АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-932/2006 | |
апреля 2006 года |
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «РусьМаркет», <...>
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары, <...>
о признании недействительным постановления № 5 от 27.10.2005, незаконными действий налогового органа по выемке документов и обязании его возвратить документы, изъятые в ходе выемки
при участии:
от Инспекции – заместителя начальника юридического отдела ФИО1 по доверенности от 30.12.2005 № 03-21/36963,
от Общества – не было,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РусьМаркет» (далее – ООО «РусьМаркет», Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары (далее – Инспекция или налоговый орган) о признании недействительным постановления Инспекции № 5 от 27.10.2005 года о производстве выемки документов и предметов, действий Инспекции по производству выемки документов незаконными и обязании Инспекции возвратить изъятые в ходе выемки документы.
В обоснование требований Общество указало, что 27.10.2005 Инспекцией в ходе проведения выездной налоговой проверки ООО «РусьМаркет» было вынесено постановление о производстве выемки документов и предметов № 5 от 27.10.2005 о выемке следующих документов: регистров бухгалтерского и налогового учета, журналов-ордеров, ведомостей синтетического и аналитического учета на бумажных носителях и в электронном виде, первичных бухгалтерских документов за период с 2002 года по 1 полугодие 2004 года.
В соответствии с данным постановлением Инспекцией была проведена выемка документов ООО «РусьМаркет» по адресу: <...>, о чем были составлены протокол выемки документов и предметов № 5 от 28.10.2005 (выемка была начата в 12 час. 45 мин. и приостановлена в 20 час. 35 мин. до 31.10.2005) и протокол выемки документов и предметов № 6 от 31.10.2005 (выемка была возобновлена в 11 час. 45 мин. и окончена в 18 час. 20 мин.).
Постановление о производстве выемки документов и предметов № 5 от 27.10.2005 года не соответствует требованиям статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не содержит обоснования необходимости производства выемки подлинников документов. У налогового органа отсутствовали всякие основания полагать, что документы, необходимые для исчисления НДС и налога на прибыль, могут быть исправлены, заменены или уничтожены, поскольку все изъятые документы ранее были предоставлены в Инспекцию в ходе выездной налоговой проверки, назначенной на основании решения № 12-28/453 от 18.10.2004г. и в ходе камеральных налоговых проверок.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование о предоставлении документов от 18.10.2004, данное требование налогового органа было выполнено в полном объеме и в налоговый орган были предоставлены надлежащим образом заверенные копии первичных бухгалтерских документов за период с 08.10.2002 по 30.06.2004, копии журналов-ордеров, копии ведомостей синтетического и аналитического учета, копии главных книг, копии кассовых книг, копии договоров, копии приказов об учетной политике и другие запрошенные документы.
В ходе камеральных налоговых проверок налоговым органом в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации были направлены требования о предоставлении документов № 338 от 12.08.2003, № 10-22/192 от 12.01.2004, № 18-22/2204 от 25.02.2004, № 10-32/336 от 16.03.2004, № 10-14/5397/579 от 23.04.2004, № 10-22/6178 от 11.05.2004, № 10-14/1629 от 01.09.2004, № 10-22/11814 от 10.09.2004, № 12-37/258 от 20.09.2004. Данные требования налогового органа Обществом были выполнены в полном объеме и в налоговый орган были предоставлены надлежащим образом заверенные копии всех запрашиваемых документов.
Заявителем в соответствии с частью 2 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации были предоставлены в Инспекцию надлежащим образом заверенные копии контрактов, банковских выписок, паспортов сделок, грузовых таможенных деклараций, товаросопроводительных документов, счетов-фактур поставщиков, платежных поручений, поручений на отгрузку экспортных грузов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0%, что подтверждается письмами со следующими исходящими номерами № 20 от 29.10.2002, № 58 от 20.12.2002, № 5 от 21.01.2003, № 35 от 20.03.2003, № 57 от 21.04.2003, № 81 от 20.05.2003, № 105 от 20.06.2003 № 121 от 18.07.2003, № 138 от 20.08.2003, № 159 от 19.09.2003, № 180 от 20.10.2003, № 199 от 20.11.2003, № 225 от 20.12.2003, № 2 от 20.01.2004, № 18 от 20.02.2004, № 42 от 22.03.2004, № 52 от 20.04.2004, № 72 от 20.05.2004, № 85 от 21.06.2004.
Постановление о производстве выемки документов и предметов не содержит времени и места производства выемки и в нем неверно указан период времени, за который подлежат изъятию журналы-ордера, ведомости синтетического и аналитического учета на бумажных носителях и в электронном виде, первичные бухгалтерские документы, и не определен период, за который необходимо произвести выемку регистров бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. 18 октября 2004 года Инспекцией было вынесено решение № 12-28/453 о назначении выездной налоговой проверки ООО «РусьМаркет» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 08.10.2002 по 30.06.2004, следовательно, налоговый орган может произвести выемку документов лишь за период с 08.10.2002 по 30.06.2004. В постановлении о производстве выемки документов и предметов № 5 от 27.10.2005 указано о выемке документов «за период с 2002 г. по 1 полугодие 2004 г.»
