.06.2021, требуется обновление портала Битрикс24 до последней актуальной версии. При этом сообщил, что сертификат ФСТЭК при обновлении лицензии перестанет действовать. Наличие данных ошибок при тестировании портала согласно проверкам не влияют на полноценное функционирование портала, и не могут создать критических ситуаций у пользователей портала. Битрикс24 полностью работает согласно техническим требованиям, заваленным в аукционе. В связи с тем, что Контракт был полностью исполнен и претензия № 06/05-8950 от 01.06.2021 не может быть устранена по не зависящим от истца причинам, истец просил принять работы, выполненные по 2 этапу и подписать направленный в адрес ответчика акт оказанных услуг № 219 от 02.06.2021 или обновить портал до последней версии Битрикс24 и предоставить исполнителю дополнительно 5 рабочих дней для устранения ошибок тестирования. Мотивированного и обоснованного отказа от подписания акта оказанных услуг № 219 от 02.06.2021 ответчик не представил. Тем самым акты о приемке выполненных работ считаются подписанными и согласованными.

Для исполнения своих обязательств по государственному контракту № 20-2044 от 21.12.2020 истцом был заключен с ООО «Сертифицированные информационные системы груп» договор № 26929 от 18.12.2020. Согласно УПД № 211220-1 от 21.12.2020 истец приобрел «Пакет сертификации 1С Битрикс 24: Корпоративный портал» и Сертифицированный USB-ключ eToken для получения сертифицированных обновлений». Оплата была осуществлена по платежному поручению №22 от 21.12.2020. Истцом в адрес ООО «Сертифицированные информационные системы груп» было направлено письмо № 21 от 18.01.2022 с просьбой дать разъяснения, влияют ли данные ошибки, возникшие из-за выхода новых обновлений, на которые еще нет сертификации ФСТЭК критическими и влияют ли данные ошибки, возникшие из-за выхода новых обновлений, на работу системы? А также просили пояснить, является ли система критически уязвимой и может ли дальше продолжать работать без обновлений, о чем говорится в указаниях по эксплуатации к «Пакет сертификации 1С Битрикс 24: Корпоративный портал» и Сертифицированный USB-ключ eToken для получения сертифицированных обновлений»? ООО «Сертифицированные информационные системы груп», являясь заявителем в системе сертификации средств защиты информации и производителем сертифицированных по требованиям ФСТЭК России версий программных продуктов, в частности программного комплекса «1С-Битрикс24» (сертификат соответствия ФСТЭК России № 3268), подтверждают своим письмом № 22-04/П от 24.01.2022, что на текущий момент последней актуальной сертифицированной версией 1С-Битрикс24 является 18.5.180, которая и установлена у Заказчика. На данный момент критических уязвимостей (т.е. ошибок, которые грозят утечкой информации) в программном комплексе не выявлено, информация о подтвержденных уязвимостях по безопасности от разработчиков не поступало, сертифицированные обновления безопасности не выходили. Пользователи могут продолжать эксплуатировать систему до официально заявленного срока поддержки - 31.12.2024, либо переходить при необходимости на более актуальную сертифицированную версию (в случае завершения процедуры сертификации и получения производителем нового сертификата соответствия ФСТЭК России).

Таким образом, Заказчику необходимо пользоваться, установленной ему версией до момента, пока не выйдут сертифицированные обновления. А пока подтвержденных уязвимостях по безопасности нет, даже если система выдает ошибки. Ошибки система выдает в связи с тем, что нужно обновить систему, но эти ошибки не критичны и уязвимостей для утечки информации, данных, с которыми работает Заказчик, нет.

Заказчик не требовал сертификацию ФСТЭК продукта при проведении закупки, что и не было указано в техническом задании к закупке. Но Исполнитель для исполнения контракта самостоятельно приобрел данные продукты, которые не входили в цену контракта: «Пакет сертификации 1С Битрикс 24: Корпоративный портал» и Сертифицированный USB-ключ eToken для получения сертифицированных обновлений». Конкретно эти продукты, подтверждающие сертификацию ФСТЭК просил Заказчик, и они ему подходят.

