ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-3589/18 от 09.08.2018 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-3589/2018

15 августа 2018 года

Резолютивная часть определения объявлена 09 августа 2018 года.

Полный текст определения изготовлен 15 августа 2018 года.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии

в составе судьи Кузнецовой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоминой О.В.,

рассмотрев в заседании суда ходатайство

ФИО1 (ИНН <***>), г. Чебоксары Чувашской Республики

об исключении из конкурсной массы должника денежных средств

по делу по заявлению должника

ФИО1 (ИНН <***>), г. Чебоксары Чувашской Республики

о признании банкротом,

без участия сторон,

установил:

должник ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании банкротом.

Решением от 15 июня 2018 года (резолютивная часть объявлена 09 июня 2018 года) суд признал гражданина ФИО1банкротом, ввел в отношении него процедуру реализации имущества должника сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим утвердил ФИО2.

Сообщение о введении процедуры реализации имущества гражданина опубликовано в газете «Коммерсантъ» 23.06.2018 № 108.

Должник ФИО1 обратился в суд с ходатайством об исключении из конкурсной массы должника денежных средств, необходимых для оплаты его личных нужд в размере величины прожиточного минимума, установленного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики для трудоспособного населения; денежные средства, необходимые на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере ? величины прожиточного минимума, установленного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики для детей, ежемесячно с даты введения процедуры реализации имущества гражданина.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих полномочных представителей в суд не направили.

По правилам статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд провел судебное заседание в отсутствие заявителя, должника и финансового управляющего.

Письменным отзывом от 02.08.2018 финансовый управляющий ФИО2 разрешение ходатайства оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без участия его представителя.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв, о чем на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии www.chuvashia.arbitr.ru размещена соответствующая информация.

Должник представил суду уточненное ходатайство.

Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принимает уточнение.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненное ходатайство подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2012 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным указанным кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно пункту 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве, по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.

Перечень имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, утверждается арбитражным судом, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано.

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» указано на необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе на достойную жизнь и достоинство личности). Данное обстоятельство следует учитывать при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд.

Необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и гражданина-должника требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2007 № 10-П).

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), в том числе социальное обеспечение по возрасту, относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом о ветеранах.

Статья 13 названного закона в подпунктах 1 - 5 статьи 13 указывает, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Из содержания приведенной федеральной нормы в системном единстве с предписаниями статей 14 - 21 названного закона, подробно регламентирующими особенности и объем оказания мер социальной поддержки конкретным группам ветеранов, за исключением ветеранов труда и ветеранов военной службы, однозначно следует, что в статье 13 Федерального закона о ветеранах законодатель определил основные направления социальной поддержки ветеранов, которые с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда относятся к следующим категориям ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны труда, то есть фактически эта статья декларирует основы государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов.

Должник работает в ООО «АвтоТоргЦентр» в должности коммерческого директора, его заработная плата составляет 11 800 руб. в месяц.

Как следует из представленного в материалы дела свидетельства о рождении, у должника имеется несовершеннолетний сын ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей.

При этом иждивение несовершеннолетних детей родителей презюмируется и не требует доказательств. Презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители.

Согласно пункту 2 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Кроме этого, должнику в УПФР в г. Чебоксары выплачивается ежемесячная денежная выплата в размере 1 775 руб. 07 коп. как ветерану боевых действий на основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах".

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.04.2016 № 11-П "По делу о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда" положения статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, в той мере, в какой в силу своей неопределенности они допускают обложение налогом на доходы физических лиц ежемесячной денежной выплаты, установленной для ветеранов боевых действий.

В данном Постановлении Конституционным Судом Российской Федерации высказана позиция о том, что установленная и выплачиваемая в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ ветеранах" (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ) ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей; по своей правовой природе она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (определения от 27.12.2005 № 502-О и от 13.10.2009 № 1125-0-0).

Таким образом, следует полагать, что ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий, выплачиваемая в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ, носит компенсационный характер и имеет социальную направленность.

Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации имеет значение для последующего применения судебными приставами-исполнителями положений статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), устанавливающей перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание

Такой вид дохода, как ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий, указанной статьей не предусмотрен.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 101 Закона взыскание не может быть обращено на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретение лекарств и другое).

Суд приходит к выводу, что на ежемесячные денежные выплаты, установленные для ветеранов боевых действий, не может быть обращено взыскание.

Таким образом, принимая во внимание, что процедура реализации имущества гражданина введена сроком на шесть месяцев, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления должника и исключении из конкурсной массы должника денежных средств, необходимых для оплаты его личных нужд в размере величины прожиточного минимума, установленного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики для трудоспособного населения; ежемесячной денежной выплаты ветерану боевых действий в размере 1 775 руб. 07 коп.; денежных средств, необходимых на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО3 в размере ? величины прожиточного минимума, установленного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики для детей, ежемесячно с даты введения процедуры реализации имущества гражданина.

Законом не предусмотрена уплата государственной пошлины по требованиям об исключении имущества из конкурсной массы, заявителем государственная пошлина не уплачена, в связи с чем вопрос о возврате государственной пошлины не разрешается.

Руководствуясь статьями 32, 60, 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 49, 184 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

ходатайство удовлетворить.

Исключить из конкурсной массы должника ФИО1 (ИНН <***>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <...>, денежные средства, необходимые для оплаты его личных нужд в размере величины прожиточного минимума, установленного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики для трудоспособного населения; ежемесячную денежную выплату ветерану боевых действий в размере 1 775 руб. 07 коп.; денежные средства, необходимые на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО3 в размере ? величины прожиточного минимума, установленного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики для детей, ежемесячно с даты введения процедуры реализации имущества гражданина.

Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

Судья Ю.А. Кузнецова