85/2019-107701(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о назначении дела к судебному разбирательству
г. Чебоксары Дело № А79-6498/2019 07 октября 2019 года
Арбитражный суд в составе: судьи Васильева Е.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску
Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, ОГРН <***>, ИНН <***>, 428004, <...>,
к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия", ОГРН <***>, ИНН <***>, 428000, <...>,
о прекращении права постоянного пользования путем изъятия земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Чувашской Республики; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики; Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики; Администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики; Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики,
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности от 15.07.2019,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 27.09.2018,
от третьего лица МТУ Росимущества – ФИО3 по доверенности от 23.04.2019, от третьего лица Минсельхоза РФ – ФИО4 по доверенности от 16.09.2019 № 132,
от третьего лица Минсельхоза ЧР – ФИО5 по доверенности от 18.09.2019 № 01/40-6296,
от третьего лица администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики – главы ФИО6,
установил:
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее – Минкультуры Чувашии, истец) обратилось в суд с иском к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" (далее – ФГБОУ ВО "ЧГСХА", ответчик) о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ответчика путем изъятия земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:219 общей площадью 19379 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение, на условиях предлагаемых истцом.
Исковые требования основаны на статьях 279, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, на статьях 49, 56.3, 56.6, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы принятием Кабинетом Министров Чувашской Республики решения об изъятии принадлежащего ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка под размещение линейного объекта "Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Этническая Чувашия" Чувашской Республики – транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса "Ясна", Чебоксарский район (автодорога Студгородок – Ясна)" и не подписанием ответчиком направленного ему проекта соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики; Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики; Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики.
В предварительном судебном заседании представитель истца представил ходатайство об уточнении исковых требований от 07.10.2019 № 03/35-6651, в соответствии с которым истец просит: 1) Изъять для государственных нужд Чувашской Республики земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219 общей площадью 19379 кв.м., расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение под размещение линейного объекта «Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско- рекреационного кластера «Этническая Чувашия» Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса «Ясна», Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)»; 2) Прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:219 общей площадью 19379 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение истцом исковых требований.
В обоснование уточненного искового заявления истец указывает, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 № 533 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Чувашской Республики» принято решение об изъятии земельных участков под размещение линейного объекта «Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристко-рекреационного кластера «Этническая Чувашия» Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса «Ясна», Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)» на основании ходатайства казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В перечень подлежащих изъятию вошел земельный участок 21:21:231701:219 (ранее к.н. 21:21:213701:10:ЗУ1), общей площадью 19379 кв.м, местоположение земельного участка: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение.
Согласно выписке из ЕГРН от 17.12.2018 земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219 (ранее к.н. 21:21:213701:10:ЗУ1) находится в постоянном (бессрочном пользовании) ФГБОУ ВО «ЧГСХА» (номер и дата государственной регистрации права: № 21-21-11/003/2006-101 от 31.03.2006).
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п.2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными Земельным кодексом.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Основанием для изъятия спорного земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики послужили:
- схема территориального планирования Чебоксарского района от 06.05.2004 № 1 и внесение изменений в схему территориального планирования № 34-03 от 14.08.2014, утвержденные решением Собрания депутатов Чебоксарского района;
- правила землепользования и застройки Кшаушского сельского поселения от 29.12.2016 № 12-01, утвержденные Решением собрания депутатов Кшаушского сельского поселения;
- постановление главы администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 16.06.2017 № 84 «Об утверждении проекта планировки территории (проект межевания территории) для размещения линейного объекта «Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско- рекреационного кластера «Этническая Чувашия» Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса «Ясна» Чебоксарского района (строительство автодороги Студгородок - «Ясна») Чебоксарского района в границах Кшаушского сельского поселения»;
- постановление главы администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.07.2018 № 57 «Об утверждении проекта по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Этническая Чувашия» Чувашской Республики - электроснабжение, наружное освещение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и транспортной инфраструктуры (строительство автодороги Студгородок - «Ясна») этноэкологического комплекса «Ясна» Чебоксарского района» в границах Кшаушского сельского поселения. Создание туристско-рекреационного кластера «Этническая Чувашия» Чувашской Республики, Этноэкологический комплекс «Ясна», Чебоксарский район».
Указанные документы являются действующими, они не оспорены (не признаны недействительными) в установленном законом порядке. Следовательно, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 № 533 принято в соответствии требованиями действующего земельного и градостроительного законодательств.