Исходя из сложившейся судебной практики, если параметры и технические (функциональные) характеристики поставленного товара позволяют его эксплуатировать по предназначению - отказ от приемки товара признается неправомерным. Кроме того, истец считает, что Заказчиком нарушен п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Полагает, что непрохождение тестов не влияет на его функциональные, технические и качественные характеристики.

Представители истца также пояснили, что истец легко может устранить появление уведомлений о наличии ошибок в работе корпоративного портала путем произведения соответствующей настройки в разделе «Монитор качества» - «проставления галочек в необходимых местах», после чего информация об ошибках не будет появляться. По мнению истца, последний абзац письменных пояснений третьего лица - ООО "СИС груп" от 11.02.2022 подтверждает данные доводы истца. Для этого необходимо, чтобы ответчик предоставил истцу доступ к своему корпоративному порталу, однако ответчик отказывается предоставить истцу такой доступ. Ответчик ограничил доступ истцу к своему корпоративному порталу уже давно, еще при первоначальной сдаче программы, в связи с чем истец после этого не имел возможности ни обновить портал, ни устранить появление уведомлений о наличии ошибок путем соответствующей настройки в разделе «Монитор качества» - «проставления галочек в необходимых местах». Между сторонами помимо переписки по электронной почте имелась также переписка посредством мессенджеров. По мнению истца, разработанная истцом программа работает надлежащим образом, не имеет каких-либо существенных недостатков. Ответчик, ссылаясь на наличие недостатков, не произвел экспертизу программного обеспечения. В переписке с истцом разработчик программного комплекса ООО "1С-Битрикс" сообщил, что не имеет возможности произвести диагностику причин появления уведомлений об ошибках, поскольку не произведено обновление портала до актуальной версии.

Представитель ответчика иск не признали по изложенным в отзыве основаниям.

В отзыве ответчик указал, что в соответствии с пунктом 5.1.2. Контракта Исполнитель обязан качественно и в срок выполнить предусмотренные Контрактом Услуги в соответствии с Техни­ческим заданием, согласно которому система должна обеспечивать определен­ные требования, в том числе защиту информации от несанкционированного до­ступа. При этом блоки внедрения программного обеспечения включают блок со­здания структуры органов государственной власти Чувашской Республики на пор­тале «1С-Битрикс24», блок внедрения системы уведомлений заявителей и ответ­ственных сотрудников и другие блоки, подтверждающие функциональное назна­чение данного программного обеспечения для обеспечения деятельности органа исполнительной власти Чувашской Республики.

Согласно пункту 26 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных си­стемах, утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспорт­ному контролю от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите ин­формации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государ­ственных информационных системах» (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2013, регистрационный № 28608) в информационных системах применяют­ся средства защиты информации, сертифицированные на соответствие обяза­тельным требованиям по безопасности информации, установленным Федераль­ной службы по техническому и экспортному контролю, или на соответствие требо­ваниям, указанным в технических условиях (заданиях по безопасности).

В пункте 2 «Организационный объем» Технического задания (Приложение № 1 к Контракту) указано, что Исполнитель производит: проверку работоспособ­ности и устранение ошибок. Для этого на портале предусмотрена функция «Мони­тор качества».

На сегодняшний день имеются следующие ошибки:

Наименование пунктов

Наименование подпунктов, не прошедших тестирование

Описание ошибки

1

Веб-окружение

Проверка работы корпоратив­ного портала

Не пройдено

Полное тестирование систе­мы

Не пройдено

2

Безопасность

Проверка сканером безопас­ности

Не пройдено

3

Сдача проекта

Ядро проекта не модифици­ровалось

Не пройдено

Без устранения данных ошибок не может быть пройдено полное тестирова­ние портала.

