1146/2019-148018(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ярославль Дело № А82-328/2019 09 декабря 2019 года Б/23
Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2019 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Нащекиной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорошенко В.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о включении в реестр требований кредиторов Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
требования в размере 784 771 332,00 руб.
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.06.2019 и паспорту, ФИО2 по доверенности от 11.06.2019 и служебному удостоверению,
слушатель: ФИО3
установил:
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 17.01.2019 заявление Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее – ВЭБ.РФ, заявитель) о признании несостоятельным (банкротом) Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» принято, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 152174, Россия, <...>.)
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 05.03.2019 (резолютивная часть от 27.02.2019) в отношении Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» введена процедура наблюдения.
На должность временного управляющего Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» утвержден ФИО4 – член Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «РАЗВИТИЕ».
В Арбитражный суд Ярославской области 09.04.2019 поступило заявление Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области о включении в реестр требований кредиторов Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» требования в размере 784 771 332,00 руб.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 12.04.2019 заявление принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 10.06.2019 в 13 час. 30 мин.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2019 производство по заявлению Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области о включении в реестр требований кредиторов Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» требования в размере 784 771 332,00 руб. приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А82-3626/2019 по заявлению Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» к Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области о признании недействительным предписания № ИХ.44- 0103/19 от 30.01.2019.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.09.2019 (резолютивная часть от 23.09.2019) Акционерное общество «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев – до 23 марта 2020 года.
Конкурсным управляющим Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» утверждена ФИО5 – член Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «РАЗВИТИЕ» (НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ»).
Сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в Газете «Коммерсантъ» № 177 от 28.09.2019, стр. 45.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 06.11.2019 производство по заявлению Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области о включении в реестр требований кредиторов Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» требования в размере 784 771 332,00 руб. возобновлено. Судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 05 декабря 2019 года в 09 час. 10 мин.
Конкурсный управляющий АО «СХП «Вощажниково» направил в материалы дела отзыв, согласно которому не имеет оснований, препятствующих включению требований Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области в реестр требований кредиторов АО «СХП «Вощажниково» в размере 784 771 332 руб.
В судебном заседании представители заявителя требование поддержали, указали, что требования основаны на нецелевом использовании бюджетных средств и не возврате средств субсидии, использованной не по целевому назначению.
Конкурсный управляющий, иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения требования считаются надлежащим образом извещенными по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебное заседание проводится судом без участия не явившихся лиц по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В силу пункта 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенном статьей 71 и статьей 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
Из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», следует, что проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) зафиксировано одно из основополагающих начал бюджетного права - принцип адресности и
целевого характера бюджетных средств, предполагающий необходимое формулирования цели выделения бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Порядком № 32-п определены условия предоставления субсидии (в редакции, действовавшей до 16.10.2018 года):
- пункт 3.1 - субсидии предоставляются заемщикам на весь срок действия кредитного договора в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату заключения кредитного договора, но не более размера произведенных затрат на уплату процентов при условии использования заемщиками полученного кредита на строительство, реконструкцию и/или техническое перевооружение производственных помещений, приобретение тракторов, прицепов и полуприцепов, сельскохозяйственной техники и оборудования, специализированного грузового автотранспорта, приобретение технологического оборудования и специализированного автотранспорта для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, приобретение племенного скота, на оплату работ и услуг, связанных с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, земельные доли и сделок с ними.
- пункт 6 - при положительном решении о предоставлении субсидии заемщик ежемесячно представляет в ДАПК и ПР ЯО:
- документы, подтверждающие целевое использование кредита, согласно перечням, приведенным в приложениях к Порядку, по мере использования кредита (займа);
- расчет размера субсидии по форме согласно приложению 4 к Порядку, по форме согласно приложению 5 к Порядку или по форме согласно приложению 6 к Порядку (в зависимости от вида субсидирования).
В соответствии с Порядком № 171-п (в редакции, действовавшей до 2018 года):
- пункт 2 - субсидии предоставляются по кредитам и займам, полученным на цели и в сроки, установленные подпунктами «в» - «д1», «ж», «з» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 (далее - Правила № 1460);
- пункт 4 - субсидии предоставляются заемщикам в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на эти цели Ярославской области в порядке, установленном законодательством.
