ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А81-903/19 от 30.04.2019 АС Ямало-Ненецкого АО

259/2019-22911(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

 www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного разбирательства

г. Салехард

Дело № А81-903/2019

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи  Беспалова М.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного  заседания Галкиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Ямалнефтесервис" (ИНН: <***>,  ОГРН: <***>, (адрес) место нахождения: 629830, Ямало-Ненецкий  автономный округ, г. Губкинский, мкр. 9, д. 26, кв. 1, дата регистрации – 19.02.2008) к  Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского  района (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения): 629850,  Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Тарко-Сале, Пуровский район, ул. Анны  Пантелеевой, д.1, дата регистрации – 18.03.1999) о признании незаконным бездействия,  а так же признании незаконным Приказа от 30.10.2018 № 1196-ДП «О предварительном  согласовании предоставления земельных участков», при участии в судебном заседании: 

от общества с ограниченной ответственностью "Ямалнефтесервис" –  представитель не явился; 

от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации  Пуровского района – ФИО1 (доверенность № 01-41/6 от 09.01.2019) после  перерыва; 

от общества с ограниченной ответственностью «БашМедПрибор» – ФИО2  (доверенность от 21.11.2018) после перерыва; 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Ямалнефтесервис" обратилось в 


Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту  имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, просит  суд: 

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  01.03.2019 к участию в деле № А81-903/2019 в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с  ограниченной ответственностью «БашМедПрибор». 

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  01.04.2019 судебное заседание отложено на 30.04.2019 на 11 часов 30 минут. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены  надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени  и месте судебного заседания на сайте суда. 

Учитывая, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле,  извещенных надлежащим образом не является препятствием к рассмотрению дела в  соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации суд рассматривает дело по существу в отсутствие сторон по  имеющимся документам. 


Лицам, участвующим в деле разъяснены их процессуальные права и  обязанности. Отводов составу суда не заявлено. 

Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в  порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской  Федерации. 

В связи с заявленным отводом, в судебном заседании, в порядке статьи 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв до  30 апреля 2019 года 14 часов 00 минут. 

Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  30.04.2019 в заявленном отводе ООО "Ямалнефтесервис" отказано. 

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при  участии в судебном заседании: 

от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации  Пуровского района – ФИО1 (доверенность № 01-41/6 от 09.01.2019); 

от общества с ограниченной ответственностью «БашМедПрибор» – ФИО2  (доверенность от 21.11.2018); 

Как следует из заявления ООО «Ямалнефтесервис» является собственником  объектов недвижимости: 

Указанные объекты расположены на земельных участках с кадастровыми  номерами 89:05:030301:1240 (площадь 4 517 кв.м.) и 89:05:030301:1239 

(площадь 1 703 кв.м.) соответственно, были возведены и зарегистрированы на  праве собственности за истцом в период действия ранее заключенных договоров  аренды № 829-13 от 20.11.2013 и № 827-13 от 20.11.2013. 

Как следует из договора № 829-13 от 20.11.2013 Арендодатель, на основании  распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации  Пуровского района от 08.10.2013 № 2055-ДР "О предоставлении земельного участка",  предоставляет, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный  участок площадью 4517 кв.м. 

Срок аренды с 06.12.2013 по 05.12.2016.

Кадастровый номер земельного участка- 89:05:030301:1240. 


Разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для  разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей,  автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов,  пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей,  трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий  радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и  сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства,  реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений,  сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных  сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической  деятельности, военных объектов. 

При этом пунктом 1.4. данного договора предусмотрено фактическое  использование - размещение объектов: 

- "Автомобильный проезд от автомобильной трассы Сургут-Салехард до  производственной базы", 

- "Воздушная линия 10 кВт от линии МУП ГРЭС г. Губкинский к  трансформаторной подстанции". 

Как следует из договора № 827-13 от 20.11.2013 Арендодатель, на основании  распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Администрации  Пуровского района от 08.10-2013 № 2056-ДР "О предоставлении земельного участка",  предоставляет, а Арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный  участок площадью 1703 кв.м. 

Кадастровый номер земельного участка- 89:05:030301:1239.
Срок аренды с 06.12.2013 по 05.12.2016.

Разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для  разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей,  автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов,  пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей,  трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий  радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и  сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства,  реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений,  сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных  сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической  деятельности, военных объектов. 


При этом пунктом 1.4. данного договора предусмотрено фактическое  использование - строительство железнодорожного тупика от пути № 26 станции Пурпе  до производственной базы. 

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа обязывал заявителя  обосновать на основании чего Департамент имущественных и земельных отношений  Администрации Пуровского района обязан предоставить заявителю спорные земельные  участки в полном объеме, если ранее предоставленные земельные участки  предоставлялись в том числе для иного фактического использования, в частности для  Автомобильного проезда от автомобильной трассы Сургут-Салехард до  производственной базы. При этом как следует из заявления ООО «Ямалнефтесервис»  является только собственником площадки под трансформаторную подстанцию,  расположенной на земельном участке 89:05:030301:1240, а также собственником  смотровой эстакады для железнодорожных путей, расположенной на земельном  участке 89:05:030301:1239. 

При этом из заявления общества не следует, что для эксплуатации  принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости требуется весь  земельный участок. 