В соответствии с положениями статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Пунктом 5 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок. Иными словами, в данной норме права предусмотрена возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публичного образования для нужд другого путем прекращения ограниченного вещного или обязательственного права, которая осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок. Исключение составляют земельные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, к которым спорный
участок не относится. В отношении земельного участка, подлежащего изъятию переход права собственности от одного публично-правового образования (Российская Федерация) к другому (Чувашская Республика), осуществляться не будет (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.07.2017 № А32- 26261/2016).
Применение к правоотношениям сторон положений указанной нормы права не повлечет прекращение права федеральной собственности.
То есть, в рамках постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 № 533 изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Указанное решение об изъятии принято с целью досрочного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «ЧГСХА» земельного участка, необходимого для государственных нужд Чувашской Республики - строительство линейного объекта регионального значения (линейный объект «Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Этническая Чувашия» Чувашской Республики - транспортная инфраструктура этноэкологического комплекса «Ясна», Чебоксарский район (автодорога Студгородок - Ясна)», что соответствует положениям статей 49 Земельного кодекса РФ и 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публично- правового образования, для нужд другого публичного образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. При этом само изъятие (в форме прекращения прав) осуществляется независимо от формы собственности на изымаемый земельный участок. Изъятие для нужд публично-правового образования (в данном случае - для региональных нужд) части земельного участка, относящегося к федеральной собственности, не приводит и к коллизии публичных интересов (к конфликту интересов между разными уровнями публичной власти). Применительно к спорным отношениям (подпункт 2 статьи 49, пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса) изъятию земельных участков предшествует подготовка документов территориального планирования, проекты которых подлежат согласованию органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях и порядке, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (статьи 16, 27) (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.07.2017 № А32-26261/2016).
Минэкономразвития России утверждены «Рекомендации по применению Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В пункте 39 указанных рекомендациях ответом на вопрос «Имеются ли правовые основания для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изъятии земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному учреждению, для государственных нужд субъекта Российской Федерации?» указано, что на основании статьи 279 Гражданского кодекса изъятие земельного участка для публичных нужд осуществляется, в том числе, путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 5 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для публичных нужд, в результате которого прекращается, в том числе, право постоянного
(бессрочного) пользования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок. Таким образом, прекращение права собственности на земельный участок одного публичного правового образования в пользу другого публичного правового образования в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд не осуществляется (Рекомендации по применению Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Истец считает, что процедура, установленная гражданским и земельным законодательством по изъятию земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБОУ ВО «ЧГСХА», соблюдена надлежащим образом.
С учетом изложенного полагает, что постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 № 533 соответствует положениям пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ, а изъятие спорного земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики не повлечет прекращение права федеральной собственности на него.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Правообладателями земельных участков согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Соглашением об изъятии земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики, направленному в адрес ответчика, предложено передать земельный участок, подлежащий изъятию (земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219 общей площадью 19379 кв.м) для государственных нужд Чувашской Республики, с последующим прекращением на него прав.
Взамен вышеуказанного земельного участка ФГБОУ ВО «ЧГСХА» предложен земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 общей площадью 22900 кв.м, находящийся по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, северная часть кадастрового квартала.
Ранее, на основании Постановления главы Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.11.2017 № 73 «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка» земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 общей площадью 22900 кв.м., находящийся по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, северная часть кадастрового квартала, после проведения регистрирующим органом процедуры регистрации права, передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВО «ЧГСХА» (дата и номер государственной регистрации: 11.01.2018 № 21:21:271903:142-21/002/20108-1).
Передача в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВО «ЧГСХА» земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142 общей площадью 22900 кв.м, находящегося по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, северная часть кадастрового квартала взамен спорного земельного участка, подтверждается следующими документами:
1) Перечень поручений по итогам совещания у Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики И.Б. Моторина по вопросу строительства транспортной инфраструктуры этноэкологического комплекса «Ясна» от 02.06.2017. Согласно данному перечню: - Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики поручено направить письмо в адрес администрации Чебоксарского района о предоставлении предложений по передаче ФГБОУ ВО «ЧГСХА» равноценного земельного участка, расположенного на территории Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в постоянное (бессрочное) пользование; - администрации Чебоксарского района Чувашской Республики рекомендовано представить предложения по передаче ФГБОУ ВО «ЧГСХА» равноценного земельного участка, расположенного на территории Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в постоянное (бессрочное) пользование;
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.10 ЗК РФ проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд, с приложением: копии выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, направлен правообладателю земельного участка (ФГБОУ ВО «ЧГСХА») заказным письмом с целью рассмотрения и направления в Министерство предложений и замечаний об изменении условий данного документа.
В предусмотренный законодательством срок в адрес Министерства от ответчика не поступило ни подписанное им соглашение об изъятии земельного участка, ни уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии земельного участка, ни предложений об изменении условий соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд Чувашской Республики.