- пункты 9.3, 9.4, 9.6 предусмотрена обязанность заемщика предоставлять в ДАПК и ПР:
- копии платежных поручений (иных банковских документов), подтверждающих оплату процентов за период, указанный в заявлении на получение субсидии, заверенные кредитной организацией.
- график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему, заверенный кредитной организацией.
комплекты документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), перечни которых приведены в приложениях 1-4 к данному Порядку, по мере использования кредита.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1460 (далее - Правила № 1460) (в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения от 02.02.2016 № 9/73) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным с сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, занимающимися производством молока, по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2012 г. включительно на срок до 15 лет - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствие перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и племенной продукции (материала), а также на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, пунктов по приемке и (или) первичной переработке молока, включая холодильную обработку и хранение молочной продукции
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (Приложение № 10 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением № 717. (Введено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 396, начало действия 14.04.2017) (далее - Правила № 717):
- пункт 9 - средства предоставляются заемщикам при условии выполнения и обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
- пункт 12 - для получения средств заемщик представляет в уполномоченный орган предусмотренные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации документы, в том числе:
а) единовременно после получения кредита (займа):
заверенные кредитной организацией копии кредитного договора;
копии платежного поручения (иных банковских документов) и выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита (займа) или документа, подтверждающего получение кредита (займа);
график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в кредитной организации для получения средств;
б) после погашения процентов:
заявление о получении средств; копии платежных поручений (иных банковских документов), подтверждающих уплату процентов за период, указанный в заявлении о получении средств, заверенные
кредитной организацией;
копии документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа);
расчет размера средств за период, указанный в заявлении о получении средств.
При этом необходимо отметить, что условия о целевом использовании кредита содержатся во всех редакциях Порядка № -32-п, Порядка № 171-п, Правил № 1460, Правил № 717.
Из изложенных норм следует, что субсидии предоставляются строго в соответствии с их целевым назначением. Недостижение цели, для реализации которой выделялись
бюджетные средства, свидетельствует о нецелевом характере использования бюджетных средств и является бюджетным правонарушением.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ДАПК и ПР ЯО) и АО «СХП «Вощажниково» заключены соглашения на предоставление средств федерального бюджета и бюджета Ярославской области на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства от 19.03.2013 № 89, от 04.02.2014 № 8, от 10.02.2015 № 270, от 02.02.2016 № 9/73, от 05.05.2017 № 54/19, от 19.04.2018 № 28/13.
В соглашениях на 2013, 2014, 2015, 2016 годы указано, что все соглашения заключены в целях реализации постановления Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»:
- предметом соглашений явилось предоставление Департаментом получателю средств на проведение мероприятий в сфере сельского хозяйства из федерального бюджета в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 31.10.2011 № 874, от 04.12.2012 № 1257, от 12.12.2012 № 1295, от 22.12.2012 № 1370, от 22.12.2012 № 1371, от 27.12.2012 № 1431, от 28.12.2012 № 1460 и бюджета Ярославской области в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 31.01.2011 № 32-п. В соглашении на 2016 год также указано Постановление Правительства РФ от 24.06.2015 № 624;
- суммы предоставляемых субсидий не были определены соглашения. Соглашениями определялись направления предоставления средств (виды субсидий), а также целевые показатели результативности использования субсидий.
Соглашениями на 2017, 2018 годы определены конкретные условия предоставления субсидий.
Предметом соглашения от 05.05.2017 № 54/19 о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидии юридическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров являлось предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими), индивидуальными предпринимателями и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, осуществляющими свою деятельность на территории Ярославской области, и областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах Ярославской области в 2017 году.
Соглашением от 05.05.2017 № 54/19 определены условия и порядок предоставления субсидии, а также указан размер предоставляемой субсидии.
В редакции дополнительного соглашения № 4 от 25.12.2017 к соглашению 05.05.2017 № 54/19 размер предоставляемой субсидии определен в сумме 660 012,662 тыс. руб., что соответствует фактическому финансированию за 2017 год.