По результату рабочего совещания было принято решение о предоставлении  ООО «Ямалнефтесервис» земельных участков, образованных под объектами,  находящимися в собственности Общества (смотровая эстакада для железнодорожных  путей (89:05:030301:6767) и площадка под трансформаторную подстанцию  (89:05:030301:6766)), в соответствии с нормативами для их эксплуатации, в результате  раздела исходных земельных участков с кадастровыми номерами 89:05:030301:1239 и  89:05:030301:1240 с сохранением их в измененных границах. 

Согласно п. 1.4. протокола № 12 от 07.09.2018 рабочего совещания при  заместителе Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, ООО  «Ямалнефтесервис» было рекомендовано: 

- обеспечить выполнение кадастровых работ по образованию земельных  участков непосредственно под объектами, находящимися в собственности Общества 


(смотровая эстакада для железнодорожных путей (89:05:030301:6767) и площадка под  трансформаторную подстанцию (89:05:030301:6766), в соответствии с нормативами для  их эксплуатации; 

- обратиться в адрес Администрации муниципального образования Пуровский  район с заявлением о предоставлении земельных участков, образованных под  объектами, находящимися в собственности Общества. 

 №№ 78, 79 от 28.09.2018 о предоставлении земельных участков с кадастровыми  номерами 89:05:030301:1239 и 89:05:030301:1240 без проведения торгов, как  собственнику объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках. 

По результату рассмотрения поступивших от ООО «Ямалнефтесервис»  заявлений, во исполнение решения принятого на рабочем совещании при заместителе  Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, учитывая необходимость  образования земельных участков непосредственно под объектами, находящимися в  собственности Общества, Департамент принял решение о предварительном  согласовании ООО «Ямалнефтесервис» предоставления земельных участков без  проведения торгов, образуемых в результате раздела земельных участков с  кадастровыми номерами 89:05:030301:1239 и 89:05:030301:1240, выразившееся в  приказе от 30.10.2018 № 1196-ДП «О предварительном согласовании предоставления  земельных участков». 

Данным приказом принято решение:


нахождения): ЯНАО, Пуровский район, г. Губкянский, микрорайон 9, д. 26, кв. 1,  предоставление земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего приказа. 

В ходе рассмотрения дела установлено, что имеются вступившие в законную  силу решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по заявлениям  Администрации муниципального образования поселок Пурпе к обществу с  ограниченной ответственностью «Ямалнефтесервис» 

- о признании недействительным договора аренды земельного участка № 77-16  от 25.10.2016, о признании недействительной государственной регистрации договора  аренды № 77-16 от 25.10.2016, погашении в Едином государственном реестре прав на  недвижимое имущество и сделок с ним регистрационной записи от 20.12.2016 № 89- 89/004-89/005/201/2016-5608 о регистрации договора аренды 

- о признании недействительным договора аренды земельного участка № 75-16  от 25.10.2016, о признании недействительной государственной регистрации договора  аренды № 75-16 от 25.10.2016, погашении в Едином государственном реестре прав на  недвижимое имущество и сделок с ним регистрационной записи от 20.12.2016 № 89- 89/004-89/005/201/2016-5607 о регистрации договора аренды 

Так решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  03.07.2017 по делу № А81-922/2017 исковые требования Администрации  муниципального образования поселок Пурпе удовлетворены. 

Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка   № 75-16 от 25.10.2016, заключенный между Администрацией муниципального  образования поселок Пурпе (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) и обществом с 


ограниченной ответственностью «Ямалнефтесервис» (ИНН: 8911023310, ОГРН:  1088911000133). 

В порядке применения последствий недействительности сделки признана  недействительной государственная регистрация договора аренды земельного участка   № 75-16 от 25.10.2016, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ,  Пуровский район, п. Пурпе, промзона, общей площадью 4 517 кв.м., с кадастровым  номером 89:05:030301:1240, погашена в Едином государственном реестре прав на  недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись от 20.12.2016 № 89- 89/004-89/005/201/2016-5607 о регистрации договора аренды земельного участка № 7516 от 25.10.2016, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ,  Пуровский район, п. Пурпе, промзона, общей площадью 4 517 кв.м., с кадастровым  номером 89:05:030301:1240. 

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  03.07.2017 по делу № А81-921/2017 исковые требования Администрации  муниципального образования поселок Пурпе удовлетворены. 

Признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка   № 77-16 от 25.10.2016, заключенный между Администрацией муниципального  образования поселок Пурпе и обществом с ограниченной ответственностью  «Ямалнефтесервис». 

В порядке применения последствий недействительности сделки признана  недействительной государственная регистрация договора аренды земельного участка   № 77-16 от 25.10.2016, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ,  Пуровский район, п. Пурпе, промзона, общей площадью 1 703 кв.м., с кадастровым  номером 89:05:030301:1239, погасшена в Едином государственном реестре прав на  недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись от 20.12.2016 № 89- 89/004-89/005/201/2016-5608 о регистрации договора аренды земельного участка № 7716 от 25.10.2016, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ,  Пуровский район, п. Пурпе, промзона, общей площадью 1 703 кв.м., с кадастровым  номером 89:05:030301:1239. 

В данных решениях также указано, что:

 ООО «Ямалнефтесервис» как собственник сооружения – смотровая эстакада  для железнодорожных путей, площадью 6 кв.м., расположенного по адресу: Российская  Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пос. Пурпе,  Промзона - не лишено возможности реализовать исключительное право на  приобретение земельного участка, необходимого для его эксплуатации, в порядке 


статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении всех  необходимых документов вне рамок настоящего судебного разбирательства. 