В силу положений статьи 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В
соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Представитель истца также поддержал ранее представленные письменные возражения на отзыв Межрегионального территориального управления Росимущества. Пояснил, что Минкультуры Чувашии является истцом по настоящему делу в силу полномочий, предоставленных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 № 533, а также Положением о Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров ЧР от 04.06.2012 N 216, как орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий государственную политику в сфере туризма. Пояснил, что в дальнейшем после удовлетворения иска о прекращении права постоянного бессрочного пользования ответчика дальнейшие взаимоотношения сторон, касающиеся вопросов о праве собственности на земельные участки, могут быть урегулированы на основании пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Представитель ответчика просила в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве от 12.03.2019, указав, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:10, площадью 2325889 кв.м, расположен по адресу Чувашская Республика - Чувашия, Чебоксарский район. Кшаушское сельское поселение, д. Кшауши, находится в собственности Российской Федерации, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Академии. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для научных и учебных целей. Академия письмом от 10.01.2019 № 02-20/001 уведомила Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о принятом Кабинетом Министров Чувашской Республики решении об изъятии вышеназванного земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования Академии, для государственных нужд Чувашской Республики. 28.02.2019 от Минкультуры Чувашии в Академию поступил проект соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:219, общей площадью 19379 кв.м, местоположение земельного участка: Чувашская Республика. Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение (далее - земельный участок), с прилагаемыми копиями выписки из иного государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219 и отчета от 17.01.2019 № 10 ООО «Гарант» об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка. Поскольку названный проект соглашения истцом был параллельно направлен в Минсельхоз России, 05.03.2019 данный проект соглашения Академией был направлен в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике
Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области. 01.04.2019 от Минкультуры Чувашии в Академию поступил проект соглашения об изъятии земельного участка с изменениями и дополнениями. Вновь полученный проект соглашения 03.04.2019 Академией также был направлен в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области. Ответов (согласия или отказа) на направленные письма в Академию не поступало. В соответствии с п. 1.3 Устава учредителем Академии является Российская Федерация. Полномочия учредителя Академии осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным Министерству. В соответствии с ч.3 ст.298 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 8.4 Устава, Академия, поскольку является бюджетным учреждением, без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом. Ввиду отсутствия согласия собственника изымаемого земельного участка Академия не вправе подписывать соглашения об изъятии земельного участка, предоставленного ей в постоянное (бессрочное) пользование. Постановлением администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.11.2017 № 73 Академии предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 площадью 2,2 га, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Право постоянного (бессрочного) пользования Академии 11.01.2018 зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном порядке. Данный земельный участок используется Академией в уставных целях.
Представитель ответчика также пояснила, что в нарушение статьи 279 ГК РФ в предложенном истцом соглашении и в исковом заявлении не определены сроки и размер выплаты компенсации, не определен размер упущенной выгоды. Согласие на обмен земельных участков со стороны ответчика и Росимущества отсутствует. Отсутствует отчет о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142. На спорном земельном участке с кадастровым номером 21:21:231701:219 ранее находилась проселочная дорога, в настоящее время находится дорога, в сельскохозяйственных целях указанный участок ответчиком не использовался. Не отрицала, что земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен ответчику в качестве компенсации за планируемый к изъятию земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219. Земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 используется ответчиком в настоящее время по назначению для сельскохозяйственного производства. Считает, что компенсация не является
надлежащей, поскольку администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в любой момент может прекратить право постоянного бессрочного пользования ответчика на земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142. На вопрос суда не смогла пояснить, какого рода упущенная выгода может быть в данном случае, считает, что об отсутствии упущенной выгоды должно быть указан в соответствующем отчете об оценке.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области просила в иске отказать по изложенным в отзыве от 29.08.2019 основаниям. Пояснила, что из представленных истцом документов невозможно определить равноценность земельных участков, поскольку отсутствует отчет о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142. Кроме того, необходимо установить, действительно ли Администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района ЧР предоставила ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 именно в качестве компенсации за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219, а не по каким-то иным причинам.