Соглашение от 19.04.2018 № 28/13 заключено в целях предоставления из областного бюджета субсидии юридическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, предметом соглашения являлось предоставление из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах Ярославской области в соответствии с Порядком № 32-п.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 19.04.2018 № 28/13 показателем результативности использования субсидии является объем ссудной задолженности по инвестиционным кредитам (займам).
Соглашением от 19.04.2018 № 28/13 определены условия и порядок предоставления субсидии, а также указан размер предоставляемой субсидии из областного бюджета – 22 253,449 тыс. руб. Фактически профинансировано в 2018 году в проверяемом периоде в сумме 2 608,204 тыс. руб.
Постановлениями Правительства Российской Федерации, указанными в соглашениях, заключенных ДАПК и ПР ЯО с АО «СХП «Вощажниково», регламентируется предоставление субсидий, в том числе на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460).
Между АО «СХП «Вощажниково» и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее - Банк) заключено кредитное соглашение от 23.09.2010 № 110100/1166 (далее - Кредитное соглашение) на предмет предоставления Банком Заемщику денежных средств в форме кредитной линии для финансирования инвестиционных затрат, связанных с реализацией Проекта.
Проект предполагал строительство двух молочно-товарных комплексов (далее -МТК) и молокоперерабатывающего завода (далее - МПЗ) в Ярославской области.
Согласно Проекту основным источником доходов, генерируемых Проектом, должна явиться выручка от реализации продукции МТК и МПЗ.
Инициатором проекта являлась строительная компания ОАО «АСДОР». Получателем средств являлось АО «СХП «Вощажниково». Следует отметить, что в результате приватизации путем продажи обыкновенных именных акций собственником имущества АО «СХП «Вощажниково» стало ООО «Агроальянс», учредителями которого являются ОАО «АСДОР» (доля вклада - 99,999 %) и физическое лицо - ФИО6 (размер доли- 0,001 %), он же генеральный директор ООО «Агроальянс» и генеральный директор АО «СХП «Вощажниково».
График погашения задолженности по Кредитному соглашению в первоначальной редакции не определен. Составлен лишь спустя 3 года 9 месяцев с момента заключения Кредитного соглашения Приложением № 2 к Дополнению № 5 от 01.07.2014. В последней редакции утвержден Приложением № 2 к Соглашению в редакции Приложения № 1 к Дополнению № 8 от 17.10.2017.
Сторонами срок окончания работ и сдача готового к эксплуатации молокоперерабатывающего завода Подрядчиком Заказчику в окончательной редакции - Дополнением от 18.01.2016 № 6 к договору подряда от 11.03.2013 № 11-03/13 определен 31.12.2017.
Также определены залогодатели: Залогодатель 1 - Заёмщик (АО «СХП «Вощажниково»; Залогодатель 2 - ООО «Агроальянс»; Залогодатели 3 - ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО12; Залогодатели 4 - ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО11, ФИО12, ФИО12, ФИО7, ФИО13; Залогодатель 5 - ОАО Асфальтобетонный завод № 4 «Капотня». Залогодатели ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО12 являются учредителями ОАО «АСДОР».
Из Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (далее Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы), следует, что
целью программы является развитие сфер сельского хозяйства путем оказания поддержки товаропроизводителям агропромышленного комплекса.
Аналогичные цели зафиксированы в постановлениях Правительства Ярославской области от 26.02.2013 № 171-п и от 31.01.2011 № 32-п.
Достижение указанной цели в рамках заключенных ДАПК и ПР ЯО и АО «СХП «Вощажниково» соглашений обеспечивается путем предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в целях реализации инвестиционного проекта, предполагающего строительство двух молочно-товарных комплексов и молокоперерабатывающего завода.
Инспекцией в соответствии с полномочиями, установленными статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о контрольно-ревизионной инспекции, утвержденным постановлением Правительства области от 22.12.2016 № 1320-п (далее - Положение № 1320-п), и Порядком осуществления контрольно-ревизионной инспекцией Ярославской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, утвержденного постановлением Правительства области от 13.08.2018 № 600-п, проведена проверка условий, целей и порядка предоставления из федерального и областного бюджетов субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в отношении АО «СХП «Вощажниково».