ООО «Ямалнефтесервис» как собственник сооружения – площадка под  трансформаторную подстанцию, площадью 13,8 кв.м., расположенного по адресу:  Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пос.  Пурпе, Промзона - не лишено возможности реализовать исключительное право на  приобретение земельного участка, необходимого для его эксплуатации, в порядке  статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении всех  необходимых документов вне рамок настоящего судебного разбирательства. 

Кроме того данными решениями были установлено, что право собственности на  объекты недвижимости было зарегистрировано ответчиком после окончания срока  действия договора аренды № 829-13 от 20.11.2013 и после окончания срока действия  договора аренды № 827-13 от 20.11.2013. 

Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что общество с  ограниченной ответственностью «БашМедПрибор» неоднократно обращалось в суд с  заявлениями о признании незаконным отказа Департамента строительства,  архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района в выдаче  разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство. 

Так решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  27.11.2017 по делу № А81-5822/2017 обществу с ограниченной ответственностью  «БашМедПрибор» было отказано в удовлетворении заявления к Департаменту  строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района  о признании незаконным отказа Департамента строительства, архитектуры и  жилищной политики Администрации Пуровского района в выдаче разрешения на  строительство от 02.08.2017 № 06/2860 и обязании выдать разрешение на  строительство. 

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018,  Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.11.2017 по  делу № А81-5822/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без  удовлетворения. 

Не согласившись с решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого  автономного округа, а так же с Постановлением Восьмого арбитражного  апелляционного суда, общество с ограниченной ответственностью "БашМедПрибор"  обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой. 


Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.07.2018,  решение от 27.11.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и  постановление от 20.03.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу №  А81-5822/2017 оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

При этом в решении суда указано, что 01.08.2016 года между Администрацией  муниципального образования поселок Пурпе (Арендодатель) и Обществом с  ограниченной ответственностью «БашМедПрибор» заключен договор № 58-16 аренды  земельного участка, в соответствии с которым Арендодатель предоставил, а Арендатор  принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 41887 кв.м.  (пункт 1.1 договора). 

Кадастровый номер земельного участка 89:05:030301:938 (п. 1.2 договора).

Разрешенное использование земельного участка – земельные участки,  предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещение железнодорожных  путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей,  причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей,  трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий  радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и  сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства,  реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений,  сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных  сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической  деятельности, военных объектов (п. 1.3 договора). 

Фактическое использование земельного участка – содержание и эксплуатация  склада (п. 1.4 договора). 

Категория земель – земли населенных пунктов (п. 1.5 договора).

Срок аренды земельного участка – с 29.10.2016 года до 28.10.2021 год (п. 2.1  договора). 

Письмом от 02.08.2017 года исх. № 06/2860 Департамент строительства,  архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района отказал в 


выдаче разрешения на строительство по причине непредставления  правоустанавливающих документов на земельный участок (не оформлены документы  под проектируемый железнодорожный путь). 

ООО «БашМедПрибор» предоставлен в аренду земельный участок с  кадастровым номером 89:05:030301:938 на основании договора аренды от 01.08.2016 №  58-16 сроком действия с 29.10.2016 по 28.10.2021. Объекты, предполагаемые к  строительству 1 этапом, размещены на данном земельном участке. Однако согласно  сведениям из публичной кадастровой карты доступ на предоставленный земельный  участок возможен только через участки с кадастровыми номерами 89:05:030301:1240  (на автомобильную трассу Сургут-Салехард) и 89:05:030301:1239 (к железнодорожным  путям). Данные земельные участки предоставлены в долгосрочную аренду на  основании договоров ООО «Ямалнефтесервис». 

Отсутствие оформленных прав на земельный участок явилось основанием отказа  в выдаче разрешения на строительство. 

В положительном заключении негосударственной экспертизы проектной  документации от 22.02.2017 № 4-1-1-0009-17 экспертами неоднократно указывается о  том, что для реализации проектных решений заявителю необходимо оформить  правоустанавливающие документы на земельные участки (договор субаренды,  установление сервитута с собственниками прилегающих участков) для обеспечения  проезда автомобильного и железнодорожного транспорта. 

правоустанавливающие документы на земельный участок 89:05:030301:1239 для  обеспечения доступа к железнодорожным путям Обществом не оформлены, что  подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое  имущество и сделок с ним от 31.07.2017 № 01/03/2017-26302, где указано, что  земельный участок с кадастровым номером 89:05:030301:1239 предоставлен ООО  "Ямалнефтесервис" на основании договора аренды от 20.12.2016 № 77-16 сроком  действия с 06.12.2016 по 05.12.2019. 

Документы об установлении сервитута, либо заключении дополнительного  соглашения на данный участок ООО "БашМедПрибор" в адрес заинтересованного лица  не предоставлены. 

Вступившими в законную силу решениями арбитражного суда ЯНАО от  03.07.2017 года по делам № А81-921/2017 и № А81-922/2017 удовлетворены требования  Администрации муниципального образования поселок Пурпе, признаны  недействительными (ничтожными) договоры аренды земельного участка № 75-16 от  25.10.2016 и № 77-16 от 25.10.2016, заключенные между Администрацией 


муниципального образования поселок Пурпе (ИНН: 8911021440, ОГРН:  1058901221884) и обществом с ограниченной ответственностью «Ямалнефтесервис», в  соответствии с которыми в аренду третьему лицу были предоставлены земельные  участки с кадастровыми номерами 89:05:030301:1239 и 89:05:030301:1240. В порядке  применения последствий недействительности сделок суд признал недействительной  государственную регистрацию договоров аренды земельного участка, погасил в  Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним  соответствующие регистрационные записи о регистрации договоров аренды земельных  участков. Решения суда по делам № А81-921/2017 и № А81-922/2017 оставлены без  изменения постановлениями Восьмого арбитражного суда от 16.11.2017 года. 

