АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
http://www.crimea.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Симферополь
30 января 2024 года Дело №А83-20673/2023
Резолютивная часть определения оглашена 23 января 2024 года
Полный текст определения изготовлен 30 января 2024 года
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ильгова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мустафаевой С.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела
по заявлению Департамента по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым
об исключении из состава участников процесса
о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом)
при участии представителей:
от заявителя – не явился;
от должника – не явился;
от финансового управляющего – не явился.
иные участники процесса явку не обеспечили
УСТАНОВИЛ:
10.08.2023 ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 15.08.2023 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу и назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления.
Решением суда от 15.09.2023 (резолютивная часть решения оглашена 12.09.2023) должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев. Финансовым управляющим утвержден ФИО2
29.09.2023 Департамент по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с ходатайством об исключении его из состава участников процесса.
Определением суда от 04.10.2023 назначено судебное заседание по рассмотрению заявления Департамента по делам детей администрации города Симферополя Республики Крым (далее – Департамент, заявитель) об исключении его из состава лиц, участвующих в деле.
Заявитель, должник, финансовый управляющий и иные заинтересованные лица не обеспечили участие своих полномочных представителей в судебном заседании, о дате и времени рассмотрения заявления уведомлены должным образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе, путем размещения информации в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru).
От финансового управляющего отзыва не поступило
Заявитель в своем заявлении, а также устно в ходе судебного заседания пояснил, что органом опеки и попечительства является непосредственно администрация города Симферополя Республики Крым. В свою очередь, Департамент является структурным подразделением – отраслевым (функциональным) органом администрации, обеспечивающим реализацию отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. В соответствии со статьей 78 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства привлекается к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей. Дело о признании должника несостоятельным (банкротом) к таким категориям не относиться.
При этом, Положением о Департаменте не предусмотрено участие Департамента в делах о несостоятельности (банкротстве). Департамент проводит проверки и дает заключения по вопросам связанным с опекой и попечительством в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения на территории города Симферополя, однако делает это исключительно по поручению администрации.
С момента введения в отношении должника процедуры банкротства, с 15.09.2023, и привлечения к участию в деле администрации города Симферополя Республики Крым в лице Департамента, ни администрация, ни Департамент с материалами настоящего дела не ознакомились, и каких-либо действий направленных на проверку соблюдения прав несовершеннолетних детей должника не производилось, в связи с отсутствием указаний на совершение таких действий в решении Арбитражного суда Республики Крым от 15.09.2023 по делу № А83-20673/2023. Признание должника несостоятельным (банкротом) не считает достаточным основанием для проверки соблюдения прав его несовершеннолетних детей.
На этом основании заявитель просит исключить Департамент из состава лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Решением суда от 15.09.2023 (резолютивная часть решения оглашена 12.09.2023) должник признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев. Финансовым управляющим утвержден ФИО2
Должником ФИО1 представлены сведения о наличии у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Учитывая наличие у должника несовершеннолетнего ребенка решением от 05.07.2023 к участию в рассмотрении дела № А83-20673/2023 о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом) привлечена администрация города Симферополя Республики Крым в лице Департамента по делам детей.
В разрешении вопроса о привлечении к участию в деле администрации города Симферополя Республики Крым в лице Департамента по делам детей суд руководствовался положениями Федерального закона от 26.0.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 213.6 Закона о банкротстве, при вынесении арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов арбитражный суд привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданина орган опеки и попечительства в случае, если в рамках рассматриваемого дела затрагиваются права несовершеннолетнего лица или права лица, признанного судом недееспособным.
К участию в рассмотрении в деле о банкротстве гражданина заявления об оспаривании сделки должника-гражданина, затрагивающей права несовершеннолетнего лица или права лица, признанного судом недееспособным, привлекается орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан дать заключение об оценке последствий признания сделки недействительной, в том числе о возможном ухудшении положения прав несовершеннолетнего лица или прав лица, признанного судом недееспособным (пункт 5 статьи 213.32 Закона о банкротстве).
В соответствии с Положением о Департаменте по делам детей администрации города Симферополя Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета от 25.06.2015 № 286 «О структуре и штатной численности администрации города Симферополя Республики Крым» (в редакции решения от 28.06.2018 № 1614) задачей Департамента является защита имущественных, личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 2.5 Положения).