В рамках проведенной проверки Инспекцией установлено, что цели, для реализации которых предоставлялись субсидии, не достигнуты:
Вся сумма кредита, полученного на строительство молокоперерабатывающего завода, расположенного по адресу: Ярославская область, Борисоглебский район, пос. Борисоглебский, в 450 метрах по направлению на северо-запад от ул. Вощажниковской, в размере 2 068 870 тыс. руб., в соответствии с условиями договора подряда от 11.03.2013 № 11-03/13 была перечислена в виде аванса в размере 100 % цены договора подрядчику - ОАО «АСДОР».
По запросу контрольно-ревизионной инспекции АО «СХП «Вощажниково» предъявлен акт о приостановлении строительства (унифицированная форма № КС-17) от 15.09.2016 б/н, составленный Заказчиком (АО «СХП «Вощажниково») с Подрядчиком (ОАО «АСДОР») в связи с «фактическим приостановлением работ Подрядчиком» по строительству молокоперерабатывающего завода мощностью 350 тонн в сутки по натуральному молоку в пос. Борисоглебский (далее - Объект).
Согласно акту о приостановлении строительства от 15.09.2016 б/н:
- дата начала строительства - 06.05.2013;
- полная сметная стоимость Объекта - 2 077 070 тыс. руб., в том числе строительно- монтажные работы - 713 989,1 тыс. руб.;
- сметная стоимость выполненных работ на дату приостановления - 482 422,533 тыс. руб., в том числе СМР - 482 422,533 тыс. руб.;
- фактические затраты на дату приостановления строительства по балансу застройщика - 2 068 870 тыс. руб.;
- стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию - 37 259,647 тыс. руб. Таким образом, фактически выполнены строительно-монтажных работы на сумму 482 422,533 тыс. руб.
В связи с указанным АО «СХП «Вощажниково» предъявлен иск к ОАО «АСДОР» о взыскании 1 586 447,467 тыс. руб. неосновательного обогащения, расторжении договора подряда от 11.03.2013 в связи с существенными нарушениями его условий ответчиком.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.12.2017 по делу № А82- 13330/2017 установлено, что стоимость выполненных работ составляет 482 422 532 руб. 66
коп. Оплата контракта произведена за счет поступления кредитных денежных средств от Внешэкономбанка в сумме 2 068 870 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 22.12.2017 по делу № А82- 13330/2017 договор подряда от 11.03.2013 № 11-03/13, заключенный между ОАО «СХП «Вощажниково» и ОАО «АСДОР», расторгнут, на ОАО «АСДОР» возложена обязанность возвратить сумму неотработанного аванса в размере 1 586 447,467 тыс. руб. в пользу ОАО «СХП «Вощажниково».
Арбитражным судом Ярославской области выдан исполнительный лист по делу № А82-13330/2017. Данный исполнительный лист ОАО «СХП «Вощажниково» к производству взыскания задолженности с ОАО «АСДОР» не предъявлялся (отметки судебных приставов- исполнителей (налогового органа, банка, кредитной и иной организации, государственного органа) о принятии и исполнении (не исполнении) листа, отсутствуют).
Определением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2018 по делу № А41- 11460/18 по заявлению Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области в отношении ОАО «АСДОР» - инициатора проекта введена процедура банкротства - наблюдение.
В ходе проверки также представлены письменные пояснения генерального директора АО «СХП «Вощажниково» от 26.11.2018 № 344 и договоры подряда (субподряда), заключенные АО «СХП «Вощажниково» со сторонними организациями на предмет выполнения работ на молокоперерабатывающем заводе (завод) в период с 28.09.2016 по 14.09.2017.
Из анализа заключенных договоров следует, что после подписания акта о приостановлении строительства (15.09.2016) с Подрядчиком - ОАО «АСДОР» были фактически продолжены работы по консервации Объекта. При этом, указанные договоры оплачены за счет собственных средств АО «СХП «Вощажниково» на сумму 33 943,369 тыс. руб.