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время третье  лицо – ООО «Ямалнефтесервис» не является законным владельцем смежных  земельных участков, через которые возможен доступ к земельному участку заявителя.  Что в свою очередь, позволяет заявителю повторно обратиться в орган местного  самоуправления за разрешением вопроса о выдаче разрешения на строительство,  поскольку, как полагает суд, в настоящее время фактически устранены препятствия для  выдачи указанного документа. 

В последствии Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа  решением от 07.09.2018 по делу А81-3778/2018 вновь было отказано обществу с  ограниченной ответственностью "БашМедПрибор" в удовлетворении заявления к  Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации  Пуровского о признании незаконным отказа Департамента строительства, архитектуры  и жилищной политики Администрации Пуровского района в выдаче разрешения на  строительство от 11.04..2018 № 36-04/752 и обязании выдать разрешение на  строительство. 

Судом также было установлено, что исьмом от 11.04.2018 года исх. № 36-04/752  Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации  Пуровского района отказал в выдаче разрешения на строительство по причине  непредставления правоустанавливающих документов на земельные участки с  кадастровыми номерами 89:05:030301:1239 и 89:05:030301:1240 (Согласно выписке из  Единого государственного реестра прав от 11.04.2018 № 01/03/2018-45980 не  оформлены документы под проектируемую подъездную автодорогу и  железнодорожный путь). 

Отсутствие оформленных прав на земельный участок явилось основанием отказа  в выдаче разрешения на строительство. 


В решении суда отмечено, что согласно представленной проектной  документации "Производственная база по изготовлению щебня с железнодорожными  путями необщего пользования. I этап" шифр ТМИ-0615 (далее - проект), разработанной  ООО "Трансмостинжиниринг", на объекте планируется осуществлять хозяйственную  деятельность, связанную с производством и реализацией сортового кубовидного щебня  из глыбового сырья, поставляемого в вагонах-самосвалах полувагонах на  проектируемые железнодорожные тупики базы, выполнять грузовые операции по  переработке строительных тарно-штучных, инертных грузов, металлопроката,  поступающих железнодорожным транспортом, оказывать логистические услуги.  Планируемый суммарный объем железнодорожных поставок 180 тысяч тонн в год.  Режим работы объекта: грузовые операции с железнодорожным транспортом - круглосуточно, круглогодично; производственные операции по изготовлению щебня и  отпуск продукции - в рабочее время или в соответствии с графиком поставок по  договору, круглогодично. 

База по производству щебня согласно проекту должна иметь один  автомобильный въезд/выезд с контрольно-пропускным пунктом, весовым контролем с  выездом на автомобильную дорогу общего пользования Сургут-Салехард и один  железнодорожный выезд со стороны станции Пурпе. 

Не согласившись решением о предварительном согласовании ООО  «Ямалнефтесервис» предоставления земельных участков без проведения торгов,  образуемых в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами  89:05:030301:1239 и 89:05:030301:1240, выразившееся в приказе от 30.10.2018 № 1196- ДП «О предварительном согласовании предоставления земельных участков». 

В дополнении к исковому заявлению заявитель представил заключение  эксперта. 

Согласно Заключению эксперта № А-232 от 26.03.2019 (ООО «АРБИТР» Центр  Независимых Экспертиз») для размещения и эксплуатации возведенной на земельном  участке с кадастровым номером 89:05:030301:1240 Площадки под трансформаторную  подстанцию необходим земельный участок площадью 2 367,3 кв.м.: для размещения и  эксплуатации возведенной на земельном участке с кадастровым номером  89:05:030301:1239 Смотровой эстакады для железнодорожных путей необходим  земельный участок площадью 1 488 кв.м. 


От Департамента имущественных и земельных отношений Администрации  Пуровского района поступили дополнения к отзыву в которых департамент отмечает  следующее. 

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с  учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и  градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка  определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных  участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. 

При этом площадь земельного участка, необходимого для использования  объектов недвижимости и, следовательно, подлежащая передаче в аренду,  определяется исходя из функционального назначения этих объектов. 

Из представленных документов Истцом следует, что земельные участки  площадью 4517 кв.м и 1703 кв.м ранее были предоставлены Истцу «под  автомобильный проезд от автомобильной трассы Сургут – Салехард до  производственной базы», под «Воздушную линию 10 кВт к линии МУП ГРЭС г.  Губкинский к трансформаторной станции», строительство железнодорожного тупика  от пути № 26 станции Пурпе до производственной базы. Договора аренды земельных  участков прекратили свое действие в 2016 году. 

В качестве основания для передачи Истцу в аренду спорных земельных участков  Истец указал на наличие права собственности на «площадку под трансформаторную  подстанцию» и «смотровую эстакаду для железнодорожных путей», примерный размер  земельного участка, необходимый для его размещения и эксплуатации, не обосновал. 

В целях определения соразмерной площади земельных участков необходимой и  достаточной для размещения объектов недвижимости ООО «Ямалнефтегазсервис»  (площадка под трансформаторную подстанцию, смотровая эстакада для  железнодорожных путей), в результате совместной работы 01.04.2019 Департамента  имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района и  Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации  Пуровского района было определено следующее. 

Вышеуказанные объекты относятся к сооружениям вспомогательного  использования, которые предназначены для обслуживания и эксплуатации основного  объекта. 