В соответствии с постановлением о производстве выемки документов и предметов № 5 от 27.10.2005 налоговым органом была проведена выемка документов ООО «РусьМаркет» по адресу <...>, о чем были составлены протокол выемки документов и предметов № 5 от 28.10.2005 (выемка была начата в 12 часов 45 минут и приостановлена в 20 часов 35 минут, приостановлена выемка до 31.10.2005) и протокол выемки документов и предметов № 6 от 31.10.2005 (выемка была возобновлена в 11 часов 45 минут и окончена в 18 часов 20 минут). Данный протокол составлен с нарушением требований статьи 99 Налогового кодекса Российской Федерации и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как не содержит всех действий, произведенных должностными лицами налогового органа и в нем нарушена последовательность совершения данных действий.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 99 Налогового кодекса Российской Федерации в протоколе должно быть указано место и дата производства конкретного действия. Протокол выемки документов и предметов № 5 от 28.10.2005 и протокол выемки документов и предметов № 6 от 31.10.2005 не содержат четкого указания на место производства выемки. В протоколах зафиксировано, что местом производства выемки является <...>. По данному адресу располагается многоэтажное здание состоящие из множества помещений, которые находятся во владении различных лиц, как юридических, так и физических, ООО «РусьМаркет» занимает в данном помещении лишь помещение 327, а в исходя из протоколов составленных налоговым органом выемку документов они производили по всему дому № 10 по ул. Текстильщиков г. Чебоксары.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 99 Налогового кодекса Российской Федерации в протоколе должно быть указано время начала и окончания действия, однако время начала производства выемки, которая производилась 28.10.2005, было указано неверно. Фактически выемка была начата 28.10.2005 в 10 часов 00 минут в <...> (данное помещение занимает другое юридическое лицо - ЗАО «Металлург») без предъявления постановления о производстве выемки документов и предметов, о данном факте был составлен акт, который не был подписан понятыми и к протоколу были приложены замечания.
Выемка документов, должна была быть проведена у ООО «РусьМаркет», согласно постановления о производстве выемки документов и предметов № 5 от 27.10.2005 и в соответствии с вышеуказанными протоколами выемки документов и предметов, однако налоговым органом выемка документов была изначально проведена в помещениях, которые занимает другое юридическое лицо, и данный факт не нашел своего отражения в протоколе выемки документов и предметов № 5 от 28.10.2005.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 2 статьи 99 Налогового кодекса Российской Федерации в протоколе должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, а так же фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении. В нарушение данной статьи Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют имена и отчества как лиц, составивших протокол, так и лиц, участвующих в производстве выемки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Налогового кодекса Российской Федерации протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. В нарушение данного требования в протоколе № 5 от 28.10.2005 на третьей странице в графе, где должны стоят подписи должностных лиц налогового органа, участвующих в проверке, стоят две подписи без расшифровки (ФИО).
В протоколе выемки документов и предметов № 5 от 28.10.2005 отсутствует Ф.И.О. представителя, которому была вручена копия указанного протокола.
В ходе производства выемки согласно перечней документов изъятых у ООО «РусьМаркет», были изъяты документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, а именно авансовый отчет от 04.10.2002, квитанция от 04.10.2002, справка от 04.10.2002 (лист № 10 перечня к протоколу № 6 от 31.10.2005), кассовые книги за октябрь, ноябрь и декабрь 2004 года, отчеты кассира и другие документы указанные на странице 25 перечня к протоколу № 6 от 31.10.2005, ПТД 2 экз. от 02.07.2004 (лист 34 перечня к протоколу № 6 от 31.10.2005).
В нарушение статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган произвел выемку оригиналов всех документов, относящихся к деятельности Общества за период с октября 2002 года по июль 2004 года, но надлежащим образом заверенные копни изъятых документов до настоящего времени так и не предоставил, данные действия налогового органа фактически парализовали нормальную работу Общества.
На основании вышеизложенного, Общество просит признать постановление о производстве выемки документов и предметов № 5 от 27.10.2005 недействительным, действия Инспекции по производству выемки документов незаконными и обязать Инспекцию возвратить изъятые в ходе выемки документы.
Представитель Инспекции в заседании суда просил суд отказать в удовлетворении требований ООО «РусьМаркет» в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве № 03-17/9101 от 03.04.2006, пояснив, что в ходе выездной налоговой проверки ООО «РусьМаркет» в связи с возникновением необходимости производства выемки документов вынесено постановление о производстве выемки № 5 от 27.10.2005. Данное постановление, а так же действия должностных лиц налоговых органов соответствуют статье 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановление о производстве выемки содержит мотивировку, по которой производится выемка документов («...возможность исправления, замены или уничтожения первичных документов...»), перечень документов, подлежащих изъятию, и утверждено заместителем руководителя Инспекции.
Решение вопроса о необходимости производства выемки отнесено только к компетенции должностных лиц производящих выездную проверку и связано лишь с их субъективным мнением.
В ходе производства выемки документов составлены протокола выемки документов №5 от 28.10.2005 и № 6 от 31.10.2005, которые соответствуют статьям 94 и 99 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, указано время и место производства выемки документов ООО «РусьМаркет» - <...>. Выемка производилась в присутствии понятых, которые не являются сотрудниками Инспекции. К производству выемки документов привлечен представитель ООО «РусьМаркет» - адвокат Федоров Э.Ю. Копия протокола изъятых документов, а также перечень (опись) изъятых документов вручена представителю Общества. Документы, изъятые налоговым органом у Общества, в свою очередь изъяты УФСБ России по Чувашской Республике в рамках возбужденного уголовного дела, что делает невозможным их возврат.
ООО «РусьМаркет» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассматривается без его участия в силу статей 123, 156 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя Инспекции, изучив материалы дела, суд считает необходимым отложить судебное разбирательство по настоящему делу на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для полного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 158, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отложить рассмотрение дела на 17 апреля 2006 года на 16 час. 30 мин.
Заявителю представить подлинники документов, приложенных к иску.
Явка сторон в судебное заседание обязательна.
Судья А.А. Афанасьев