Из представленного Бизнес-плана инвестиционного проекта «Строительство 2-х молочно-товарных комплексов и молокоперерабатывающего завода мощностью 200 тонн в сутки в Ярославской области» (АО «СХП «Вощажниково») (Проект), актуализированного АО «НЭО Центр» (Исполнитель) на основании договора с АО «СХП «Вощажниково» (Заказчик) от 22.10.2018 № АПК-МЕ-0820/18 следует, что текущая готовность объекта составляет лишь 40 %.
По факту нарушения «изменение целевого направления кредитования» в ходе проверки установлено, что в первоначальной редакции предметом Кредитного соглашения являлось предоставление АО «СХП «Вощажниково» (Заемщик) денежных средств в форме кредитной линии для финансирования инвестиционных затрат, связанных с реализацией Проекта (п. 2.1 соглашения), включающего строительство двух молочно-товарных комплексов (МТК) и молокоперерабатывающего завода в Ярославской области (п. 1Д статьи 1 Соглашения).
Дополнением от 23.03.2017 № 7 (далее - Дополнение № 7) к Кредитному соглашению понятие Проекта изменено и изложено в следующей редакции: «Проект-создание агропромышленного предприятия по разведению высокопродуктивного молочного скота в Ярославской области».
Соответственно из состава инвестиционного проекта исключено перерабатывающее направление (строительство молокоперерабатывающего завода), проект предполагает только разведение высокопродуктивного молочного скота, переработку молочной продукции не предусматривает.
Строительство молокоперерабатывающего завода заменено на строительство третьего молочно-товарного комплекса МТК 3.
Статья 1 дополнена пунктом 35 «Соглашение 2 - Кредитное соглашение от 23.12.2016 № 110100/1494, заключаемое между Банком и Заемщиком с целью финансирования затрат в рамках кредитной линии, предоставляемой Заемщику с целью финансирования затрат на строительство МТК 3».
Пункт 6.2 статьи 6 Кредитного соглашения дополнен подпунктами 6.2.27 - 6.2.44.
Согласно пункту 6.2.35 Заемщик обязуется зачислять на свой расчетный счет в Банке денежные средства, полученные при досрочном расторжении договоров (оплата которых произведена за счет кредитных средств Банка) в рамках реализации Проекта (в том числе возвращенные авансы), и направлять эти средства на финансирование расходов, связанных с реализацией Проекта в соответствии с целевым назначением, установленным Соглашением для кредитных средств, и/или на погашение задолженности по основному долгу и начисленным процентам по Соглашению ....
В течение 3-х рабочих дней с даты расторжения договора подряда от 11.03.2013 № 11- 03/13 между Заемщиком и Инициатором Проекта, но не позднее 23.03.2017, направить полученные средства на погашение основного долга по Соглашению.
Также установлено, что Дополнение № 7 вступает в силу с даты его подписания уполномоченными представителями обеих сторон, при этом действие Дополнения № 7 распространяется на правоотношения Сторон, начиная с 23.03.2016.
Таким образом, в результате заключения Дополнения № 7 от 23.03.2017 к Кредитному соглашению, срок действия которого был распространен на правоотношения сторон, начиная с 23.03.2016:
- из Проекта и направлений кредитования исключено строительство молокоперерабатывающего завода;
- Банк прекратил кредитование строительства молокоперерабатывающего завода и обязал Заемщика произвести возврат кредита в сумме 1 630 000 тыс. руб., ранее выданного на строительство данного объекта.
