ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А84-1536/17 от 04.09.2017 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

город Севастополь

07 сентября 2017 года                                                                                  дело №А84-1536/2017

Резолютивная часть определения объявлена 04 сентября 2017 года.

Полный текст определения изготовлен 07 сентября 2017 года.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Александрова А.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Шевчук А.В.,

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.10.2016, ФИО2, доверенность от 29.10.2016;

от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 10.08.2017;

от третьего лица (Правительство Севастополя) – ФИО4, доверенность от 05.04.2017;

от третьего лица (Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя) – не явился;

от третьего лица (Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество») – ФИО5, доверенность № 6 от 03.07.2017.

рассмотрев дело по заявлению Дачного потребительского кооператива «Горный» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям горда Севастополя, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

22.03.2017 в Арбитражный суд города Севастополя (далее по тексту – суд) обратился   дачный потребительский  кооператив «Горный» (далее- заявитель, ДПК «Горный», кооператив) с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее- заинтересованное лицо, Департамент), в котором, с учетом окончательной редакции заявленных требований просит о:

- признании незаконным отказа Департамента в заключении договора аренды земельного участка площадью 34000 кв.м., кадастровый номер 91:01:058002:294, расположенного в районе урочища Ласпи, город Севастополь, изложенного в письме №05-Исх./3336/2017 от 14.02.2017;

- обязать Департамент  заключить с ДПК «Горный» договор аренды земельного участка площадью 34000 кв.м., кадастровый номер 91:01:058002:294, расположенного в районе урочища Ласпи, город Севастополь.

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемый отказ Департамента в заключении договора аренда не соответствует нормам Порядка переоформления права пользования землей на условиях аренды в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № 1250-ПП от 21.12.2015, поскольку границы земельного участка установлены в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Определением суда от 20.04.2017 указанное заявление принято к производству, назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 17.05.2017. Этим же определением привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Севастополя.

По достижению задач подготовки дела к судебному разбирательству, руководствуясь правилом части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), 17.05.2017 судом завершено предварительное судебное заседание и незамедлительно открыто и проведено судебное заседание на стадии судебного разбирательства. Привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество».

В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание неоднократно откладывалось, в последний раз на 04.09.2017.

В судебное заседание 04.09.2017 явились представители сторон и иных участников процесса. Представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о дате времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

В связи с этим, в силу статей 123, 136 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 2 статьи 41 АПК РФ). При этом, согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Иные участники процесса против рассмотрения дела в  отсутствие представителя Севреестра не возражали.

В судебном заседании представители заявителя подержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях,  настаивали на удовлетворении заявления.

В судебном заседании представители заинтересованного лица (Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя) и третьих лиц   просили суд в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве  и пояснениях на заявление.

Исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.

Как усматривается из материалов дела, решением Севастопольского городского Совета от 15.02.2006 №4697 «О согласовании места расположения и назначения земельного участка 3,4 га в урочище Ласпи для индивидуального дачного строительства и даче согласия на разработку проекта его отвода ДК «Горный» согласовано месторасположение дачного строительства в урочище Ласпи согласно градостроительному обоснованию с изъятием из гослесфонда земельного участка площадью 3,4 га и возмещением дачным кооперативом «Горный» потерь лесохозяйственного производства. Дано согласие ДК «Горный» на разработку проекта отвода земельного участка площадью 3,4 га в урочище Ласпи для индивидуального дачного строительства.

19.07.2006 Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации выдано комплексное градостроительное заключение №1562/4-1, согласно которого последнее  согласовывает проект землеустройства и передачу в долгосрочную аренду сроком на 50 лет ОК «ДСК «Горный» земельного участка площадью 3,4 га для дачного строительства (капитальное строительство), что соответствует государственным строительным нормам, генплану города и не противоречит «Временным правилам использования и застройки территории г. Севастополя».

Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 21.11.2006 за №1325/06 выдано заключение государственной экспертизы землеустроительной документации.

Решением Севастопольского городского Совета от 24.01.2007 №1432 «О передаче в аренду ОК «ДСК «Горный» земельного участка для индивидуального дачного строительства в районе урочища Ласпи» передан ОК «ДСК «Горный» в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 3,4 га (в том числе охранная зона ЛЭП – 6кв площадью 0,8064 га) для индивидуального дачного строительства в районе урочища Ласпи с переводом из земель жилой и общественной застройки в земли рекреационного назначения.