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации  вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве 


дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и  условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними. 

Одним из главных требований, предъявляемых к образуемым земельным  участкам, является соблюдение установленных предельных (максимальных и  минимальных) размеров земельных участков, которые устанавливаются  градостроительным регламентом территориальной зоны. 

В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО п. Пурпе,  утвержденными решением Собрания депутатов муниципального образования п. Пурпе  от 25.06.2012 № 260, объекты недвижимости с кадастровыми номерами  89:05:030301:6766 и 89:05:030301:6767 располагаются в границах территориальной  зоны П (зоны производственного назначения). Градостроительными регламентами,  действующими для данной территориальной зоны, минимальная площадь земельных  участков и максимальная общая площадь объектов капитального строительства не  устанавливаются. 

В соответствии со ст. 29.2 Градостроительного кодекса РФ, Местными  нормативами градостроительного проектирования муниципального образования п.  Пурпе устанавливаются расчетные показатели минимально допустимого уровня  обеспеченности объектами местного значения населения муниципального образования  поселок Пурпе и расчетные показатели максимально допустимого уровня  территориальной допустимости таких объектов для населения муниципального  образования поселок Пурпе. 

Таким образом Местные нормативы градостроительного проектирования п.  Пурпе, на которые ссылается ООО «АРБИТР» Центр Независимых Экспертиз» в  заключении эксперта № А-232 от 26.03.2019 при подсчете требуемых площадей для  размещения вспомогательных видов использования («под объекты»), в данном случае  неприменимы, так как принадлежность объектов недвижимости с кадастровыми  номерами 89:05:030301:6766 и 89:05:030301:6767 к объектам местного значения ничем  не подтверждена. 

Для определения площади и конфигурации земельных участков, образуемых при  разделе земельного участка с кадастровым номером 89:05:030301:1240 была учтена  фактическая площадь объекта с кадастровым номером 89:05:030301:6766 (площадка  под трансформаторную подстанцию), расположенного в границах данного земельного  участка, при этом за основу для расчета были приняты Нормы отвода земель для  электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ. № 14278ТМ-Т1" (утверждены  Минтопэнерго 20.05.1994). 


Вышеуказанные нормы устанавливают ширину полос земель и площади  земельных участков, предоставляемых для электрических сетей напряжением 0,38-750  кВ, в состав которых входят воздушные и кабельные линии электропередачи,  трансформаторные подстанции. 

П. 3.1. Норм отвода земель площадь отводимых земельных участков под  комплектные подстанции определена в размере от 50 до 80 кв. метров, в зависимости от  мощности. Заявителем при обращении в Департамент информация о мощности  размещаемой КТП не поступала. Земельный участок под содержание площадки под ТП  в соответствии со схемой образуются площадью 208 кв.м, что на 128 кв.м превышает  норму отвода под комплектные подстанции. Разница в площадях обусловлена  формированием участка с отступлением от отмостки площадки более 3 метров и  формированием доступа. шириной 4 м, достаточной для обеспечения одностороннего  автомобильного проезда. 

Таким образом, площадь и конфигурация земельного участка позволяет  использовать его в соответствии с назначением объекта, размещаемого на данном  земельном участке. 

Для определения площади и конфигурации земельных участков, образуемых при  разделе земельного участка с кадастровым номером 89:05:030301:1239 была учтена  фактическая площадь объекта с кадастровым номером 89:05:030301:6767 (смотровая  эстакада для железнодорожных путей) и необходимость обеспечения проезда для  данного объекта недвижимости. 

Согласно фотоотчету, подготовленному отделом земельного контроля  Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского  района, по результатам осмотра, обследования земельного участка с кадастровым  номером 89:05:030301:1239 в границах данного земельного участка находятся  следующие объекты: 

При этом в заявлении, поступившем в Департамент от ООО «Ямалнефтесервис»,  была указана цель использования – под строительство железнодорожного тупика. 

Учитывая, что назначение объекта (смотровая эстакада) является  вспомогательным видом объектов при основном (железнодорожный путь) и тот факт,  что заявитель является собственником одного из объектов, расположенных в границах 


земельного участка с кадастровым номером 89:05:030301:1239 в целях реализации его  права на заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотренного пп. 9  п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, Департаментом было принято решение о разделе  исходного земельного участка. 

Для определения площади, необходимой для размещения данного объекта, были  изучены действующие нормативы законодательства, которые регламентируют данный  вопрос. 

В соответствии с п. 2 Приказа Минтранса РФ от 06.08.2008 № 126 «Об  утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования  полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» в  полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки,  прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для  размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств,  защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств  электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств  и других объектов железнодорожного транспорта. Данные Нормы устанавливают  нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода на  железнодорожном транспорте общего и не общего пользования. Данные нормы не  регламентируют нормы отвода земельных участков под конкретные строения,  сооружения, устройства и другие объекты железнодорожного транспорта. 

Иных норм, регулирующих нормы отвода земельных участков под объектами,  являющимися составной частью железнодорожного транспорта, действующим  законодательством не предусмотрено. 

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что собственник  здания, строения, сооружения имеет право на использование той части земельного  участка, которая занята принадлежащей ему недвижимостью и необходима для ее  эксплуатации. 

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителю необходима именно  истребуемая площадь земельных участков под «площадку под трансформаторную  подстанцию» и «смотровую эстакаду для железнодорожных путей», представлено не  было. 