В отзыве от 29.08.2019 данное третье лицо указало, что согласно выписке из ЕГРН от 15.08.2019 права на земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219 не зарегистрированы, однако в исковом заявлении прямо указано, что на данный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «ЧГСХА», при этом указаны дата и номер государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО «ЧГСХА» на земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:10. Земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:0010, площадью 2325889 кв.м., расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение, д. Кшауши, является федеральной собственностью, о чем 13.11.2006 в ЕГРП сделана запись за номером 21-21-11/016/2006-314. Распоряжением Территориального управления от 01.03.2007 № 98-р земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:0010. площадью 2325889 кв.м., расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Кшаушское сельское поселение, д. Кшауши, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВО «ЧГСХА». Согласно п. 5.35 (3) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 21:21:231701:0010 Российской Федерацией в лице уполномоченного государственного органа не принималось. Так как согласно сведениям ЕГРН права на земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219 не зарегистрированы, то в соответствии со ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны: запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд; обеспечить опубликование по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К исковому
заявлению приложена копия газеты «Таван Ен» от 17.01.2019 № 1, в которой было опубликовано сообщение об изъятии земельных участков для государственных нужд со ссылкой на постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2018 № 533. В указанном сообщении отсутствуют сведения о кадастровых номерах земельных участков, подлежащих изъятию, и их адреса, а также отсутствует информация об адресе по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и подать заявления об учете прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, а также срок подачи указанных заявлений и сведения об официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещается сообщение о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, что является нарушением п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, сообщение было опубликовано после принятия решения об изъятии земельных участок для нужд Чувашской Республики, что противоречит п. 1 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения о размещении информационного сообщения об изъятии земельного участка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Истцом также не представлены. В соответствии со ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. Из содержания искового заявления следует, что ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» в качестве компенсации за изымаемый земельный участок был предложен другой земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 площадью 22900 кв.м, находящийся в муниципальной, а не в республиканской собственности и который уже предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» постановлением
главы Ишакского сельского поселения Чебоксарского района ЧР от 29.11.2017 № 73.
Представитель третьего лица Минсельхоза России просил в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве, указав, что изымаемый земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации Данный земельный участок был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование Ответчику. Истец считает, что спорный земельный участок подлежат изъятию из федеральной собственности в собственность субъекта, в связи с чем право федеральной собственности и право постоянного (бессрочного) пользования на соответствующее имущество подлежат прекращению. Исходя из пункта 4 статьи 63 Земельного кодекса
собственнику земельного участка при его изъятии для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок. Между тем из совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса усматривается, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд, другим публичным собственником повлекло бы прекращение его использования для соответствующих публичных нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер. В связи с этим порядок изъятия земельных участков у Российской Федерации для нужд муниципальных образований гражданским законодательством не предусмотрен. Таким образом, выводы Истца о необходимости изъятия спорного земельного участка у Российской Федерации для нужд Чувашской Республики в установленном Гражданским кодексом и Земельным кодексом порядке не основаны на действующем законодательстве. Применение в данном случае общего порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является гарантией для частных лиц, имеющих иные, помимо права собственности, права на земельный участок против произвольного и несправедливого изъятия земельного участка. Вместе с тем отношения субъектов государственной и муниципальной собственности на земельные участки между собой не могут рассматриваться так же, как отношения частных собственников, поскольку первые выражают публичные интересы. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в том случае, если земельный участок на момент изъятия не обслуживает публичные интересы. Изъятие одним публичным собственником у другого публичного собственника земельного участка ведет к коллизии публичных интересов, разрешение которой требует установления их приоритетов. Степень значимости публичных интересов должна быть закреплена на законодательном уровне. Она не может быть установлена судом на основе норм частного (гражданского) права. Указанный вывод подтверждает многочисленная судебная практика (например, постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 № 9987/11; постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.02.2013 по делу № А32- 44347/2011). Главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации. Несмотря на то, что механизм, указанный в данной главе Земельного кодекса Российской Федерации, не использовался Истцом, он в любом случае не может им воспользоваться по причине прямого запрета в законодательстве передачи
земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям (изымаемый земельный участок относится к категории сельскохозяйственного назначения). В качестве компенсации за изымаемый из федеральной собственности земельный участок, предлагается передать на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному унитарному предприятию земельный участок, находящий в муниципальной собственности. Данное обстоятельство прямо противоречит основам законодательства об унитарных предприятиях. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В случае если муниципалитет передаст Ответчику земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, то у федерального государственного унитарного предприятия появится помимо Российской Федерации иной собственник - орган местного самоуправления, что недопустимо и противоречит самой сути унитарных предприятий.
Представитель третьего лица - Минсельхоза Чувашии поддержал исковые требования, пояснив, что ответчику был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 именно в качестве равноценной компенсации за изымаемый земельный участок. То обстоятельство, что указанный земельный участок был передан муниципалитетом, не имеет существенного значения для настоящего дела. Поскольку компенсация предоставлена не денежными средствами, а в виде аналогичного права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, при оценке равноценности можно исходить из таких характеристик, как площадь земельного участка, возможность его использования по целевому назначению. Предоставленный земельный участок является даже более ценным, чем земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219.
