ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А81-1640/17 от 02.03.2018 АС Ямало-Ненецкого АО

130/2018-11273(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

 www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отсрочке исполнения судебного акта

г. Салехард

Дело № А81-1640/2017

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 02 марта 2018 года.  Полный текст определения изготовлен 13 марта 2018 года. 

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи  Е.В. Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  М.А. Чернуха, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление государственного  унитарного предприятия Оренбургской области «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ  «ОРЕНБУРГ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отсрочке исполнения  решения суда, 

при участии в судебном заседании:
от заявителя (должника) – представитель не явился;
от взыскателя – представитель не явился;

установил:

публичное акционерное общество «Государственная транспортная лизинговая  компания» обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с  исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к государственному унитарному  предприятию Оренбургской области «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ОРЕНБУРГ»  о взыскании задолженности и неустойки по договорам финансовой аренды (лизинга)   №№ ДЛ 0473-001-К/2013, ДЛ 0473-002-К/2013, ДЛ 0473-003-К/2013 от 25.01.2013,   № ДЛ 0473-004-К/2013 от 05.06.2013, № ДЛ 0473-005-К/2013 от 02.09.2013 в общем  размере 8 832 333 рублей 79 копеек. 

 Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 


30.08.2017 по делу № А81-1640/2017, оставленным без изменения постановлением  Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по тому же делу, исковые  требования публичного акционерного общества «Государственная транспортная  лизинговая компания» были удовлетворены частично: с государственного унитарного  предприятия Оренбургской области «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ОРЕНБУРГ»  в его пользу были взысканы задолженность в размере 5 000 000 рублей, неустойка в  размере 1 444 806 рублей 26 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в  размере 91 377 рублей, всего - 6 536 183 рубля 26 копеек. 

 В целях принудительного исполнения указанного решения 22.02.2018  взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС 020804509. 

 Должник обратился в арбитражный суд с заявлением о предоставлении отсрочки  исполнения решения суда до 01.01.2020. 

 В обоснование своего заявления он ссылается на следующее. 

В соответствии с пунктом 8 статьи 40 ВК РФ и распоряжением Правительства  РФ от 20.04.2016 года № 726-р «Об утверждении перечня аэропортов федерального  значения», Международный Аэропорт Оренбург является аэропортом федерального  значения, необходимый для организации воздушного сообщения между городами  федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем и  административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации. 

Аэропорт Оренбург является основным элементом транспортной  инфраструктуры Оренбургской области и обеспечивает связь региона с основными  экономическими и культурными центрами Российской Федерации. 

Аэропорт Оренбург представляет собой крупный региональный аэропорт,  обслуживающий пассажиров и грузоотправителей Оренбургской области и  сопредельных районов Республики Башкортостан, Челябинской области, и  приграничных районов республики Казахстан и играет значимую роль в обеспечении  связи южных регионов Приволжского федерального округа с крупными регионами  Российской Федерации и зарубежными странами. 

Для социально экономического развития Оренбургской области, участия и  социально значимых программах по развитию межрегиональных и внутренних  воздушных перевозок, для обеспечения транспортной доступности жители региона, с  2013 года ГУЛ Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», согласно постановлению  Правительства Российской Федерации от 16.01.2013 № 1 начало выполнять внутренние  региональные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам,  связывающим Оренбург с крупнейшими городами Приволжского и Уральского 


федеральных округов. 

Для реализации данного проекта было приобретено десять самолетов L-410 на  условиях финансового лизинга, в том числе 5 самолетов в 2013 году, 2 самолета - в  2014 году, 3 самолета - в 2016 году. Первые семь воздушных судов учитываются на  балансе ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», 3 воздушных судна,  полученных в 2016 году учитываются на балансе лизингодателя. 

Общая стоимость приобретенных в финансовую аренду (лизинг) воздушных  судов - 4 031 969 117 рублей. Приобретение самолетов обусловлено решением  социальных задач по развитию региональных авиаперевозок в соответствии с Законом   № 1452/43 5-V-03 «Об организации транспортного обслуживания населения  воздушным транспортом Оренбургской области», является для ответчика социально  значимой деятельностью, но заведомо убыточной, не приносящей доход. 