Словосочетание «в том числе», исходя из разъяснения, содержащегося в «Словаре русского языка» (Издательство РАН, Институт лингвистических исследований, под редакцией А.П. Евгеньевой, 1999 год), означает «включая», а не «исключительно», как полагает Департамент, указывая на то, что занимается защитой интересов только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
К тому же пунктом 3.24 Положения к основным функциям Департамента отнесено осуществление от имени администрации города Симферополя представительства в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с защитой прав несовершеннолетних, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Так же Департамент, осуществляет выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию. В случае выявления несовершеннолетнего (семьи), имеющего признаки социально опасного положения, в соответствии с действующим региональным законодательством направляет информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (пункты 3.43, 3.44 Положения).
Принимая во внимание специфику отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан, сам по себе факт наличия на иждивении должника несовершеннолетних лиц, безусловно затрагивает их права и необходимо обеспечить их защиту со стороны независимого субъекта, не связанного с должником и его кредиторами, иными заинтересованными лицами в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан.
Роль и место органа опеки и попечительства не ограничивается только участием при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей (статья 78 Семейного кодекса Российской Федерации).
Правовые предпосылки для участия в деле органа опеки и попечительства в делах о несостоятельности (банкротстве) обусловлены предусмотренными статьями 213.11, 213.19, 213.30 Закона о банкротстве правовыми последствиями.
Очевидно, что гражданин существенно ограничен в вопросах совершения сделок в интересах находящихся у него на иждивении несовершеннолетних детей и признанных недееспособными граждан в рамках процедуры реструктуризации долгов, а при введении процедуры реализации имущества должника его имущественная правоспособность всецело переходит в ведение финансового управляющего.
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в силу своей специфики, будучи составной частью как гражданского законодательства (статья 25 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и процессуального закона (статья 223 АПК РФ), предполагает субсидиарное применение правовых норм материального и процессуального закона.
В процессуальном отношении органы опеки и попечительства пользуются правами лица, участвующего в деле, с учетом особенностей законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Рассмотрение отдельных категорий обособленных споров без фактического и компетентного процессуального участия органа опеки и попечительства, без проверки этим органом отдельных фактических обстоятельств может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц, находящихся на иждивении должника.
Речь идет, прежде всего, о таких обособленных спорах, как исключение имущества из конкурсной массы должника, установление обеспеченных залогом жилья требований кредиторов, оспаривание сделок с недвижимым имуществом должника, оспаривание сделок о разделе имущества бывших супругов и др.
Рассмотрение обособленных споров об исключении средств из конкурсной массы должника для целей оплаты личных нужд находящихся на иждивении лиц осуществляется арбитражным судом по общим правилам арбитражного процессуального законодательства, в том числе и применительно к положениям об оценке доказательств, принципу состязательности сторон. На основе представленных доказательств и их совокупной оценки суд устанавливает баланс интересов должника и конкурсных кредиторов, определяя соответствующий размер удержания.
Должник - физическое лицо в отношениях с кредиторами в деле о банкротстве, как правило, является стороной, лишенной финансовой возможности обеспечить компетентное представительство в арбитражном суде.
Ошибки и процессуальная некомпетентность должника в вопросах исключения имущества из конкурсной массы, в интересах находящихся у него на иждивении лиц, могут быть непосредственной причиной нарушения прав и законных интересов последних.
Органы опеки и попечительства, участвуя в таких обособленных спорах, должны устранять соответствующее процессуальное неравенство и при необходимости самостоятельно восполнять доказательственную базу в интересах несовершеннолетних либо находящихся на иждивении недееспособных лиц, инициировать истребование доказательств судом. Кроме того, компетентное мнение органа опеки и попечительства предполагает предварительную проверку имеющих значение для дела фактических обстоятельств, чем оказывается содействие суду в разрешении обособленного спора.
Споры, связанные с правом на жилье должника, по своей материально-правовой природе и правовым последствиям их разрешения предполагают последующую возможность выселения находящихся на иждивении у должника лиц из жилого помещения.
В рамках арбитражного процесса защита прав находящихся на иждивении должника несовершеннолетних и лишенных дееспособности лиц осуществляется посредством участия в процессе органа опеки и попечительства, по сути, единственным процессуальным субъектом, обеспечивающим защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Не менее значима и другая форма участия органа опеки и попечительства в деле о банкротстве, связанная с обеспечением прав несовершеннолетних и признанных судом недееспособными граждан, осуществляемая в целях правильного начисления и удержания текущих алиментных платежей, обеспечения законности действий финансового управляющего, затрагивающих права названных лиц, законности действий самих должников.