Сертификация ФСТЭК - процедура получения документа, подтверждающе­го, что средство защиты информации соответствует требованиям нормативных и методических документов ФСТЭК России. 1С-Битрикс24 сертифицируется по тре­бованиям документов «Руководящий документ. Приказ председателя Гостехко­миссии России от 4 июня 1999 г. N 114» и ТУ (Технических условий) по 4 уровню. Сертификацию имеют право проводить только аккредитованные ФСТЭК России органы по сертификации и испытательных лабораторий. Реестр аккредитованных ФСТЭК России органов по сертификации и испытательных лабораторий имеется на сайте ФСТЭК России.

Если бы Администрация Главы Чувашской Республики разрешила обновить портал до последней актуальной версии, которая не сертифицирована, то уста­новленный сертифицированный дистрибутив портала Битрикс24 (Сертификат ФСТЭК России 3268, версия 18.5.180) стал бы не актуальным, так как изменилась бы контрольная сумма сертифицированного дистрибутива и версия портала на 21.xx.xx.

Нарушение взятых на себя обязательств Исполнителя, невыполнение им работ в полном объеме, в том числе в соответствии с техническим заданием, вле­чет негативные последствия для Заказчика - работы до настоящего времени не выполнены и заказчик лишен возможности использовать программное обеспече­ние «1С-Битрикс24», что является существенным нарушением Контракта и осно­ванием для его расторжения.

Представители ответчика также пояснили, что толкуют последний абзац письменных пояснений третьего лица - ООО "СИС груп" от 11.02.2022 таким образом, что для устранения ошибок в программе истца отсутствует необходимость обновления портала, истец имел возможность устранить ошибки без обновления портала, но не сделал этого. После того, как ответчик выставил истцу требование об устранении недостатков в апреле 2021 года, истец не произвел какое-либо устранение недостатков.

На вопрос суда, в чем именно проявляются недостатки, представитель ответчика пояснил, что при запуске программы появляется информация об обнаружении ошибок в работе корпоративного портала, в связи с чем пользователь программы не сможет спокойно работать с программой, будет вынужден наживать кнопку тестирование, выяснять причины появления такой информации.

Иные участники процесса явку своих представителей в суд не обеспечили, будучи надлежащим образом извещены о дате и времени его проведения.

Третье лицо - ООО "СИС груп" представило письменные пояснения от 11.02.2022, в которых указало, что ООО «СИС груп» являлось заявителем при сертификации программного комплекса: «1С-Битрикс24» - версия программного комплекса 18.5.180 (в редакциях Корпоративный портал, Энтерпрайз (вариант поставки «Холдинг»), Энтсрпрайз (вариант поставки «Интеграционная шина»), Внутренний портал учебного заведения). По результатам сертификации в отношении программного комплекса «1С-Битрикс24» был выдан сертификат соответствия информации №3268 (информация об окончания срока технической поддержки: до 31.12.2024).

Согласно пункту 4 Положения о системе сертификации средств защиты информации, утвержденному Приказ ФСТЭК России от 03.04.2018 N 55 (далее - Положение о сертификации), сертификация средств защиты информации осуществляется на соответствие требованиям по безопасности информации, установленным нормативными правовыми актами ФСТЭК России, а также техническими условиями, техническим заданием, заданием по безопасности, согласованным и заявителями на сертификацию с ФСТЭК России (далее - требования по безопасности информации).

Объектом оценки в рамках сертификации выступало исключительно ядро программного комплекса (информационной системы) «1С-Битрикс24», компоненты среды функционирования и доработки, выполненные Истцом для реализации требуемых бизнес-функций Ответчика, не относились к объекту оценки в рамках сертификации.

Таким образом, наличие сертификата ФСТЭК России №3268 на версию 18.5.180 подтверждает соответствие ядра информационной системы в конфигурации данной версии информационной системы требованиям безопасности информации.

Правообладатель (разработчик) вправе модифицировать (осуществлять доработку) программный комплекс «1С-Битрикс24», в т.ч. путем выпуска новых версий информационной системы, для применения которых пользователи осуществляют обновление информационной системы до вновь выпущенной версии.