Истец не привел достаточных оснований считать заявленные размеры участков  равным, большим или меньшим относительно необходимого для эксплуатации и  обслуживания объектов недвижимости находящихся в собственности. 


Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении  земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель,  находящихся в государственной или муниципальной собственности. 

В пункте 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных  участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки,  прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6  статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. 

Нормативные требования к образуемым в результате раздела участкам  перечислены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, например,  соблюдение предельных размеров, сохранение возможности разрешенного  использования расположенных на земельных участках объектов недвижимости,  отсутствие изломанности границ и т.п. Раздел земельного участка может быть проведен  различными способами. Собственнику объекта необходимо доказать два основных  обстоятельства: а) предлагаемый им способ раздела соответствует нормативным  требованиям; б) предлагаемый им способ раздела обеспечивает эксплуатацию его  объекта и не ущемляет прав других лиц. 

Также в соответствии с пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской  Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на  земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования  предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. 

В письме ФАС России от 11.01.2016 № ИА/90/16 «О применении  законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения»  указывается на то, что при рассмотрении антимонопольным органом заявлений о  признаках нарушения антимонопольного законодательства разрешению подлежат, в  том числе вопросы равного доступа к использованию земли, реализации  имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными  участками. 

Не проведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять  участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, что приводит к  ограничению конкуренции. 

Как указал Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 05.04.2011 № 14686/10  по делу № А13-10558/2008 «в тех случаях, когда требуется проведение конкурса,  подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за 


исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию,  поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут  быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к  соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем». 

Нарушением законодательства о защите конкуренции может быть признано  предоставление уполномоченным органом государственной власти в собственность  хозяйствующему субъекту земельного участка, на котором расположен объект  недвижимости данного субъекта, площадью большей, чем это обусловлено  объективными потребностями, без проведения публичных торгов (пункт 24 Обзора  судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утвержденного  Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017). 

К еще одному распространенному виду нарушений антимонопольного  законодательства, связанных с распоряжением земельными участками, относится  произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и  противоречащее условиям заключенного договора последующее изменение вида  разрешенного использования, предоставленного по данному договору земельного  участка, в целях "ухода" от процедуры торгов. В постановлении Арбитражного суда  Поволжского округа от 24.07.2018 № Ф06-34989/2018 по делу № А57-30386/2017 и  Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 02 марта 2018 года по делу   № А49-1804/2017 суды в рассматриваемом случае пришли к выводу о ничтожности  соглашения об изменении вида разрешенного использования земельного участка. 

При установлении обстоятельств, свидетельствующих о том, что действия  органа власти, связанные с заключением договора о передаче прав  владения/пользования земельным участком, находящимся в государственной  (муниципальной) собственности, содержат признаки нарушения антимонопольного  законодательства, антимонопольному органу целесообразно выдать предупреждение о  возврате переданного по договору имущества. 

Императивность положений статьи 39.6 Земельного кодекса Российской  Федерации не допускает передачи органами местного самоуправления земельных  участков из публичной собственности без осуществления публичных процедур,  соблюдение которых направлено на расширение доступа участников рынка  строительства к земельным участкам и является основой эффективного их  использования и развития конкуренции. Предоставление земельного участка для  строительства одному из претендентов без осуществления публичных процедур  является передачей имущества в приоритетном порядке и создает дискриминационные 


условия деятельности для других лиц (участников рынка), которые имеют равную  возможность реализовать право на получение таких земельных участков и могли бы  приобрести их в аренду на общих условиях при проведении аукциона. 

Учитывая все выше изложенное, Департамент по результату рассмотрения  поступивших от ООО «Ямалнефтесервис» заявлений, во исполнение решения  принятого на рабочем совещании при заместителе Губернатора Ямало-Ненецкого  автономного округа, учитывая необходимость образования земельных участков  непосредственно под объектами, находящимися в собственности Общества, принял  решение о предварительном согласовании ООО «Ямалнефтесервис» предоставления  земельных участков без проведения торгов, образуемых в результате раздела  земельных участков с кадастровыми номерами 89:05:030301:1239 и 89:05:030301:1240,  выразившееся в приказе от 30.10.2018 № 1196-ДП «О предварительном согласовании  предоставления земельных участков». 

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован ст. 39.14  Земельного кодекса РФ. 

Названный порядок, в частности пп. 3 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ  предполагает принятие решения о предварительном согласовании предоставления  земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в  случае, если земельный участок предстоит образовать. 

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельного  участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,  осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного  участка на кадастровом плане территории. 

Так, в целях проведения ООО «Ямалнефтесервис» кадастровых работ по  образованию земельных участков непосредственно под объектами, находящими в  собственности Общества, Департамент приказом от 30.10.2018 № 1196-ДП «О  предварительном согласовании предоставления земельных участков» утвердил схемы  расположения земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1. приказа). 

По результатам рассмотрения заявлений было принято решение о  предварительном согласовании предоставления земельных участков без проведения  торгов, следовательно, утверждение ООО «Ямалнефтесервис» о бездействии со  стороны Департамента, выразившееся в непринятии решения по поступившим  заявлениям, несостоятельны. 


Решение Департамента, выразившееся в приказе от 30.10.2018 № 1196-ДП

«О предварительном согласовании предоставлении земельных участков» принято в  соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 39.6, 39.14, 39.15 Земельного  кодекса РФ. 

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов в порядке, установленном данным Кодексом. 

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если  полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные  интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным,  решений и действий (бездействия) незаконными. 

Следовательно, для признания ненормативного акта (решения), действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия недействительными  (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их  закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт  нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав  и законных интересов. 

