Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«14» марта 2019 года Дело № А43-5808/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.03.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2018 по делу № А43-5808/2018, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению администрации города Нижнего Новгорода и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства Нижегородской области от 29.12.2017 № 32-71-07/73-9910.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Министерства финансов Нижегородской области – ФИО1 по доверенности от 29.12.2018 № 326 сроком действия до 31.12.2019;
от Администрации города Нижнего Новгорода – ФИО2 по доверенности от 11.01.2019 № 01-14/Д сроком действия до 31.12.2019;
от Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода – ФИО2 по доверенности от 27.12.2018 № 03-02-59777/18 сроком действия до 31.12.2019;
от Управления Федерального казначейства Нижегородской области – ФИО3 по доверенности от 09.02.2018 № 129 сроком действия до 09.02.2021;
от Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области – ФИО4 по доверенности от 21.01.2019 № 325-01-04-10/9 сроком действия до 31.12.2019.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило;
Министерство Финансов Российской Федерации - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило;
Правительство Нижегородской области - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа от 08.11.2017 № 1009 должностными лицами Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее – Управление) проведена камеральная проверка Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее по тексту - Комитет).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.11.2017 №2017-ВК.000.0011-3200.110.
Рассмотрев материалы проверки, Управление вынесло представление от 29.12.2017 № 32-71-07/73-9910.
Не согласившись с указанным представлением, администрация города Нижнего Новгорода (далее по тексту - Администрация) и Комитет обратились в Арбитражный суд Нижегородской области заявлением о признании его недействительным.
Решением от 31.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация и Комитет в своей апелляционной жалобе ссылаются на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Указывают, что Управлением нарушены требования Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия», утвержденного Приказом Казначейства России от 01.03.2017 № 39, и Положения о контрольной комиссии Управления, утвержденного приказом Управления от 10.11.2017 №1021, выразившееся в вынесении оспариваемого представления без рассмотрения результатов внеплановой камеральной проверки контрольной комиссией Управления.
Настаивают на том, что перечисление субсидии Администрации и использование посредством заключения муниципального контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 144 автобусов соответствует Правилам предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 №1027, Положению о порядке предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области субсидий на приобретение автобусов для предприятий и организаций пассажирского автотранспорта Нижегородской области, утвержденного Правительством Нижегородской области от 20.08.2014 №558.
Министерство финансов Нижегородской области в своей апелляционной жалобе ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Считает, что Комитетом не допущено нарушений условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 №1027, а также её использования на осуществление закупки газомоторной техники.
Управление в отзыве на апелляционные жалобы считает решение суда законным и обоснованным.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в отзыве на апелляционные жалобы просить отменить решение суда, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы в установленном законом порядке не представили, явку полномочных представителей не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалоб, отзывах на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого представления усматривается, что в ходе проверки были выявлены нарушения пункта 1.2 Соглашения от 23.12.2014 №325-04-02/2-13, а именно: Комитетом по заключенным муниципальным контрактам на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 144 автобуса городского типа получены в лизинг, а не приобретены в собственность.
На Комитет возложена обязанность рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 01.03.2018. О результатах исполнения представления следует проинформировать Управление до 06.03.2018.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - Государственная программа). Одной из подпрограмм Государственной программы является подпрограмма «Автомобильная промышленность» (далее - Подпрограмма).
Пунктом 1 Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1027 (далее - Правила № 1027), установлен порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (далее - газомоторная техника), в рамках Подпрограммы.
Согласно пункту 2 Правил № 1027 субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники в соответствии с пунктом 1 указанных Правил и при наличии в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации (в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по осуществлению закупок и (или) по предоставлению субсидий на осуществление закупок газомоторной техники в целях обновления парка автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства региона, муниципальным образованиям, расположенным на территории указанных субъектов Российской Федерации, и (или) организациям, осуществляющим деятельность на территории указанных субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 №2354-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»; размер субсидии, предоставляемой Нижегородской области, составил 361 666 452 рубля 20 копеек.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 №2354-р между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Нижегородской области заключено соглашение о предоставлении субсидии Нижегородской области на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 28.11.2014 № 14412.1615173.20.06 (далее - Соглашение от 28.11.2014) в количестве 144 автобусов, из них: 90 автобусов ЛиАЗ-525657 и 54 автобуса ЛиАЗ-529370, в размере - 361 666 452 рублей 20 копеек.
Согласно пункту 1.4 указанного Соглашения Правительство Нижегородской области использует полученную субсидию на цели, предусмотренные пунктом 1.1 данного Соглашения, в порядке и на условиях, утвержденных Правилами и Соглашением.
Уполномоченным органом - Министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, в свою очередь, заключено Соглашение от 23.12.2014 №325-04-02/2-13, согласно пункту 3.4. которого получателем субсидии является Комитет.