Новая последующая версия информационной системы не влияет на действительность сертификата, подтверждающего соответствие версии 18.5.180 требованиям по безопасности информации, однако обновление информационной системы разработчиком предполагает изменение конфигурации ядра информационной системы по сравнению с ядром информационной системы версии 18.5.180, такое ядро в новой конфигурации представляет собой новых объект, отличный от объекта ранее осуществленной сертификации. В этой связи сертификат №3268 не распространяется на такую новую версию информационной системы, в которой были внесены изменения в ядро информационной системы, и не может подтверждать соответствие измененного ядра требованиям безопасности информации, если разработчик не инициирует оценку таких изменений на соответствие требованиям безопасности информации

Интегратор (т.е. лицо, осуществляющее внедрение информационной системы конкретному пользователю), которым в рамках настоящего спора выступает Истец, в рамках интеграции информационной системы также обладает потенциальной технической возможностью адаптировать систему под бизнес-процессы Ответчика, что формально может поатиять на конфигурацию ядра и привести к изменению конфигурации ядра.

ООО «СИС груп» не обладает информацией о факте изменения конфигурации ядра в рамках работ Истца по внедрению информационной системы для Ответчика.

В материалах дела представлена фотография (скриншот), отображающая результаты использования штатного функционала информационной системы - «Монитор качества».

На данном скриншоте отображены следующие 4 уведомления о формальной недостоверности утверждений, которые проверяются на достоверность при запуске функции «Монитор качества».

I .Веб-окружение, Проверка работы корпоративного портача.

2. Веб-окружение. Полное тестирование системы.

3. Безопасность. Проверка сканером безопасности.

4. Сдача проекта. Ядро проекта не модифицироваюсь

Уведомления №№1-3 напрямую не относятся к предмету сертификации и не связаны с нарушением требований по безопасности информации, на соответствие которых осуществлялась проверка программного комплекса в ходе сертификации программного комплекса.

Уведомление №4 потенциально может относится к предмету сертификации (ядру программного комплекса), который проходил оценку, но только в том случае, если со стороны интегратора (Истца) вносились изменения в ядро информационной системы для реализации бизнес-функционала Ответчика.

Предположительно вышеуказанные уведомления в рамках применения штатного функционала «Монитор качества» могут быть устранены путем настройки информационной системы Интегратором без модификации исполняемых файлов (т.е. без обновления информационной системы).

В дополнительных письменных пояснениях от 17.02.2022 третье лицо ООО «СИС груп» указало, что для идентификации программного комплекса и его верификации в части соответствия образцу, проходившему сертификационные испытания, необходимо выполнить расчет контрольных сумм неизменяемых файлов в соответствии с методикой, приведенной в формуляре на сертифицированный программный комплекс. По результатам проведения данной методики можно определить, вносились ли какие-либо изменения в ядро программного комплекса при установке его Ответчику. Если контрольные суммы будут идентичны эталонным суммам, представленным в электронном приложении к формуляру, то данный факт будет подтверждать отсутствие изменений в ядро программного комплекса.

Выслушав участников процесса, суд в целях всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, судебное разбирательство подлежит отложению.

Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

отложить рассмотрение дела на15 час. мин. марта 2022 года .

Судебное заседание состоится в помещении суда по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 4, каб. , тел.24-01-44, факс 62-54-00.

Истцу – представить:

- подробные письменные пояснения в обоснование своего довода о том, что «истец может устранить появление уведомлений о наличии ошибок в работе корпоративного портала путем произведения соответствующей настройки в разделе «Монитор качества» - «проставления галочек в необходимых местах»;

- доказательства направления в адрес ответчика писем по электронной почте;

- всю иную имеющуюся переписку между сторонами, помимо приложенной к иску, в том числе посредством электронных мессенджеров;

- доказательства в обоснование доводов о том, что ответчик ограничил доступ истцу к своему корпоративному порталу после первоначальной сдачи программы, когда это произошло, чем подтверждается.