Решение, принятое Департаментом при рассмотрении заявлений
ООО «Ямалнефтесервис», в конечном итоге направлено на предоставление

ООО «Ямалнефтесервис» земельных участков, образованных непосредственно под  объектами, находящимися в собственности Общества, в соответствии с нормативами  для их эксплуатации. 


В оспариваемом решении Департамент не отказывает ООО «Ямалнефтесервис»  в предоставлении земельных участков, а указывает, что ООО «Ямалнефтесервис»  предварительно согласовано предоставление образуемых земельных участков согласно  утвержденным схемам. 

Таким образом, принятое Департаментом решение не нарушает права и  законные интересы ООО «Ямалнефтесервис», поскольку не препятствует Обществу в  реализации его исключительных прав как собственника объектов недвижимости, а  также не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности. 

То обстоятельство, что ООО «Ямалнефтесервис» заинтересовано в  приобретении прав на земельные участки с кадастровыми номерами 89:05:030301:1239,  89:05:030301:1240 в существующих на данный момент границах, не дает ему  оснований полагать, что решение Департамента, выразившееся в приказе от 30.10.2018   № 1196-ДП «О предварительном согласовании предоставлении земельных участков»  нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

К настоящему судебному заседанию от заявителя поступили письменные  пояснения в которых он указывает, что Департамента указывает, что эксперт в  заключении № А-232 от 26.03.2019 при подсчете требуемых площадей необоснованно  ссылается на Местные нормативы градостроительного проектирования п.Пурпе, в том  время как применению подлежат Ведомственные строительные нормы № 14278 тм-т1  «Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ»,  утвержденные Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ 20.05.1994. 

Между тем, представленное в материалы дела Заключение эксперта ссылки на  указанные Департаментом Местные нормативы не содержит, эксперт применяет целый  комплекс регламентирующих спорный вопрос нормативных актов, из которых  утвержденные Минтопэнерго РФ Нормы отвода земель являются не единственным  подлежащим применению документом. 

Более того, ссылку Департамента на «Нормы отвода земель для электрических  сетей напряжением 0,38-750 кВ» нельзя признать обоснованной в силу ограничений в  их применении, установленных самим нормативным актом. 

Так, в пункте 1.4 Норм отвода прямо закреплено, что ширина полос земель и  площади земельных участков, предоставляемых для электрических сетей напряжением  более 750 кВ и опор больших переходов линий электропередачи всех напряжений, а  также площади земельных участков подстанций, расположенных на грунте с высоким 


удельным сопротивлением (более 300 Ом х м) или имеющих устройство выносного  контура заземления, определяются проектом. Проектной документацией,  разработанной для строительства на земельном участке с кадастровым номером  89:05:030301:1240 Комплектной трансформаторной подстанции (приложение 9 к  Заключению эксперта, стр.69), удельное электрическое сопротивление грунта  составляет 1 000 Ом х м, что исключает применение стандартных норм отвода земель.  Правило о применении норм отвода только для типовых конструкций скреплено и  пунктом 3.1 указанных Ведомственных строительных норм. 

В ходе судебного заседания представителем общества с ограниченной  ответственностью «Башмедприбор» заявлено ходатайство о назначении судебной  экспертизы с целью определения необходимой площади земельных участков и  отложении судебного заседания для предоставления письменного ходатайства,  кандидатур экспертов, формирования вопросов, внесения денежных средств на  депозитный счет. 

В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство,  если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том  числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников  арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при  использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем  видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об  отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею  дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий. 

Учитывая необходимость представления лицами, участвующими в  рассмотрении настоящего заявления, дополнительных доказательств, как  обосновывающих требования, так и возражений по ним Арбитражный суд Ямало- Ненецкого автономного округа полагает возможным удовлетворить ходатайство ООО  "Ямалнефтесервис" и отложить судебное разбирательство. 

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23  "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства  об экспертизе", в силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при  рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает  экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц,  участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если  назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, 


необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства  или проведения дополнительной либо повторной экспертизы. 

Пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых  вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе"  установлено, что согласно положениям части 4 статьи 82, части 2 статьи 107 АПК РФ в  определении о назначении экспертизы должны быть решены в том числе вопросы о  сроке ее проведения, о размере вознаграждения эксперту (экспертному учреждению,  организации), определяемом судом по согласованию с участвующими в деле лицами и  экспертом (экспертным учреждением, организацией), указаны фамилия, имя, отчество  эксперта. 

Если для решения названных вопросов требуется дополнительное время, суд на  основании статей 158, 163 Кодекса может отложить судебное разбирательство  (рассмотрение дела в предварительном судебном заседании) или объявить перерыв в  судебном заседании (предварительном судебном заседании). 

Для получения информации о возможности проведения экспертизы, ее  стоимости и сроках проведения от лица, обладающего специальными знаниями, а при  поручении проведения экспертизы экспертному учреждению (организации) - также и  об экспертах, которым она может быть поручена, суд вправе направить указанному  лицу (экспертному учреждению, организации) соответствующее определение об  отложении судебного разбирательства (предварительного судебного заседания) или  перерыве в судебном заседании (предварительном судебном заседании) либо выписку  из протокола судебного заседания (предварительного судебного заседания). 

При применении статьи 37 Закона об экспертной деятельности судам  необходимо иметь в виду, что по смыслу части 3 статьи 109 АПК РФ государственное  судебно-экспертное учреждение вправе взимать плату за проводимую в рамках  арбитражного дела экспертизу в случае, когда экспертиза назначена судом по  ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле (пункт 21 Постановления  Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения  арбитражными судами законодательства об экспертизе"). 