Об изменении целевого направления кредитования, в связи с принятием указанного Дополнения № 7, было заявлено Председателем Совета директоров ФИО14, генеральным директором ФИО6
Согласно протоколу совещания от 28.04.2018 б/н, проведенного в г. Москве ГК «Внешэкономбанк» с представителями АО «СХП «Вощажниково» (Председатель Совета директоров ФИО14, генеральный директор ФИО6) на тему: «О реструктуризации задолженности АО «СХП «Вощажниково» (Заемщик) в рамках реализации проекта «Строительство двух молочно-товарных комплексов и молокоперерабатывающего завода (МПЗ) в Ярославской области» совещанием принята во внимание информация ФИО14, ФИО6:
о нецелесообразности отказа от завершения строительства молокоперерабатывающего завода (МПЗ) в пользу строительства третьей молочно-товарной фермы (МТК-3), поскольку в связи с изменением состава объектов капитального строительства и объема финансирования по кредитному соглашению возникает риск требования возврата выделенных на строительство МПЗ субсидий в рамках государственной поддержки Проекта в сумме 802 млн. руб. ввиду нарушения правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460;
- о целесообразности выделения завершения строительства МТК 3 в отдельный проект;
- о целесообразности и технической возможности пуска МПЗ на начальном этапе его функционирования меньшей мощности переработки молока до 200 тонн в сутки для снижения затрат по закупке и монтажу значительно (более 30%) подорожавшего импортного технологического оборудования. Затраты на завершение строительства и пуск в эксплуатацию МПЗ оцениваются в 1,5 млрд. руб.;
- о высокой степени вероятности и готовности сделки по реализации активов ОАО «АСДОР» (ОАО АБЗ № 4 «Капотня» и ОНС) ООО «Газпромнефть - битумные материалы», средства от продажи которых предусмотрены для погашения задолженности ОАО «АСДОР» перед АО «СХП «Вощажниково».
По итогам совещания принято решение: «АО «СХП «Вощажниково» в срок, начиная с 15.05.2018 по 10.06.2018 обязуется представить в Банк комплект документов для рассмотрения возможности реструктуризации задолженности Заемщика перед Банком, включающий в себя актуализированные финансовую модель и бизнес-план (программа стабилизации) проекта, заключение профильного НИИ о возможности достижения заявленных производственных параметров проекта с учетом изменения его концепции (п.
Предъявлен Бизнес-план инвестиционного проекта «Строительство 2-х молочных товарных комплексов и молокоперерабатывающего завода мощностью 200 тонн в сутки в Ярославской области» (АО «СХП «Вощажниково») (Проект), актуализированный АО «НЭО Центр» (Исполнитель) на основании договора с АО «СХП «Вощажниково» (Заказчик) от 22.10.2018 № АПК-МЕ-0820/18, согласно которому:
Два МТК введены в эксплуатацию в 2011, 2012 годах. В 2013 году началось строительство МПЗ. Текущая готовность объекта - 40%.
В продолжение дальнейшего развития II этапа Проекта, Губернатором Ярославской области направлено письмо Председателю правительства РФ от 29.04.2013 № их.01-03869/13 о содействии в выделении Внешэкономбанком финансирования для реализации следующих этапов программы. Инвестиционная заявка на финансирование II этапа Проекта (письмо от 21.06.2013 № 2/31) - строительство третьего и четвертого МТК (МТК-3, МТК-4), получила положительное заключение КРИО ВЭБ. В 2014 году было начато строительство МТК-3. Текущая готовность объекта - 33%. Для МТК-4 выбрано место, разработан проект, прошедший Государственную экспертизу.
В процессе реализации проекта, в связи со сложной макроэкономической ситуацией (в первую очередь непредвиденный рост курса валюты) средств, выделенных на строительство МПЗ мощностью 350 тонн в сутки, стало недостаточно.
В сложившейся ситуации совместно с Банком был разработан соответствующий план реструктуризации. Данный документ внес изменения в предмет Проекта, и МПЗ был заменен на МТК-3. Также данный план предполагал погашение основного долга по кредиту в сумме 1 630 млн. руб., и в дальнейшем - открытие дополнительной кредитной линии в рамках Кредитного соглашения от 23.12.2016 № 110100/1494 в той же сумме для завершения строительства МТК-3.
В качестве источника погашения основного долга по кредиту в сумме 1 630 млн. руб. планировалось использовать возврат аванса, выданного генеральному подрядчику ОАО «АСДОР» в сумме 1 586 млн. руб. в связи с прекращением работ по строительству МПЗ (Решение Арбитражного суда от 22.12.2017 по делу № А82-13330/2017 о взыскании задолженности).
Однако, использование Обществом полученных денежных средств в качестве частичного погашения основного долга по кредиту, будет расцениваться как нецелевое и повлечет взысканию части субсидий, так при отказе от завершения строительства МПЗ в пользу МТК-3 изменяется суть и объем финансирования Проекта и возникает риск требования возврата субсидий, выделенных на погашение процентов по кредиту, в сумме 802 млн. руб.