Ответчику - подробно обосновать свой довод о том, что разработанная истцом программа является неработоспособной; какие конкретно недостатки имеет программа; почему ответчик не имеет возможности работать с данной программой;

- подробно обосновать, почему ответчик отказался по просьбе истца обновить свой портал Битрикс24 до последней версии либо предоставить истцу возможность произвести указанное обновление;

- подробно обосновать, почему ответчик отказался по просьбе истца предоставить истцу возможность устранить появление уведомлений об ошибках путем произведения соответствующей настройки;

- подробно обосновать, какое существенное значение для ответчика имеет факт наличия сертифицированной версии портала Битрикс24, а не его последней версии; почему истец обязан обеспечить функционирование программы именно на сертифицированной версии портала Битрикс24, а не его последней версии; были ли предусмотрены при проведении закупки и в техническом задании требования о наличии у продукта сертификации ФСТЭК. Если нет – то обосновать правомерность своих требований к истцу о наличии такой сертификации.

Третьему лицу ООО "1С-Битрикс" - представить пояснения по существу спора, в том числе, о том, действительно ли при обновлении портала Битрикс24 до последней версии сертификат ФСТЭК становится недействительным; могут ли ошибки при тестировании, на которые ссылается ответчик, быть вызваны тем обстоятельством, что ответчик отказался по просьбе истца обновить свой портал Битрикс24 до последней версии либо предоставить истцу возможность произвести указанное обновление. Пояснения в отношении довода истца о том, что «истец может устранить появление уведомлений о наличии ошибок в работе корпоративного портала путем произведения соответствующей настройки в разделе «Монитор качества» - «проставления галочек в необходимых местах».

Третьему лицу ИП ФИО1 - представить пояснения по существу спора, в том числе, об обстоятельствах направления ИП ФИО1 в адрес ответчика письма № 44.846-551 от 03.06.2021; доказательства того, что ИП ФИО1 является сертифицированным партнером Битрикс24; могут ли ошибки при тестировании, на которые ссылается ответчик, быть вызваны тем обстоятельством, что ответчик отказался по просьбе истца обновить свой портал Битрикс24 до последней версии либо предоставить истцу возможность произвести указанное обновление. Являются ли указанные ошибки существенными, влияют ли они на работоспособность программы истца; пояснения в отношении довода истца о том, что «истец может устранить появление уведомлений о наличии ошибок в работе корпоративного портала путем произведения соответствующей настройки в разделе «Монитор качества» - «проставления галочек в необходимых местах».

Третьему лицу ООО "СИС груп" – представить подробные пояснения о том, что конкретно подразумевалось в последнем абзаце письменных пояснений третьего лица - ООО "СИС груп" от 11.02.2022 («Предположительно вышеуказанные уведомления в рамках применения штатного функционала «Монитор качества» могут быть устранены путем настройки информационной системы Интегратором без модификации исполняемых файлов (т.е. без обновления информационной системы)») – какая настройка имелась ввиду. Действительно ли у истца имеется возможность устранить появление уведомлений о наличии ошибок в работе корпоративного портала путем произведения соответствующей настройки в разделе «Монитор качества» - «проставления галочек в необходимых местах».

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии извещает лиц, участвующих в деле, о наличии технической возможности проведения судебных заседаний с использованием системы веб - конференции (в режиме онлайн - заседаний). С Инструкцией для получения доступа к онлайн-заседанию можно ознакомиться  по адресу  https://my.arbitr.ru/#help/4/55.

Также для лиц, участвующих в деле,  обеспечена возможность ознакомления с аудиопротоколами судебных заседаний и другими документами по судебным делам. Доступ предоставляется к документам, поступившим в электронном виде через систему "Мой арбитр", а также отсканированным документам, поступившим в суд на бумажном носителе. Инструкция для получения доступа к материалам дел  находится по адресу: https://my.arbitr.ru/#help/4/54.

Судебные акты, выполненные в форме электронного документа, направляются лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством их размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Для идентификации сторон, в целях доступа к судебным актам в форме электронных документов, размещенным в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), используется цифровой код доступа, указанный в правом нижнем углу первой страницы судебного акта.

По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку (статьи 177, 186 АПК РФ).

Объявления о перерывах в ходe судебного заседания размещаются на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии: www.chuvashia.arbitr.ru

Судья                                                                                                       Е.В. Васильев