Эта форма участия может реализовываться в рамках как судебных процедур (например, обжалование действий (бездействия) финансового управляющего), так и внесудебных (например, инициирование вопроса о проверке действий финансового управляющего органом Росреестра, о привлечении к административной ответственности должника за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей).
Участие органа опеки и попечительства в деле о банкротстве, должно обеспечивать реальную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и находящихся на иждивении должника граждан, признанных судом недееспособными. При этом, форма участия, как это отмечено выше, не может быть сведена к участию исключительно в судебных заседания специалистов правового департамента администрации.
Изложенная в заявлении Департамента позиция свидетельствует о самоустранении отраслевого (функционального) органа администрации от исполнения непосредственно возложенной на него обязанности по защите имущественных, личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних в делах о несостоятельности (банкротстве) их родителей, в связи с чем, суд приходит к выводу, о недопустимости исключения заявителя из числа участников дела.
Кроме того, суд обращает внимание, что к участию в деле привлечена Администрация города Симферополя Республики Крым в лице Департамента по делам детей, а не Департамент по делам детей как самостоятельное лицо.
В силу части 1 статьи 223 АПК РФ и пункта 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Нормы АПК РФ не предусматривают процедуры, порядка и возможности удовлетворения ходатайств об исключении из числа участников процесса лиц, которые участвуют в деле (аналогичная правовая позиция указана в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 по делу № А83-2349/2013).
Суд обращает внимает, что заявитель вообще не обосновывает свое заявление ссылкой на нормы АПК РФ.
При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (статья 78 Семейного кодекса Российской Федерации).
Правовые предпосылки для участия в деле органа опеки и попечительства в делах о несостоятельности (банкротстве) обусловлены, предусмотренными статьями 213.11, 213.19, 213.30 Закона о банкротстве, правовыми последствиями.
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в силу своей специфики, будучи составной частью как гражданского законодательства (статья 25 Гражданского кодекса Российской Федерации), так и процессуального закона (статья 223 АПК РФ), предполагает субсидиарное применение правовых норм материального и процессуального закона.
В процессуальном отношении органы опеки и попечительства пользуются правами лица, участвующего в деле, с учетом особенностей законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Рассмотрение отдельных категорий обособленных споров без фактического и компетентного процессуального участия органа опеки и попечительства, без проверки этим органом отдельных фактических обстоятельств может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц, находящихся на иждивении должника, в том числе в обособленных спорах, как исключение имущества из конкурсной массы должника, установление обеспеченных залогом жилья требований кредиторов, оспаривание сделок с недвижимым имуществом должника, оспаривание сделок о разделе имущества бывших супругов и др.
Компетентное мнение органа опеки и попечительства предполагает предварительную проверку имеющих значение для дела фактических обстоятельств, чем оказывается содействие суду в разрешении обособленного спора.
Органы опеки и попечительства, участвуя в таких обособленных спорах, должны активно принимать участие в возникающих вопросах о правах несовершеннолетних, при необходимости самостоятельно восполнять доказательственную базу в интересах несовершеннолетних либо находящихся на иждивении недееспособных лиц, инициировать истребование доказательств судом.
Споры, связанные с правом на жилье должника, по своей материально-правовой природе и правовым последствиям их разрешения предполагают последующую возможность выселения находящихся на иждивении у должника лиц из жилого помещения.
В рамках арбитражного процесса защита прав находящихся на иждивении должника несовершеннолетних и лишенных дееспособности лиц осуществляется посредством участия в процессе органа опеки и попечительства, по сути, единственным процессуальным субъектом, обеспечивающим защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего. Также, участие органа опеки и попечительства в деле о банкротстве, может быть связано с обеспечением прав несовершеннолетних и признанных судом недееспособными граждан, осуществляемая в целях правильного начисления и удержания текущих алиментных платежей, обеспечения законности действий финансового управляющего, затрагивающих права названных лиц, законности действий самих должников.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу № А83-12681/2023.
Согласно части 1 статьи 177 АПК РФ, решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Настоящее определение суда подписано усиленной квалифицированной электронной подписью, поэтому на него распространяется правило о направлении копии решения суда лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", копия определения суда в бумажном виде не подлежит направлению сторонам, но может быть выдана по соответствующему ходатайству стороны.
Руководствуясь статьями 51, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления Департамента по делам детей Администрации города Симферополя Республики Крым об исключении из состава участников процесса, отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение десяти дней со дня принятия определения (изготовления его в полном объеме).
Судья В.В. Ильгов