Представитель администрации Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики просил иск удовлетворить, пояснив, что в качестве равноценной компенсации за изымаемый земельный участок ответчику был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142, который не уступает по своим характеристикам и имеет даже большую площадь, чем изымаемый земельный участок, используется ответчиком для сельскохозяйственного производства, прилегает к основному земельному участку, используемому ответчиком. То, что указанный земельный участок предоставляется именно в качестве равноценной компенсации за изымаемый земельный участок, ранее сторонами не отрицалось, неоднократно обсуждалось и подтверждалось на совместных совещаниях при Кабинете Министров Чувашской Республики, в том числе с участием ответчика, посвященных данному вопросу. Изымаемый земельный участок ответчиком для сельскохозяйственного производства фактически не использовался и не используется, ранее на указанном земельном участке проходила проселочная дорога, в настоящее время построена дорога.
Остальные участники процесса, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От третьего лица - Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики поступил отзыв на иск, согласно которому данное лицо просит рассмотреть дело в свое отсутствие, поддерживает исковые требования, указывает, что 02.06.2017 был утвержден перечень поручений по итогам совещания председателя Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО7 по вопросу строительства
транспортной инфраструктуры этнологического комплекса «Ясна». В соответствии с данным перечнем, главе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики рекомендовано представить предложения по передаче ФГБОУ ВО «ЧГСХА» равноценного земельного участка, расположенного на территории Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в постоянное бессрочное пользование взамен изымаемого земельного участка, расположенного на территории Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики. Во исполнение данного перечня поручений, постановлением администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29.11.2017 № 73 предоставлен в постоянное бессрочное пользование ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» земельный участок площадью 22900 кв.м. с кадастровым номером 21:21:271903:142, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Ишакское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». На основании вышеизложенного, учитывая, что решение об изъятии земельного участка, расположенного на территории Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, находящегося в постоянном бессрочном пользовании ФГБОУ ВО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» для государственных нужд было принято с целью размещения линейного объекта (автодорога Студгородок-Ясна), администрация Чебоксарского района Чувашской Республики считает, что решение об изъятии земельного участка законно и обоснованно.
Принимавшие участие в предыдущих предварительных судебных заседаниях представители третьих лиц КУ ЧР "Республиканская служба единого заказчика" и Минюста ЧР поддержали исковые требования, пояснив, что ответчику был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 именно в качестве равноценной компенсации за изымаемый земельный участок.
Администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района ЧР ходатайством от 19.08.2019 просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав, что возражений против удовлетворения иска не имеет.
В соответствии со статьями 123, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд считает необходимым в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кабинет Министров Чувашской Республики.
Подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело подготовлено к судебному разбирательству.
Руководствуясь статьями 51, 136, частями 1, 2, 3 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кабинет Министров Чувашской Республики (428000, <...>).
Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 12 ноября 2019 года на 16 час. 30 мин. в
помещении суда по адресу 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д.4, каб. 306, тел.24-01- 44
Истцу – представить пояснения на доводы ответчика об отсутствии отчета о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:21:271903:142; представить такой отчет;
- письменно обосновать, почему Минкультуры Чувашии является истцом по настоящему делу;
- представить выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровыми номерами 21:21:231701:10; 21:21:231701:219, 21:21:271903:142.
Ответчику – обосновать ссылками на нормы права довод о том, что администрация Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в любой момент может прекратить право постоянного бессрочного пользования ответчика на земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142.
Ответчику, третьим лицам - МТУ Росимущества и Минсельхозу России – представить письменные мотивированные отзывы на уточненное исковое заявление.
Минсельхозу России – обосновать ссылки в своем отзыве на нормы права, касающиеся унитарных предприятий, учитывая, что ответчик не является унитарным предприятием.
Администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района ЧР – пояснить, действительно ли Администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района ЧР предоставила ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 21:21:271903:142 именно в качестве компенсации за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 21:21:231701:219, а не по каким-то иным причинам.
Третьим лицам - представить письменные пояснения по существу спора.
Судебные акты, выполненные в форме электронного документа, направляются лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством их размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Для идентификации сторон, в целях доступа к судебным актам в форме электронных документов, размещенным в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/), используется цифровой код доступа, указанный в правом нижнем углу первой страницы судебного акта.
По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку (статьи 177, 186 АПК РФ).
Объявления о перерывах в ходe судебного заседания размещаются на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики: www.chuvashia.arbitr.ru
Судья Е.В. Васильев
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 15.05.2019 14:50:50
Кому выдана Васильев Евгений Валерьевич