В этой связи, Инициатором Проекта был предложен альтернативный вариант финансирования завершающей стадии Проекта: планируется возобновление строительства
объекта МПЗ мощностью 200 тонн в сутки и последующий ввод его в эксплуатацию. Для финансирования работ по достройке МПЗ Общество планирует использовать возврат аванса ОАО «АСДОР», а именно, денежные средства, полученные после планируемой конечными бенефициарами продажи контрольного пакета акций ОАО АБЗ-4 «Капотня».
Таким образом, из заявления генерального директора АО «СХП «Вощажниково» ФИО6 и представленного разработанного в 2018 году Бизнес-плана следует, что в результате изменения целевого направления кредитования, достижение цели, на реализацию которой выделялись субсидии, стало невозможным.
- замещение заложенных в пользу Внешэкономбанка активов конечных бенефициаров АО СХП «Вощажниково» - ОАО АБЗ № 4 «Капотня» на офисное здание в г. Дзержинском, в целях дофинансирования завершения строительства и ввода в эксплуатацию МПЗ. Денежные средства от реализации указанных активов предлагается зачислить в качестве залога на специальный счет АО СХП «Вощажниково» в Банке с последующим использованием на цели Проекта под контролем надзорной компании. После ввода МПЗ в эксплуатацию залоговая база будет увеличена на 2 млрд. руб.
- осуществление погашения основного долга в сумме 1 357 млн. руб. (из 1 630 млн. руб. погашено 273 млн. руб.) по скорректированному графику погашения в соответствии с фактическим движением денежных средств.
В ходе проверки установлено, что у АО «СХП «Вощажниково» имеется просроченная задолженность и отсутствует финансовый источник для погашения основного долга и процентов по кредиту в соответствии с утвержденными сроками и графиком возврата» перед Банком:
- МПЗ не построен - отсутствует источник получения доходов: в соответствии с Бизнес-планом прогнозируемая выручка от реализации продукции в 2020 году должна была достигнуть 6 536 743 тыс. руб., в том числе от двух МТК 1 062 862 тыс. руб. (16%), выручка завода от реализации продукции 5 473 881 тыс. руб. (84%).
Соответственно, основная кредитная нагрузка (погашение основного долга и процентов) предполагалась из выручки от реализации продукции молокоперерабатывающего завода.
В связи с тем, что молокоперерабатывающий завод не построен у АО «СХП «Вощажниково» отсутствует финансовый источник для погашения основного долга и процентов по кредиту в соответствии с утвержденными срокам и графиком возврата.
- ОАО «АСДОР», являющийся инициатором проекта, находится в процедуре банкротства (дело А41 -11460/18);
- использование аванса, присужденного к выплате в рамках дела А82-13330/2017 с ОАО «АСДОР» в пользу АО «СХП «Вощажниково», для погашения основного долга по кредиту не осуществлено: исполнительный лист ОАО «СХП «Вощажниково» к производству взыскания задолженности с ОАО «АСДОР» не предъявлялся (отметки судебных приставов- исполнителей (налогового органа, банка, кредитной и иной организации, государственного органа) о принятии и исполнении (не исполнении) листа, отсутствуют).
Производство по заявленному в рамках дела о банкротстве (дело № А41-11460/18) требованиям АО «СХП «Вощажниково» к ОАО «АСДОР» о возврате задолженности прекращено, в связи с отказом от требований.
Более того, в настоящее время Банком предъявлено требование к ОАО «Асфальтобетонный завод № 4 «Капотня», ФИО12, ФИО13, ФИО11, являющимся залогодателями по Кредитному соглашению, об обращении взыскания на предмет залога (дело А40-66728/19; А40-66460/19; А40-65363/19; А40-62611/19 соответственно).
Таким образом, актом проверки контрольно-ревизионной инспекции Ярославской
области (далее - Инспекция) от 28.12.2018 установлен факт нецелевого использование
бюджетных средств.
Надлежащих мер по погашению задолженности не предпринималось.
Просроченная задолженность возникла с 01.12.2017 г.