11.07.2007 между Севастопольским городским Советом (далее – арендодатель) и обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Горный» (далее – арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее – договор аренды), зарегистрированный  Севастопольским государственным филиалом Государственного земельного кадастра при комитете Украины по земельным ресурсам» 05.09.2007 №040765800077.

Пунктом 1.1 договора аренды, арендодатель в соответствии  с решением Севастопольского городского Совета от 24.01.2007  №1432 предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для индивидуального дачного строительства с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения, который находится по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи.

В аренду принимается земельный участок общей площадью 3,400 га. В соответствии с кадастровым планом на земельном участке отсутствуют строения и сооружения, под зелеными насаждениями 25265 кв.м. Договор заключен сроком на 25 лет (п.п. 2.1, 2.2, 3,1 договора аренды.).

В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора аренды, земельный участок передается в аренду для использования на землях рекреационного назначения. Целевое назначение земельного участка – индивидуальное дачное строительство.

В судебном заседании  с учетом  пояснений представителей заявителя и осмотренной в судебном заседании землеустроительной документации установлено,  что  весь земельный участок распределен между членами ДПК «Горный». Так, в соответствии с представленной заявителем землеустроительной документацией, переданный кооперативу в аренду  земельный участок был поделен на 35 земельных участков (№№1-13, 14-А, 14-Б, 15-34), после чего   Государственным предприятием «Севастопольский геодезический центр» в 2011 году была составлена для членов кооператива индивидуально  Техническая документация по землеустройству по составлению документов, подтверждающих права на отдельные земельные участки. Согласно представленным заявителем в дело документам и пояснениям последнего,  члены кооператива  возвели на переданных им земельных участках объекты недвижимости, оформив на них права собственности на недвижимость, что подтверждается следующим.

16.01.2010 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета гражданину  ФИО6 выдано свидетельство о праве собственности на дачный дом  лит. «А» с мансардой над лит. «А», лестницей, балконами, крыльцом, общей площадью 179,1 кв.м., расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/6.

16.01.2010 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета гражданину ФИО7 выдано свидетельство о праве собственности на дачный дом  лит. «А» с цокольным этажом под лит. «А», мансардой над лит. «А», террасами, балконами, общей площадью 225,5 кв.м., беседки лит. «Б», прочих сооружений, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/3.

16.01.2010 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета гражданину ФИО8 выдано свидетельство о праве собственности на дачный дом  лит. «А» с цокольным этажом под лит. «А», мансардой над лит. «А», балконами, лестницей, крыльцом, общей площадью 228,6 кв.м., прочих сооружений, расположенный по адресу:
 <...> ЮБК, д. 55/2.

16.01.2010 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета гражданину ФИО9 выдано свидетельство о праве собственности на дачный дом  лит. «А» с пристройкой лит. «а», цокольным этажом под лит. «А», балконами, террасой, входом в цокольный этаж, крыльцом, козырьком, общей площадью 136,2 кв.м., сарая лит. «Б», навесов лит. «В», лит. «Г», ограждений и прочих сооружений, расположенный по адресу:
 <...> ЮБК, д. 55/1.

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Договор). В соответствии с частью первой статьи 1  указанного Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора, то есть 18.03.2014. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора).

Статьей 6 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон №6-ФКЗ) установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона №6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В целях обеспечения участия в отношении гражданского оборота юридических лиц, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.05.2014 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», учредительные документы Дачного потребительского кооператива «Горный»  приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации 27.11.2015, ОГРН <***>.

В соответствии с п.8 Протокола № 2 общего внеочередного собрания членов Дачного потребительского кооператива «Горный» от 15.07.2015 утвержден список членов кооператива в количестве 35 физических лиц.

Постановлением Правительства Севастополя от 29.07.2014 №164 «О создании Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» создано ГКУ «Севастопольское лесничество». За учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество согласно приложению №1 к настоящему распоряжению - территория лесного фонда общей площадью 34332 га, в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года и со схемой, согласно приложению №2 к настоящему постановлению.

Приказом Управления лесного и охотничьего хозяйства г. Севастополя от 24.12.2014 №26 «Об отнесении лесов на территории города Севастополя к защитным лесам и установлении их границ» отнесены леса, расположенные на территории города Севастополя, к защитным лесам и установлены их границы согласно приложению, в том числе: ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство», Орлиновское лесничество <...>, 10, 11, 14, 19, 24, 25, 27-62., кварталы 13, 15, 17, 18, 21-23, 26, части кварталов 9, 12, 16, 20.

Распоряжением Правительства Севастополя от 31.03.2015 №237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в городе Севастополе» указано произвести кадастровые работы по установлению границ земель лесного фонда города Севастополя, закрепленных за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».

03.09.2015 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее – Севреестр) гражданину ФИО10 выдано свидетельство о государственной регистрации  права собственности на жилой дом площадью 216,40 кв.м,, расположенный по адресу:
<...> ЮБК, д. 55/24, кадастровый номер 91:01:058001:98.

19.01.2016 Севреестром гражданину ФИО6 выдано свидетельство о государственной регистрации  права собственности на жилой дом площадью 179,10 кв.м, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/6, кадастровый номер 91:01:058001:414.

25.05.2016 Севреестром ФИО9 выдано свидетельство о государственной регистрации  права собственности на жилой дом площадью 136,20 кв.м, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/1, кадастровый номер 91:01:058002:27.

29.07.2015 Севреестром гражданке ФИО11 выдано свидетельство о государственной регистрации  права на нежилое строение площадью 48,40 кв.м, расположенное по адресу:<...> ЮБК, д. 55/32, кадастровый номер 91:01:058002:817.

29.07.2015 Севреестром ФИО11 выдано свидетельство о государственной регистрации  права на жилой дом площадью 202,50 кв.м, расположенный по адресу:
<...> ЮБК, д. 55/32, кадастровый номер 91:01:058002:818.

29.07.2015 Севреестром ФИО11 выдано свидетельство о государственной регистрации  права на нежилое строение площадью 2,10 кв.м, расположенное по адресу:
<...> ЮБК, д. 55/32, кадастровый номер 91:01:058002:819.

Сведения об указанных объектах недвижимости, а также о жилых домах, принадлежащих на праве собственности ФИО7, ФИО8, внесены в государственный кадастр недвижимости.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.04.2016 №1204-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерации,
г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 16 выдел 25-27 Орлиновского участкового лесничества, площадью 727 кв.м.» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерации,
г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 16 выдел 25-27 Орлиновского участкового лесничества, площадью 727 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002. Отнесено образуемый земельный участок к категории земель: «Земли населенных пунктов». Определен вид разрешенного использования: «Отдых (рекреация)» (код 5.0); «Использование лесов» (код 10.0). Наделить Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» правом обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на образуемый земельный участок.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.04.2016 №1444-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерации,
г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 16 выдел 25-27 Орлиновского участкового лесничества, площадью 13963 кв.м.» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерации,
г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 16 выдел 25-27 Орлиновского участкового лесничества, площадью 13963 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002. Отнесено образуемый земельный участок к категории земель: «Земли населенных пунктов». Определен вид разрешенного использования: «Отдых (рекреация)» (код 5.0); «Использование лесов» (код 10.0). Наделить Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» правом обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на образуемый земельный участок.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.05.2016 №1528-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерации,
г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 16 выдела 25-27, 30, 31, 32, 34, 37, 38, 42, 44, 45, Орлиновского участкового лесничества, площадью 243069 кв.м.» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерации, г. Севастополь, Балаклавский район, квартала 16 выдела 25-27, 30, 31, 32, 34, 37, 38, 42, 44, 45, Орлиновского участкового лесничества, площадью 243069 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002. Отнесено образуемый земельный участок к категории земель: «Земли населенных пунктов». Определен вид разрешенного использования: «Отдых (рекреация)» (код 5.0); «Использование лесов» (код 10.0). Наделить Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» правом обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на образуемый земельный участок.

10.05.2016 кооператив обратился в Департамент с заявлениями об утверждении плана границ земельного участка площадью 34000 кв.м., кадастровый номер 91:01:058002:294, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: индивидуальное дачное строительство, расположенного по адресу: г. Севастополь, район урочища Ласпи.

Заключением к плану границ земельного участка 29.08.2016 №1148/03-06/ПГУ/16 Управление земельного контроля города Севастополя установило, что границы уточняемого земельного участка накладываются на земельные участки, в отношении которых утверждены схемы расположения земельных участков ГКУ «Севастопольское лесничество» распоряжениями Департамента от 18.04.2016 №1209-РДЗ, от 28.04.2016 №1444-РДЗ, от 05.05.2016 №1528-РДЗ; отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на земельном участке, что предусмотрено п. 3.2 Постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 №277-ПП.

06.09.2016 №05-Исх./10799/2016 Департамент уведомил заявителя об отказе в утверждении плана границ земельного участка в связи с отсутствием согласования Управления земельного контроля города Севастополя, предусмотренного пунктом 3.1 постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 №277-ПП «Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка». Земельный участок, границы которого уточняются, расположен на землях лесохозяйственного назначения (схемы расположения земельных участков ГКУ «Севастопольское лесничество» утверждены распоряжениями Департамента от 18.04.2016 №1209-РДЗ, от 28.04.2016 №1444-РДЗ, от 05.05.2016 №1528-РДЗ). В настоящее время проводятся кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположен лесной фонд города Севастополя, с целью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков и передачи в постоянное (бессрочное) пользование ГКУС «Севастопольское лесничество». А так же отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на земельном участке, что предусмотрено п. 3.2 постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 №277-ПП. Учитывая, что земельный участок в районе урочища Ласпи расположен на землях лесохозяйственного назначения, Департамент отказа в утверждении плана границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи, площадью 34000 кв.м., с кадастровым номером 91:01:058002:294.

22.12.2016 кооператив обратился в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи, площадью 34000 кв.м., с кадастровым номером 91:01:058002:294, ранее предоставленного для индивидуального дачного строительства на основании договора аренды земли от 05.09.2007 №040765800077.

Письмом от 14.02.2017 №05-Исх./3336/2017 Департамент уведомил заявителя об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с отсутствием в Государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка.

При этом Департамент руководствовался тем, что согласно сведениям, имеющимся  в Едином государственном реестре недвижимости, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Граница земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:294 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:058002:1103, 91:01:058002:1095,  91:01:058002:1042.

Полагая, что вышеуказанный отказ Департамента является незаконным, кооператив обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК  РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Частью 1 статьи 29 АПК  РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В силу статьи 198 АПК  РФ (часть 1) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом процитированных норм АПК РФ можно сделать вывод, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав, предмет спора, экономический характер требования.

То обстоятельство, что заявитель обладает статусом юридического лица, само по себе не является основанием для рассмотрения спора с его участием в арбитражном суде.

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Определение понятия иной экономической деятельности отсутствует в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве, вместе с тем, исходя из сущности этой деятельности, следует прийти к выводу, что под такой деятельностью применительно к определению подведомственности спора, связанного с ее осуществление арбитражному суду, также следует понимать деятельность, основной целью которой является систематическое получение прибыли (выгоды).

Статья 50 ГК РФ в зависимости от цели создания организации, направленной на систематическое извлечение из осуществляемой деятельности прибыли или не преследующей таковую цель, делит юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (пункт 4 статьи 50 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 116  ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», определено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводчества, огородничества и дачного хозяйства.

Пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ установлено, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.

05.11.2014 решением общего собрания членов кооператива № 1 от 05.11.2014  утвержден устав дачного потребительского кооператива «Горный» (далее – Устав кооператива) , сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 27.11.2014.

Согласно п.1.1 Устава кооператива дачный потребительский кооператив «Горный» является основанной на членстве некоммерческой организацией, учрежденной гражданами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение уставных целей.

Пунктом 2.1 раздела 2 Устава кооператива («Цель, предмет, виды деятельности, права и обязанности кооператива») установлено, что кооператив создан для реализации прав его членов на получение и оформление дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками.

Согласно пункту 2.2 Устава кооператива, предметом его деятельности является удовлетворение потребностей своих членов, связанных с реализацией прав на получение, владение, пользование и распоряжение дачн6ыми земельными участками, защита их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи.

Из пункта 2.5 Устава кооператива следует, что кооператив может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания кооператива, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Исходя из изложенного, судом установлено, что  ДПК «Горный» является некоммерческой организацией, цель которой состоит в удовлетворении нужд членов кооператива в осуществлении индивидуального дачного строительства.

Как установлено в ходе судебного рассмотрения дела земельный участок площадью 34000 кв.м., кадастровый номер 91:01:058002:294, расположенный в районе урочища Ласпи, город Севастополь,  фактически был разделен на 35 отдельных индивидуальных земельных участков, находящихся в его границах. При этом истребованные судом у заявителя определениями от 06.07.2017 14.07.2017 сведения и документы о распределении и оформлении земельных участков на членов кооператива, заявителем суду не представлены, в то же время, заявителем не опровергается то, что указанные земельные участки были распределены между членами кооператива, при этом количество земельных участков (35) соответствует количеству членов кооператива  (также 35).  Согласно письменных пояснений заявителя от 04.09.2017 на территории кооператива имеется 35 индивидуальных участков, земельные участки распределялись с 2007 года и по настоящее время на основании решений Общих собраний кооператива о принятии в члены кооператива конкретного физического лица по его заявлению, подаваемому в Правление кооператива. Также заявителем указано и документально подтверждено, что на образованных в составе переданного в аренду земельного участка земельных участках, которые выделены членам кооператива, находятся  объекты недвижимого имущества (жилые дома и нежилые постройки), которые принадлежит членам ДСК «Горный» - физическим лицам. Доказательств наличия на земельном участке площадью 34000 кв.м., кадастровый номер 91:01:058002:294, каких-либо объектов недвижимости, принадлежащих кооперативу, заявителем не представлено.

Как следует из решений Севастопольского городского Совета от 15.02.2006 №4697 «О согласовании места расположения и назначения земельного участка 3,4 га в урочище Ласпи для индивидуального дачного строительства и даче согласия на разработку проекта его отвода,  от 24.01.2007 №1432 «О передаче в аренду ОК «ДСК «Горный» земельного участка для индивидуального дачного строительства в районе урочища Ласпи», договора аренды от 11.07.2007, разрешительной документации, земельный участок передан ДПК «Горный» исключительно для использования в целях индивидуального дачного строительства, и не предназначен по своему целевому назначению для осуществления предпринимательской деятельности.

При этом, суд учитывает, что согласно Устава кооператива и действующего законодательства, заявитель не лишен права осуществлять предпринимательскую деятельность, однако, рассматриваемый спор с такой деятельностью не связан. Более того, заявителем не представлено каких-либо доказательств осуществления кооперативом какой-либо предпринимательской деятельности вообще, в том числе, обусловленной коммерческим использованием непосредственно кооперативом испрашиваемого в аренду земельного участка, либо его части. Как уже ранее указывалось, каких-либо доказательств того, что непосредственно кооперативу была выделена какая-либо часть земельного участка, общей площадью 3400 кв.м.  вследствие раздела указанного земельного участка на 35 частей (земельных участков), отказа кого-либо из членов кооператива-физических лиц от переданного ему земельного участка в пользу кооператива, предоставления земельных участков членами кооператива для хозяйственной деятельности кооператива, заявителем не представлено.

Следовательно, оспариваемый ДПК «Горный» отказ Департамента в предоставлении в аренду земельного участка,  не затрагивает какие-либо права и законные интересы кооператива в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что, исходя из положений части 1 статьи 198 АПК РФ, обязательно для возможности оспаривания ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, в арбитражном суде, так как указанный земельный участок изначально не предназначен для использования в целях получения прибыли, а выделен для использования на землях рекреационного назначения для индивидуального дачного строительства, что и было осуществлено членами кооператива путем строительства  членами кооператива - физическими лицами на указанном земельном участке (его частях) объектов недвижимого имущества – дачных (жилых) домов и придомовых построек.

Суд отмечает, что указанные физические лица фактически являются пользователями спорного земельного участка (его частей), в том числе как члены кооператива, а также как собственники объектов недвижимости расположенных на этом земельном участке. Как указывалось ранее, доказательств наличия земельных участков, используемых для предпринимательской или иной экономической деятельности ДПК «Горный», суду не представлено.

Таким образом, в случае наличия спора, связанного с определением  прав на земельный участок (его части), надлежащей стороной по таким спорам, по мнению суда, являются члены кооператива- физические лица – фактические владельцы земельных участков и собственники находящихся на них объектов недвижимости, но не кооператив, нарушение прав и законных интересов которого последним в рамках данного спора не обосновано, из чего также следует, что настоящий спор не связан с экономической деятельностью ДПК «Горный» на спорном земельном участке.

Гражданские правоотношения по спорам, связанным с правами граждан-членов кооператива, не подпадают под подведомственные арбитражному суду дела, к которым отнесены экономические споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренные статьями 27, 28, 33 АПК РФ.

Данная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.12.2007 по делу № 14149/07, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2015 по делу №А14-3528/2015, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.07.2015 по делу №А54-4858/2014, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 16.04.2015 по делу
№А07-12510/2014, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2009 по делу №А77-1700/08.

Таким образом, следует признать, что статус заявителя, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, а также обстоятельства настоящего экономического спора, указывающие на то, что заявление не обусловлено предпринимательской деятельностью заявителя, и наличие фактических спорных правоотношений между членами кооператива (физическими лицами) и государственными органами, не позволяют отнести указанный спор к категории экономических. Спор, возникший между сторонами по настоящему делу, не отвечает критериям подведомственности дел арбитражным судам.

Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту относится к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, в Российской Федерации оно признаётся и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся составной частью правовой системы Российской Федерации, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации). Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

Поскольку право каждого на судебную защиту, как следует из приведённой нормы, может быть обеспечено лишь законным, независимым и беспристрастным судом, несоблюдение правил подсудности влечёт нарушение части 1 статьи  46 и части 1 статьи  47 Конституции Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П, данное конституционное право - право на законный суд - является необходимой составляющей закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда.

         Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.01.2009 №144-О-П, несоблюдение правил подсудности по существу означает рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе.

Арбитражные суды входят в судебную систему Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основе конституционных принципов правосудия. Распределение компетенции между ними и судами общей юрисдикции не означает ограничения или нарушения конституционного права на судебную защиту. Лишь при наличии спорной подведомственности и отказе судом общей юрисдикции в рассмотрении спора арбитражный суд принимает дело к своему производству.

Указанная позиция по данному вопросу также соответствует судебной практике (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 891-О-О), определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2015 № 302-ЭС15-960, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 4523/05, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2013 № ВАС-15674/13, от 16.06.2014 № ВАС-7289/14, от 24.10.2012 № ВАС-13577/12, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.03.2013 по делу № А14-16452/2012.

Судом установлено отсутствие обращения заявителя в суд общей юрисдикции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Прекращение производства по делу арбитражным судом не лишает заявителя возможности реализовать свое право на судебную защиту с учетом соблюдения правил подведомственности спора.

        При этом АПК РФ не предусмотрена возможность передачи в суд общей юрисдикции по подведомственности дел на что обращал внимание Высший Арбитражный Суда Российской Федерации в пункте 6.1 постановления Пленума от 02.06.2010 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, о неподведомственности спора по данному делу  арбитражному суду и о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

При рассмотрении дела по существу суд разрешает вопрос о судебных расходах. Заявителем при подачи заявления согласно  квитанции №5/1 от 22.03.2017 уплачена государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей, из которых – 3000,00 рублей за заявленное требование, а 3000,00 рублей уплачено излишне. Таким образом, в  соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 6 000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь п.1  части 1 статьи 150, статьями  184 – 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

О П Р Е Д Е Л И Л:

           1. Производство по делу №А84-1536/2017 по заявлению Дачного потребительского кооператива «Горный», - прекратить.

2. Возвратить Дачному потребительскому кооперативу «Горный» (299805, <...> ЮБК, дом 55/1, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000,00 (шесть тысяч) рублей. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Определение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

         Определение может быть обжаловано в течение месяца в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд города Севастополя.

Судья                                                                                               А.Ю. Александров