Небольшая вместимость L-410 (17 кресел) при высоких постоянных затратах на  его содержание (лизинг, поддержание летной годности, постоянная заработная плата  пилотов и технического состава, налог на имущество), не позволяет получать прибыль  без поддержки государства. 

Рейс продолжительностью 1 час покрывает расстояние 300-350 км., которое  значительно дешевле можно преодолеть на автомобиле, ж/д транспорте или  междугородном автобусе. Поэтому даже субсидируемые рейсы с низкими тарифами не  загружаются на 100%. Большая часть пассажиров - это маломобильные граждане и  население с детьми, которым затруднительно находиться много часов в дороге.  Применение коммерческих тарифов в условиях снижения покупательской способности,  приведет к отсутствию пассажиропотока из-за недоступности для населения  авиаперевозок. 

Себестоимость одного кресла, за 1 час полета, при 100% загрузке самолета  5 155 рублей. Следовательно, стоимость перелета на самолете L-410 из Оренбурга до  Москвы обойдется для пассажира в 25 000 - 30 000 тысяч рублей (при стоимости билета  на самолет на другом воздушном судне 4 000 - 6 000 рублей). При этом предприятие не  получит прибыль. 

Наименование статей затрат

Сумма затрат 

на 1 час

Структура

себестоимости

полета, руб.

кресла, руб. за 1 час

Аэропортовое и наземное
обслуживание, ГСМ

26 664

1568


Техническое обслуживание,
капитальный ремонт, ПЛГ

6 349

373

Лизинг ВС

30 722

1 807

Прочие производственные и накладные
расходы

9 426

554

Итого:

87 640

5 155

Поэтому на осуществление заведомо убыточных межрегиональных перевозок,  Предприятие получает субсидии из федерального бюджета РФ, и бюджетов субъектов  РФ. 

Для осуществления Социального проекта по развитию внутренних региональных  и местных воздушных перевозок, а так же для формирования региональной маршрутной  сети, Правительством РФ разработаны следующие программы субсидирования: 

«О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям  воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок  пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной  маршрутной сети», утвержденная постановлением Правительства РФ от 25.12.2013   № 1242; 

«Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на  возмещение российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не  являющимся российскими авиакомпаниями, части затрат на уплату лизинговых или  арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по  договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и  местных воздушных перевозок», утвержденная постановлением Правительства РФ от  30.12.2011 № 1212; 

«О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям  воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных  перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе»,  утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1168 (Прекратило  действие с 2017 года). 

В 2016 году на 1 ВС приходилось 51,5 млн. рублей субсидий в год, при среднем  лизинговом платеже на 1 ВС - 39,8 млн. руб./год, остаток - 11,7 млн. руб./год даже не  покрывал расходы Предприятия на заработную плату летчиков (20 млн. руб./год на  1 воздушное судно), а, соответственно, для покрытия затрат на поддержание летной  годности, страхование, налоги и взносы, погашение процентов по банковской гарантии,  форменное обмундирование, обучение летного и технического состава, осуществление  модернизации оборудования, для повышения безопасности пассажиров и граждан, 


находящихся на территории Аэропорта и приаэропортовой территории, субсидируется  Предприятием (Аудиторская отчетность страницы 32,33, страница 8 Плана  (Программы) финансово-хозяйственной деятельности ГУЛ Оренбургской области  «Аэропорт Оренбург» на текущий 2017 и плановый период 2018-2010 г.г.). 

В 2017 году при субсидиях на 1 ВС в размере 40,7 млн. рублей, сумма лизинговых  платежей на 1 ВС в год составляла 48,7 млн. рублей, т.е. выделенных субсидий не  хватало даже на покрытие лизинговых платежей. 

Таким образом, за счет предприятия осуществляются социально значимые  программы Российской Федерации, по развитию межрегиональных и внутренних  воздушных перевозок. 