Размер Субсидии на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, из федерального бюджета составил - 361 666 452 рубля 20 копеек из областного бюджета (с учетом дополнительного соглашения от 29.07.2015 №1) составил - 102 722 900 рублей.
В 2015 году Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в целях исполнения Соглашения от 23.12.2014 перечислило КУГИ и ЗР субсидию на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе на общую сумму 464 389 352 рубля 20 копеек, в том числе, за счет средств федерального бюджета - 361 666 452 рубля 20 копеек, за счет средств областного бюджета Нижегородской области - 102 722 900 рублей.
Вместе с тем, как установлено Управлением в ходе проведенной камеральной проверки, в рамках исполнения Соглашения от 23.12.2014 в 2015 году Комитетом заключено три муниципальных контракта на оказание услуг по финансовой аренде (передача во временное владение и пользование (лизинг) 144 автобусов для нужд города Нижнего Новгорода:
1) Муниципальный контракт от 16.06.2015 №0132300007515000131-80305 заключен с ЗАО «Сбербанк Лизинг» на общую сумму 966 718 190 руб. 40 коп. (далее - Договор лизинга 0131 от 16.06.2015).
Согласно пункту 2.1. Договора лизинга 0131 от 16.06.2015 имущество передается в лизинг на срок до 25.12.2021.
Согласно пункту 3.7. Договора лизинга 0131 от 16.06.2015 оплата за имущество производится лизингополучателем в 2015 году за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета. В 2016 - 2021 годах за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода в пределах доведенных до КУГИ и ЗР лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
В 2015 году по Договору лизинга 0131 от 16.06.2015 оплата осуществлена на общую сумму 224 934 742 рубля 23 копейки (за счет средств федерального бюджета - 175 000 000 рублей, за счет средств областного бюджета - 49 934 742 рубля 23 копейки).
2) Муниципальный контракт от 16.06.2015 № 0132300007515000132-80305 (в ред. от 25.08.2017 с учетом дополнительного соглашения от 16.1.2015) заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Горьковская лизинговая компания» на общую сумму 808 622 817 рублей 08 копеек (далее - Договор лизинга 0132 от 16.06.2015).
Согласно пункту 2.1. Договора лизинга 0132 от 16.06.2015 имущество передается в лизинг на срок до 25.12.2021.
Согласно пункту 3.7. Договора лизинга 0132 от 16.06.2015 оплата за имущество производится лизингополучателем в 2015 году за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета. В 2016 - 2021 годах за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода в пределах доведенных до КУГИ и ЗР лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
В 2015 году по Договору лизинга 0132 от 16.06.2015 оплата осуществлена на общую сумму 173 521 087 рублей 50 копеек (за счет средств федерального бюджета -135 000 000 рублей на основании Заявки на кассовый расход от 13.07.2015 №3, за счет средств областного бюджета - 38 521 087 рублей 50 копеек (далее - Договора лизинга).
3) Муниципальный контракт от 15.06.2015 № 0132300007515000133-80305 заключен с ЗАО «Сбербанк Лизинг» на общую сумму 264 670 104 рублей 11 копеек (далее - Договор лизинга 0133 от 15.06.2015).
Согласно пункту 2.1. Договора лизинга 0133 от 15.06.2015 имущество передается в лизинг на срок до 25.12.2021.
Согласно пункту 3.7. Договора лизинга 0133 от 15.06.2015 оплата за имущество производится лизингополучателем в 2015 году за счет средств федерального бюджета и регионального бюджета. В 2016 - 2021 годах за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Нижнего Новгорода в пределах доведенных до КУГИ и ЗР лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
В 2015 году по Договору лизинга 0133 от 15.06.2015 оплата осуществлена на общую сумму 64 267 069 рублей 67 копеек (за счет средств федерального бюджета - 50 000 000 рублей, за счет средств областного бюджета - 14 267 069 рублей 67 копеек).
Между тем, ни Соглашение от 28.11.2014, ни Соглашение от 23.12.2014 №325-04-02/2-13 не предусматривают закупку услуг лизинга (финансовой аренды).
Правила №1027 устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (далее - газомоторная техника), в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - субсидия), а не на финансирование расходов по оплате услуг по финансовой аренде (лизингу).
Таким образом, в нарушение пункта 1.21.2. Соглашения от 23.12.2014 и пункта 2 Правил № 1027 вместо приобретения 144 автобусов в собственность, субсидия направлена Комитетом на оплату услуг по договорам лизинга.
Статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
В рассматриваемом случае пунктом 2 Правил № 1027 установлено, что субсидии предоставляются на софинансирование затрат субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий именно по закупке газомоторной техники. Закупка газомоторной техники, осуществляемая на основании соответствующего договора, подразумевает ее передачу в государственную (муниципальную) собственность.
В свою очередь, согласно статье 11 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.