До назначения экспертизы по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в  деле, суд определяет по согласованию с этими лицами и экспертом (экспертным  учреждением, организацией) размер вознаграждения, подлежащего выплате за  экспертизу, и устанавливает срок, в течение которого соответствующие денежные  суммы должны быть внесены на депозитный счет суда лицами, заявившими 


ходатайство о проведении экспертизы или давшими согласие на ее проведение (часть 1  статьи 108 АПК РФ). 

В случае неисполнения указанными лицами обязанности по внесению на  депозитный счет суда денежных сумм в установленном размере суд выносит  определение об отклонении ходатайства о назначении экспертизы и, руководствуясь  положениями части 2 статьи 108 и части 1 статьи 156 Кодекса, рассматривает дело по  имеющимся в нем доказательствам. Если при названных обстоятельствах дело не  может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных  сторонами доказательств (часть 2 статьи 108 АПК РФ), суд вправе назначить  экспертизу при согласии эксперта (экспертного учреждения, организации), учитывая,  что оплата экспертизы в таком случае будет производиться в порядке,  предусмотренном частью 6 статьи 110 Кодекса. 

Исходя из вышеизложенного, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного  округа считает необходимым отложить судебное заседание применительно части 5  статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 158, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:


4.2. высказать свою позицию о назначении судебной экспертизы, в случае  положительного ответа, стороны вправе представить свою кандидатуру экспертного  учреждения, предложить свои варианты вопросов на экспертизу, направить запросы в  экспертные организации о готовности проведения экспертизы; при необходимости  сформулировать дополнительные вопросы, которые необходимо поставить перед  экспертом в случае назначения экспертизы, представить в суд согласие экспертов,  информацию о стоимости экспертизы, сроки проведения экспертизы, документы,  подтверждающие квалификацию экспертов. Так же сторонам необходимо будет внести  денежные средства на депозит суда на проведения судебной экспертизы в размере  стоимости экспертизы. При этом суд считает необходимым предложить сторонам  предоставить перечень необходимых для экспертов документов, которые должны быть  представлены для проведения экспертизы. Указанная информация должна быть  отражена в согласие эксперта. 


Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа не менее чем за 3  рабочих дня до начала судебного заседания. 

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на  которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед  другими лицами, участвующими в деле. При этом лица, участвующие в деле, вправе  ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле,  были ознакомлены заблаговременно. 

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование  своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они  ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных  доказательств, обосновывающих. 

 В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса  РФ лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала  судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право  представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу,  обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения,  давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам,  связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск  наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных  действий. 

В случае, если доказательства представлены с нарушением порядка  представления доказательств, установленного настоящим Кодексом, в том числе с  нарушением срока представления доказательств, установленного судом, арбитражный  суд вправе отнести на лицо, участвующее в деле и допустившее такое нарушение,  судебные расходы независимо от результатов рассмотрения. 

Раскрыть доказательства в обоснование своих требований и возражений, перед  другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания. Лица, 


участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие  лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно. 

При явке в судебное заседание полномочия представителя должны быть  подтверждены: 

для руководителя - соответствующим решением о назначении (избрании) на  должность руководителя, выпиской из Единого государственного реестра юридических  лиц и паспортом; 

для других представителей – доверенностью и паспортом.

В соответствии со статьей 148 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без  рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истец повторно  не явился в судебное заседание, в том числе по вызову суда, и не заявил ходатайство о  рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а  ответчик не требует рассмотрения дела по существу; 


процессуального кодекса Российской Федерации признать иск полностью или  частично. 

При переписке обязательно указывать судью, рассматривающего дело, и  ссылаться на номер дела, указывать дату и время судебного заседания, к которому  предоставляются документы. 

В документах, подаваемых в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного  округа должны быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты. 

В случае направления документов почтой в последние дни перед днем  судебного заседания необходимо уведомить об этом арбитражный суд с  использованием системы «Мой арбитр», либо по электронной почте, либо  телеграммой, либо телефонограммой. 

Специалист судьи: Галкина Евгения Юрьевна, тел.: <***>;
Помощник судьи: Ленцов Максим Владиславович, тел.: <***>;
Телефон справочной службы: <***>,
Факс: <***>
Официальный адрес электронной почты: info@yamal.arbitr.ru

Документы могут быть поданы в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого  автономного округа в электронном виде по правилам, установленным Порядком  подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в  том числе в форме электронного документа, утвержденным Приказом Судебного  департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2016 N 252 

Сервис подачи документов доступен по адресу http://my.arbitr.ru/ или с сайта  арбитражного суда в сети Интернет http://www.yamal.arbitr.ru по ссылке «Подать  документ». 

Информацию о движении дела, включая сведения об объявленных перерывах,  о времени и месте рассмотрения дела можно получить на официальном сайте  Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа www.yamal.arbitr.ru, на  сервисе Электронное правосудие http://kad.arbitr.ru либо в информационных киосках,  установленных в здании Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа. 


8. Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что  в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в  форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим  заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте  арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в  режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения,  если иное не установлено настоящим Кодексом. 

М.Б. Беспалов

Судья

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 22.04.2019 13:06:52

Кому выдана Беспалов Михаил Борисович


Для доступа к материалам дела А81-903/2019в режиме ограниченного доступа на
информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел»(http://kad.arbitr.ru) используйте
секретный код: