г. Владимир
21 марта 2019 года Дело № А43-33559/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 21.03.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2018 по делу № А43-33559/2018, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «С-300» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконным решения от 30.07.2018 № КУВД-52/241/300/2018-9280 и обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «С-300» - ФИО1 по доверенности от 01.03.2018 сроком действия до 31.12.2020 (л.д. 8).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «С-300» (далее – ООО «С-300», Общество) 16.05.2018 обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее – Министерство) с уведомлением о намерении продать принадлежащий ему на праве собственности земельный участок площадью 33 320 кв.м, кадастровый номер 52:20:1900015:0048, расположенный в Борском районе Нижегородской области, южнее базы отдыха «Дубки» (далее – земельный участок), и указало условия продажи.
Министерство отказалось от покупки вышеуказанного земельного участка, о чем письмом от 29.05.2018 проинформировано Общество и администрация г.о. г. Бор Нижегородской области.
Между ООО «С-300» и ФИО2 (далее – ФИО2) 21.06.2018 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 33 320 кв.м, кадастровый номер: 52:20:19 00015:0048, и подано заявление на его регистрацию.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление, регистрирующий орган, заявитель) 30.07.2018 решением № КУВД-52/241/300/2018-9280 отказало в государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка, ссылаясь на непредставление сторонами договора документов, подтверждающих отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Бор (далее – Департамент) на приобретение данного земельного участка.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2018 заявленное требование удовлетворено.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ, Кодекс), положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) суд признал оспариваемое решение Управления не соответствующим законодательству и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.
Управления отмечает, что извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, содержащее отметку о его поступлении в Министерство 16.05.2018 за вх. № 326-13852, Обществом в орган регистрации прав представлено не было. В этой связи, государственный регистратор не имел возможности установить дату поступления извещения о намерении продать земельный участок, в том числе, в Правительство Нижегородской области.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность решения суда, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества, в частности договора купли-продажи.
В силу пункта 2 статьи 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Согласно статье 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (статья 4 Федерального закона № 122-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу абзацев 9, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 101-ФЗ при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 101-ФЗ предусмотрено, что продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 101-ФЗ в случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки, либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже, указанной в извещении цены. Аналогичные положения содержатся в статье 11 Закона Нижегородской области №195-3 от 27.12.2007 «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области» (далее – Закон № 195-З).
Согласно статье 11 Закона № 195-3 Правительство области или орган местного самоуправления в случае, установленном статьей 14 настоящего Закона, имеют преимущественное право покупки земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных нужд Нижегородской области или муниципальных нужд.
Статьей 12 Закона № 195-3 установлено, что продавец земельного участка обязан известить в письменной форме Правительство области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Если Правительство области или орган местного самоуправления в случае, предусмотренном настоящим Законом, откажутся от покупки либо не уведомят в письменной форме продавца земельного участка о намерении его приобрести в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу на условиях, указанных в извещении, и не ниже указанной в извещении цены.
В соответствии со статьей 14 Закона № 195-3 орган местного самоуправления имеет преимущественное право покупки земельного участка по цене, за которую он продается, в случае отказа Правительства области от покупки земельного участка. Орган местного самоуправления после получения уведомления Правительства области об отказе от покупки земельного участка уведомляет продавца земельного участка о покупке либо об отказе от покупки земельного участка в срок, не превышающий тридцати дней со дня поступления извещения от продавца в Правительство области.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 13.10.2003 №302 (в редакции от 19.03.2007) «О передаче полномочий по управлению и распоряжению земельными участками (долями в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения» Министерству переданы полномочия в том числе на осуществление преимущественного права покупки земельных участков (долей в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела подтверждается, что Общество исполнило обязанность по направлению уведомления о намерении продать земельный участок в уполномоченный орган (л.д.17).
Получив в установленный срок от Министерства уведомление об отказе от покупки земельного участка, Общество заключило договор купли-продажи с ФИО2 и обратилось в Управление за государственной регистрацией перехода прав собственности и права собственности, представив для этого необходимый перечень документов.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно указал, что у администрации г.о.г. Бор имелась реальная возможность в установленный срок воспользоваться предоставленным ей преимущественным правом покупки земельного участка, которую она не реализовала.
При этом судом установлено, что администрацией г.о.г. Бор уведомление получено от Министерства до истечения тридцатидневного срока. Однако уведомление о намерении приобрести в собственность спорный земельный участок администрация направила в адрес участника сделки (покупателя ФИО2) только 21.06.2018, то есть по истечении установленного срока (л.д.81).
Заключенный Обществом и ФИО2 21.06.2018 договор купли-продажи земельного участка никем не оспорен в установленном законом порядке.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности по договору купли-продажи земельного участка.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Управления не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалобаУправления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2018 по делу № А43-33559/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | М.Б. Белышкова |
Судьи | А.М. Гущина Т.В. Москвичева |