В рассматриваемом случае, в соответствии с условиями вышеназванных договоров лизинга (в том числе с учетом дополнительных соглашений) право собственности на закупаемую газомоторную технику у Комитета (лизингополучатель) возникает в 2021 году. В течении всего действия срока муниципальных контрактов (договоров лизинга) имущество (газомоторная техника) является собственностью лизингодателей (ЗАО «Сбербанк лизинг», ООО «Горьковская лизинговая компания»).
Таким образом, факт постановки приобретенных по договорам лизинга автобусов на баланс органа местного самоуправления в данном случае не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о переходе права собственности на спорную технику к Администрации.
Доводы Комитета и Администрации о том, что конечной целью закупки, предметом которой является оказание услуг по финансовой аренде (лизинг) автобусов городского типа является приобретение данного имущества в муниципальную собственность, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Пунктами 16, 17 Правил №1027 предусмотрены сроки приобретения газомоторной техники, согласно которым уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации до 15 августа 2015 г. в рамках субсидий, полученных в 2014 году, а с 2015 года - в течение 20 дней по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета муниципального образования), источником финансового обеспечения которых является субсидия, на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, и о достигнутых значениях показателей результативности использования субсидии.
В случае если до 1 августа 2015 г. в рамках субсидий, полученных в 2014 году, а с 2015 года - по истечении 250 дней со дня перечисления субсидий субъектом Российской Федерации не исполнены обязательства, установленные настоящими Правилами и соглашением в части закупки заявленных марок, моделей, категорий и количества приобретаемой газомоторной техники, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в размере, определяемом по соответствующей формуле.
Следовательно, установленные Правилами №1027 сроки закупки газомоторной техники исключают закупку в более длительный период, на средства субсидии за 2014 год - не позднее 01.08.2015 года, на средства субсидии за 2015 год - не позднее 250 дней со дня перечисления субсидии (то есть, не выходя за пределы 2016 года), соответственно, использование средств субсидии из федерального бюджета за пределами указанного срока Правилами не предусмотрено.
Доводы о нарушении Управлением требований Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия», утвержденного Приказом Казначейства России от 01.03.2017 № 39, и Положения о контрольной комиссии Управления, утвержденного приказом Управления от 10.11.2017 №1021, выразившееся в вынесении оспариваемого представления без рассмотрения результатов внеплановой камеральной проверки контрольной комиссией Управления, обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство никоим образом не влияет на права и законные интересы заявителей.
Доводы Министерства финансов Нижегородской области об отсутствии юридической силы письма Федерального казначейства от 16.06.2017 № 18-03-06/37 также подлежат отклонению, поскольку указанное письмо направлено в Управление 19.06.2017посредством прикладного программного обеспечения LanDocs Федеральным казначейством с письмом от 16.06.2017 №18-03-06/37 «О проведении внеплановых контрольных мероприятий».
Данное обстоятельство подтверждается ответом Федерального казначейства от 28.03.2018 №18-03-02/5122 на судебный запрос по делу №А43-42810/2017, в рамках которого оспаривались действия Управления по проведению рассматриваемой в рамках настоящего дела проверки.
Указанным письмом от 16.06.2017 Федеральное казначейство поручило руководителям управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации провести внеплановые контрольные мероприятия у получателей средств субсидий с целью подтверждения фактов нарушения и принятия решений о применении бюджетных мер принуждения.
Довод Министерства финансов Нижегородской области об отсутствии в Порядке №1092 предусмотренного второго основания проведения проверки в виде вновь открывшихся обстоятельств, обоснованно не принят судом первой инстанции.
Временно исполняющий обязанности руководителя Управления ФИО5 во исполнение указанного поручения Федерального казначейства от 16.06.2017 №18-03-06/37 принял решение о проведении внеплановой камеральной проверки, оформленное в соответствии с требованием пункта 18 Порядка №1092 приказом от 08.11.2017 №1009.
В качестве оснований проведения проверки в названном приказе имеется ссылка на письмо Федерального казначейства от 16.06.2017 №18-03-06/37 и вновь открывшиеся обстоятельства по итогам внеплановой проверки Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.
В силу пункта 5 Порядка №1092 указанное письмо Федерального казначейства от 16.06.2017 №18-03-06/37, содержащее поручение о проведении внеплановых контрольных мероприятий, является самостоятельным и достаточным основанием для проведения внеплановой камеральной проверки.
С учетом изложенного правильным является вывод суда о том, что оспариваемое представление является законным и обоснованным и не нарушающим прав Комитета. Следовательно, суд правомерно отказал Комитету и Администрации в удовлетворении заявленного требования.
Вопреки доводам апелляционных жалоб судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем обстоятельствам дела и доводам Комитета, Администрации и Министерства финансов Нижегородской области.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.10.2018 по делу № А43-5808/2018 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Министерства финансов Нижегородской области, администрации города Нижнего Новгорода и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
Т.А. Захарова