Спад по показателям деятельности должника связан с общим спадом на рынке  авиаперевозок, банкротством базировавшейся в Аэропорту авиакомпании  «Оренбургские авиалинии» и снижением чартерных перевозок на фоне  геополитической мировой обстановки. 

В результате сокращения количества субсидируемых маршрутов и введения  жестких ограничений регулирования тарифной политики (с июля 2016 года спецтариф  был уменьшен в два раза), Предприятие вынуждено было осваивать новые маршруты  уже полностью на коммерческой основе (страница 6 Плана (Программы) финансово- хозяйственной деятельности ГУЛ Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» на  текущий 2017 и плановый период 2018-2010 г.г.). 

Среднесписочная численность работников в общем по предприятию в 2016 году  составляла 1 010 человек. Среднемесячная заработная плата в целом по предприятию  составляла 39 802 тыс. рублей (на 4,5% больше по сравнению с 2015 годом), а по летной  службе - 95 113 рублей (на 3,8% выше, чем в 2015 году в связи с повышением ставок  покилометровой оплаты) (страница 7 Плана (Программы) финансово-хозяйственной  деятельности ГУЛ Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» на текущий 2017 и  плановый период 2018-2010 г.г.). 

Предприятие в течение 2017 года пользовалось кредитными средствами для  выплаты заработной платы сотрудникам при отсутствии собственных средств.  Просрочек при погашении задолженности и процентов по кредитам не было (копия  договора № 46149 от 28.12.2016). 

В результате финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год, Предприятием  получен убыток от основной деятельности в размере 807 510 тыс. рублей, который  сложился за счет убытка от авиационной деятельности (-931 614 тыс. рублей), при  себестоимости услуг 2 046 501 тысяча рублей. 


Убыток от авиационной деятельности частично компенсируется прибылью от  технического обслуживания и аэропортовой деятельности (+124 104 тыс. рублей),  субсидиями за региональные и местные авиаперевозки в размере 402 848 тыс. рублей,  субсидиями на первоначальный лизинговый платеж в связи с приобретением в лизинг  трех ВС типа L-410 в размере 193 770 тыс. рублей, субсидией за выполнение поисково- спасательных работ 129 тыс. рублей и прочими доходами в сумме 17 891 тыс. рублей. 

В целом, по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год,  Предприятием получен убыток в размере 151 018 тысяч рублей, (подтверждается  бухгалтерской отчетностью), при этом: 

- Рентабельность выручки по чистой прибыли составила 0,12% при выручке в  размере 1 238 991 тысяч рублей, убыток Предприятия составил 151 018 тысяч рублей. 

- Среднемесячные выплаты в размере 156 224 тысяч рублей (с учетом кредитов  178 120 тысяч рублей), более чем на 2 503 тысяч рублей превышают поступления в  размере 154 121 тысяч рублей. При этом в объеме платежей, приходящихся на объем  работ, выполненных собственными силами, 33,5% (51 667 тысяч рублей) составляют  расходы, связанные с выплатой заработной платы 1 010 штатным сотрудникам  общества и связанных с оплатой налоговых платежей. 

- Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2017  со сроком исполнения 12 месяцев, составила 534 647 тысяч рублей, задолженность перед  ПАО «ГТЛК» по лизинговым платежам на 01.10.2017 год составила 296 934 тысяч  рублей (копии договоров лизинга, страница 10 Плана (Программы) финансово- хозяйственной деятельности ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург»  на текущий 2017 и плановый период 2018-2010 г.г.). 

- Ежемесячно выплачиваемая заработная плата предприятия составляет  38 900 тысяч рублей, социальные налоги 13 277 тысяч рублей; 

При этом заработная плата выплачивается регулярно без задержек. Без задержек  выплачиваются налоги и сборы в бюджеты всех уровней. 

В подтверждение вышеуказанных обстоятельств, заявитель представил:  аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности; бухгалтерский  баланс за первое полугодие 2017 года; бухгалтерский баланс за первый квартал  2017 года; бухгалтерский баланс за третий квартал 2017 года; программу развития  региональных авиаперевозок Оренбургской области на период до 2030 года; договор об  овердрафтном кредите № 46149 от 28.12.2016 года; соглашение № 17 от 27.02.2017 о  предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных  доходов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа на местных и 


региональных авиалиниях; договор о предоставлении из бюджета Республики  Башкортостан субсидий на осуществление региональных перевозок пассажиров на  территории Российской Федерации № 88 от 25.07.2017; договор между Министерством  транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской республики и Предприятием о  предоставлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики на финансовое  обеспечение затрат в связи с оказанием услуг № 196 от 29.05.2017; договор о  предоставлении субсидий из бюджета республики Татарстан организациям воздушного  транспорта на осуществление региональных перевозок пассажиров на территории  Российской Федерации на 2017 год № 48 от 04.05.2017; соглашение о предоставлении  субсидий в 2017 году № 107-11-048 от 16.05.2017, заключенное с Федеральным  агентством воздушного транспорта; соглашение № 63 от 06.06.2017 о предоставлении в  2017 году субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат по оплате  части лизинговых платежей за воздушные суда, полученные от российских лизинговых  компаний по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенное с Министерством  экономического развития, промышленности и торговли Оренбургской области. 

 Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не  обеспечили, в соответствии со статьёй 123 АПК РФ о времени и месте судебного  заседания извещены надлежащим образом. 

 Должник просил рассмотреть заявление в отсутствие его представителя. 

Руководствуясь частью 2 статьи 324 АПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть  заявление в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. 

Взыскатель представил отзыв на заявление № 01/12суд-0539 от 13.02.2018,  согласно которому просит в предоставлении должнику отсрочки отказать. Считает, что  тяжелое финансовое положение последнего не может быть расценено как  обстоятельство, затрудняющее исполнение судебного акта. 

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил  следующее. 

Согласно статье 324 АПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих  исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по  заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе  отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его  исполнения. 

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный  закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для  предоставления отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии 


их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Вопрос о  наличии таких обстоятельств суд разрешает в каждом конкретном случае с учетом  интересов как должника, так и взыскателя, а также всех имеющих значение  фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое  имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие  исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. 

Рассмотрев доводы сторон, суд считает, что наличие обстоятельств,  затрудняющих исполнение решения суда, представленными в материалы дела  документами подтверждается. 

Должник не имеет возможности исполнить судебный акт единовременно.  Учитывая уровень доходов должника, подтверждённый бухгалтерскими документами,  принудительное исполнение судебного акта может привести к его банкротству. При  этом прекращение социально-значимой деятельности должника может негативно  сказаться на неопределённом круге лиц, к которому в основном относится население  Приволжского и Уральского федеральных округов. 

Принимая во внимание вышеизложенное, а также необходимость соблюдения  баланса интересов сторон, суд считает возможным предоставить должнику отсрочку  исполнения решения суда от 30.08.2017 по делу № А81-1640/2017 до 01.01.2019. 

Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

заявление государственного унитарного предприятия Оренбургской области  «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ОРЕНБУРГ» (ИНН <***>,  ОГРН <***>) удовлетворить. 

Предоставить государственному унитарному предприятия Оренбургской  области «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «ОРЕНБУРГ» (ИНН <***>,  ОГРН <***>) отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Ямало- Ненецкого автономного округа от 30.08.2017 по делу № А81-1640/2017 до 01.01.2019. 

Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения  (изготовления в полном объёме) путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой  арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого  автономного округа. 

Разъяснить сторонам, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в 


форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной  электронной подписью судьи. 

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного  документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. 

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в  соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в  форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим  заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте  арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в  режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения,  если иное не установлено настоящим Кодексом. 

По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде  отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в  пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный  суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Е.В. Антонова

Судья

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 02.02.2018 13:58:12

Кому выдана Антонова Елена Викторовна


Для доступа к материалам дела А81-1640/2017в режиме ограниченного доступа на
информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел»(http://kad.arbitr.ru) используйте
секретный код:

Заработная плата летного и инженерно- 94 145 628 14 478 852
технического составов и социальные
отчисления