При установлении суммы субсидии, подлежащей возврату, Инспекцией произведен расчет суммы субсидии, выплаченной по направлению кредитования «Молокоперерабатывающий завод», на основании первичных документов: расчетов размера предоставляемых за счет средств федерального и областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, заключенным с 01.01.2013 года заемщиками, занимающимися производством молока «АО «СХП «Вощажниково», и платежных поручений.
Сумма субсидии, выплаченная по направлению кредитования
«Молокоперерабатывающий завод», составила 784 771,332 тыс. руб., в том числе:
- за счет средств федерального бюджета 694 936,521 тыс. руб.,
- за счет средств областного бюджета – 89 834,811 тыс. руб. Произведенный расчет
ДАПК и ПР ЯО и АО «СХП «Вощажниково» не оспорен. Порядок расчета изложен в акте
проверки от 28.12.2018.
Пунктом 2.3.7 соглашения от 02.02.2016 № 9/73, заключенного между ДАПК и ПР ЯО и АО «СХП «Вощажниково» установлено, что получатель обязан в случае выявления нецелевого использования субсидий, установления фактов нарушения условий предоставления субсидий возвратить полученные субсидии (или часть) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области. Аналогичные положения содержаться в пунктах 2.3.7 соглашений от 04.02.2014 № 8, от 10.02.2015 № 270, от 02.02.2016 № 9/73, пункте 4.3.3, 5.1 соглашения от 05.05.2017 № 54/19, пункте 4.2.5, 5.1 соглашения от 19.04.2018 № 28/13.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещен причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании вышеизложенного, в связи с нецелевым использованием бюджетных средств, Инспекцией выдано предписание от 30.01.2019 № ИХ.44-0103/19 (далее - Предписание) о возврате суммы субсидии в размере 784 771,332 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2019 (резолютивная часть решения от 06.06.2019), оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда Ярославской области от 14.10.2019, в удовлетворении заявления Акционерное общество «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» о признании незаконными приказа начальника контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области № 232-км от 05.11.2018 «О проведении внеплановой выездной проверки в ОАО СХП «Вощажниково», приказа начальника контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области № 241-км от 20.11.2018г. «О продлении срока и периода внеплановой выездной проверки в ОАО СХП «Вощажниково», приказа начальника контрольно- ревизионной инспекции Ярославской области № 261-км от 13.12.2018 «О продлении срока
внеплановой выездной проверки в ОАО СХП «Вощажниково», письма начальника контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области № ИХ.44-0018/19 от 14.01.2019 «О направлении информации», действий контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области по проведению внеплановой выездной проверке АО «СХП «Вощажниково» в период с 06.11.2018 по 21.12.2018, о признании недействительными выводов и результатов, изложенных контрольно-ревизионной инспекцией в Ярославской области в Акте выездной проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления из федерального и областного бюджетов субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в акционерном обществе «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» (АО СХП Вощажниково») от 28.12.2018, предписания контрольно- ревизионной инспекции Ярославской области № ИХ.44-0103/19 от 30.01.2019 «Об устранении выявленных нарушений» отказано.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда по ранее рассмотренному делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Требования кредитора, которые основаны на вступившем в законную силу судебном акте, в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве подлежат включению в реестр требований кредиторов. При наличии нормы пункта 10 статьи 16 Закона о банкротстве суд не вправе проверять и оценивать заново основания возникновения задолженности должника перед кредитором.
При этом суд исходит из того, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, в том числе, для судов, рассматривающих дела о банкротстве.
Принимая во внимание, что задолженность образовалась до принятия заявления Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» о признании несостоятельным (банкротом) Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково», суд признает обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов требование Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области в сумме 784 771 332,00 руб. (основной долг).
Согласно пункту 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Руководствуясь статьей 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Включить в реестр требований кредиторов Акционерного общества «Сельскохозяйственное предприятие «Вощажниково» в составе третьей очереди требования Контрольно-ревизионной инспекции Ярославской области в сумме 784 771 332,00 руб. (основной долг).
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения во Второй арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Нащекина Н.В.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 30.05.2019 7:17:49
Кому выдана Нащекина Нинэль Валентиновна