ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А81-3348/18 от 30.08.2018 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об истребовании доказательств

г. Салехард

Дело № А81-3348/2018

30 августа 2018 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Худяева В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Инсаповой Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению временного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "ЛегКо" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) ФИО1 об истребовании документов, при участии в судебном заседании:

представители сторон в судебное заседание не явились,

УСТАНОВИЛ:

временный управляющий 19.07.2018 обратился в суд с заявлением об истребовании у руководителя ООО «Легко» ФИО2 (ИНН <***>) и обязании передать временному управляющему ФИО1 надлежащим образом заверенные копии следующих документов за период с 01.01.2015 по настоящее время:

1) учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, с соответствующими изменениями, если таковые производились);

2) документы, подтверждающие права ООО «ЛегКо» на недвижимое имущество, земельные участки, транспортные средства и иное имущество;

3) документы первичного бухгалтерского учета:

- документы по заработной плате (трудовые договоры, договоры ГПХ, табели, расчетные ведомости, платежные ведомости, больничные листы, расчеты начисления больничных листов, расчеты начисления отпускных, сводную таблицу задолженности перед работниками по заработной плате);

- договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года, счета-фактуры, товарные накладные по данным сделкам;

4) номера расчетного и иных счетов ООО «ЛегКо», наименование и реквизиты обслуживающих банков;

5) бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, расшифровки к строкам баланса, налоговые декларации по налогу на прибыль, имущество организации;

7) последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;

8) расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения;

9) ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм за последние три года;

10) документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО «ЛегКо» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

11) справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);

12) сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих, перечень работников, до настоящего времени работающих в организации, а также работников, уволенных на настоящий момент времени, за весь период осуществления деятельности предприятия (с указанием в отношении каждого лица даты приема и увольнения со ссылкой на соответствующий приказ, приказы о приеме на работу и об увольнении работников);

13) сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;

14) сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);

15) сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой, полиции и проч.;

16) сведения о внутренней структуре ООО «ЛегКо», перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;

17) сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;

18) наименование и адреса организаций, в которых ООО «ЛегКо» является учредителем (участником), сведения о доле участия.

Определением суда от 25.07.2018 заявление принято к производству и назначено на 30.08.2018.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом не является препятствием к рассмотрению дела в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по существу в отсутствие сторон по имеющимся документам в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Как усматривается из материалов дела, ПАО "Сбербанк России" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании ООО "ЛегКо" несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 08.05.2018 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению на 25.05.2018.

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.05.2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛегКо" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) введена процедура банкротства - наблюдение. Временным управляющим утвержден ФИО1. Судебное заседание по рассмотрению отчета временного управляющего ь назначено на 17.09.2018.

Соответствующее объявление опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 02.06.2018.

Рассмотрев заявление, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, руководителем должника является ФИО2.

14.06.2018 руководителю должника ФИО2 по юридическому адресу было направлено требование о предоставлении копии бухгалтерской и иной документации должника. 28.06.2018 направлено повторное уведомление.

Требование о передаче перечня имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерской и иной документации, отражающий экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения согласно сайту Почты России находится в месте вручения.

Поскольку должником названное требование исполнено не было, арбитражный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника. Согласно пункту 2 указанной статьи органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

В пункте 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в силу пункта 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения; ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего и арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об изменениях в составе имущества должника.

В силу разъяснений данных в абзаце 3 пункта 47 указанного выше Постановления, в случае отказа или уклонения должника от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего - оригиналы документов и сами ценности). В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.

Таким образом, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 закреплена обязанность указанных в нем лиц по передаче арбитражному управляющему документации и ценностей должника, но не установлен механизм их истребования. Указанные документация и ценности хотя и не являются доказательствами по делу, но их истребование в судебном порядке (в отсутствие иной процедуры) производится применительно к правилам об истребовании доказательств и при этом предоставляется возможность применения мер принудительного исполнения и привлечения к ответственности.

При этом согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законам.

В соответствии со статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее по тексту - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) общество обязано хранить следующие документы: учредительные документы общества, а также внесенные в учредительные документы общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения; протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества; документ, подтверждающий государственную регистрацию общества; документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе; внутренние документы общества; положения о филиалах и представительствах общества; документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества; протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества; списки аффилированных лиц общества; заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля; иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

Согласно пункту 2 статьи 50 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (в перечень которых, в том числе, входят документы, истребуемые в рамках настоящего спора) по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовавшего до 01.01.2013) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Статьей 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (вступил в законную силу с 01.01.2013) также установлена обязанность по хранению первичных учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Пунктом 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" предусмотрено, что дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить установлен Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. В соответствии с этим Перечнем общество обязано хранить документы по личному составу, бухгалтерскую и налоговую отчетность, решения единственного участника общества, первичные документы по контрагентам общества, гражданско-правовые договоры.

Признание в мотивировочной части решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 7889/11 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558 не влекущим правовых последствий само по себе не влечет неурегулированность в вопросе о том, какие документы обязано хранить хозяйственное общество, поскольку данный вопрос решается на основании ранее действовавшего правового акта.

Ранее действовавший Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 06.10.2000, предусматривал аналогичные виды документов, подлежащих хранению.

Как следует из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить. Прекращение у ответчика полномочий директора не исключает возможности восстановления им указанных документов.

Следовательно, для удовлетворения заявления достаточно установления факта наличия у ответчика обязанности по хранению указанных истцом документов и неисполнение им данной обязанности.

Каких-либо доказательств, подтверждающих передачу копий таких документов временному управляющему ФИО1, руководителем должника ФИО2 в материалы дела не представлено.

Сведений о невозможности предоставления документации, на ее отсутствие в распоряжении руководителя ФИО2 в суд не представила.

По существу факт непередачи документов временному управляющему не оспорен.

Следовательно, в силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ ФИО2 считается признавшей обстоятельства наличия в своем распоряжении истребуемой бухгалтерской и иной документации, отражающей деятельность должника за три года до даты введения наблюдения, а также факт неисполнения установленной пунктом 3.2. статьи 64 Закона о банкротстве обязанности в части не передачи документации временному управляющему ООО «ЛегКо» ФИО1

Поэтому ходатайство временного управляющего об истребовании документов подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 66 АПК РФ, арбитражный суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Ходатайство временного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "ЛегКо" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) ФИО1 об истребовании документов – удовлетворить.

2.Истребовать у ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) и обязать ее передать временному управляющему общества с ограниченной ответственностью "ЛегКо" (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>) ФИО1 ((ИНН: <***>, регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих - 519, адрес для корреспонденции: 625002, <...>, а/я 5577) копии следующих документов за период с 01.01.2015 по настоящее время:

1) учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации, с соответствующими изменениями, если таковые производились);

2) документы, подтверждающие права ООО «ЛегКо» на недвижимое имущество, земельные участки, транспортные средства и иное имущество;

3) документы первичного бухгалтерского учета:

- документы по заработной плате (трудовые договоры, договоры ГПХ, табели, расчетные ведомости, платежные ведомости, больничные листы, расчеты начисления больничных листов, расчеты начисления отпускных, сводную таблицу задолженности перед работниками по заработной плате);

- договоры, соглашения, контракты, заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года, счета-фактуры, товарные накладные по данным сделкам;

4) номера расчетного и иных счетов ООО «ЛегКо», наименование и реквизиты обслуживающих банков;

5) бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, расшифровки к строкам баланса, налоговые декларации по налогу на прибыль, имущество организации;

7) последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;

8) расшифровку кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов и даты возникновения;

9) ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм за последние три года;

10) документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО «ЛегКо» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

11) справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);

12) сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих, перечень работников, до настоящего времени работающих в организации, а также работников, уволенных на настоящий момент времени, за весь период осуществления деятельности предприятия (с указанием в отношении каждого лица даты приема и увольнения со ссылкой на соответствующий приказ, приказы о приеме на работу и об увольнении работников);

13) сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;

14) сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);

15) сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой, полиции и проч.;

16) сведения о внутренней структуре ООО «ЛегКо», перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;

17) сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;

18) наименование и адреса организаций, в которых ООО «ЛегКо» является учредителем (участником), сведения о доле участия.

3.Определение подлежит немедленному исполнению.

4.В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья

В.В. Худяев