ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-11440/19 от 29.01.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

05 февраля 2020 года                                                       Дело № А79-2365/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2020 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Александровой О.Ю., Наумовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «ШАНС» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.11.2019 по делу
№ А79-2365/2019, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» (ИНН 2130132322,
ОГРН 1142130001430) к товариществу собственников жилья «ШАНС»
(ИНН 2130001746, ОГРН 1062130004463) о взыскании 66 863 руб. 19 коп.,

и по встречному иску товарищества собственников жилья «ШАНС» к обществу с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» о понуждении признать договор по обращению с ТКО вступившим в силу на условиях протокола разногласий к проекту договора с формулировкой пункта 5.1 договора (в редакции уточнения от 22.10.2019 № 710-и/10/19),

с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики,

при участии в судебном заседании представителей:

от ТСЖ «ШАНС» – Гук Я.А. по доверенности от 05.01.2020 сроком на 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Николаева Л.Т. по доверенности от 01.01.2020 сроком на 1 год (участвовал в качестве представителя в суде первой инстанции до 01.10.2019),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» (далее – истец, ООО «МВК «Экоцентр») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья «ШАНС» (далее – ответчик, ТСЖ «ШАНС») о взыскании 66 863 руб. 19 коп. долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.10.2018 по 31.12.2018.

В порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к совместному рассмотрению с первоначальным иском принято встречное исковое заявление, уточненное в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании договора №ДПУО-24 от 01.10.2018 вступившим в силу на условиях новой оферты ТСЖ «ШАНС» с формулировкой пункта 5.1 договора в следующей редакции «Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (подпункт «а» п. 5 Правил №505)».

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики.

Решением от 05.11.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики первоначальный иск удовлетворил, по результатам рассмотрения встречного иска урегулировал возникшие между сторонами разногласия по пункту 5.1 договора №ДПУО-24 от 01.10.2018, приняв редакцию, предложенную
ООО «МВК «Экоцентр».

Не согласившись с принятым решением, ТСЖ «ШАНС» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих возражений заявитель указывает, что в силу императивных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», оснований для удовлетворения иска ООО «МВК «Экоцентр» о взыскании долга у ТСЖ «ШАНС» по условиям фактически отсутствующего заключенного сторонами публичного договора не имелось. В силу тех же норм оснований для отказа в удовлетворении встречных исковых требований о признании договора №ДПУО-24 от 01.10.2018, действующим в редакции ТСЖ «ШАНС», также не имелось. Подробно позиция ТСЖ «ШАНС» изложена в апелляционной жалобе.

Представители ТСЖ «ШАНС» в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение отменить, встречные исковые требования удовлетворить.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,01.10.2018 в Чувашской Республике введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

По итогам открытого конкурса статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики получил истец – ООО «МВК «Экоцентр».

В связи с этим 27.04.2018 между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО «МВК «Экоцентр» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики (т. 2, л.д. 96-115).

Наряду этим приказом Минстроя Чувашии от 14.11.2017 № 03/1-03/1012 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Чувашской Республики, в частности для потребителей, проживающих в жилых зданиях (как в многоквартирных, так и в частных), утверждена среднегодовая норма накопления ТКО в размере 2,02 куб.м на одного проживающего.

Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ООО «МВК «Экоцентр» утвержден Единый тариф в размере 442,22 руб. за куб.м с 01.10.2018 (с 1 января 2019 года - 449,71 руб. за куб.м).

Как следует из материалов дела, ТСЖ «ШАНС» осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД) № 2 по бульвару
А. Миттова в г. Чебоксары.

ТСЖ «ШАНС» 14.09.2018 направило в адрес регионального оператора заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав количество проживающих в доме – 600 и предложив осуществлять расчет по фактическим объемам накопления и вывоза в силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из количества контейнеров и их объема (т. 1, л.д. 10-11).

15.10.2018 истец направил ответчику подписанный электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ДПУО-24 от 01.10.2018 (т. 1,
л.д. 74-80, т. 2, л.д. 23-29).

В пункте 5.1 договора в редакции регионального оператора указано, что стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в j-м многоквартирном доме исполнителя и нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

22.10.2018 ТСЖ «ШАНС» направило региональному оператору дополнительное соглашение к договору №ДПУО-24, подписанное ЭЦП, изложив пункт 5.1 договора в следующей редакции: «5.1 Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (подпункт «а» п. 5 Правил №505)» (т. 1, л.д. 81; т. 3, л.д. 111), а также протокол разногласий по договору, в том числе по пункту 5.1 письмом № 571-и/10/18 от 17.10.2018, фактически подписанным ЭЦП 22.10.2018 (т. 3, л.д. 118-119).

07.11.2018 ТСЖ «ШАНС» вновь направило региональному оператору заявление и дополнительное соглашение, подписанные ЭЦП (т. 1, л.д. 120-124).

В ответ на данные обращения ООО «МВК «Экоцентр» письмом № 136 от 17.01.2019, полученным ответчиком 26.01.2019, сообщил об отказе от подписания протокола разногласий к договору (т. 1, л.д. 16-17).

Поскольку упомянутые разногласия по пункту 5.1 договора сторонами в досудебном порядке не урегулированы, между сторонами возникли существенные разногласия относительно объема и, как следствие, стоимости фактически оказанных услуг по выводу ТКО.

Изложенные обстоятельства послужили ООО «МВК «Экоцентр» основанием для обращения в суд с иском о взыскании с ТСЖ «ШАНС» задолженности за оказанные услуги. ТСЖ «ШАНС» в свою очередь путем предъявления встречного иска передало на рассмотрение суда вопрос об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора №ДПУО-24 от 01.10.2018 по пункту 5.1.

При разрешении настоящего спора суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 № 641" (далее - Правила № 1156).

В соответствии с пунктом 8(15) Правил № 1156 (в редакции, действующей на момент направления ТСЖ «ШАНС» акцепта на иных условиях (новой оферты) – октябрь 2018 года) в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил (10 рабочих дней), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

При этом в пункте 8 (10) Правил 1156 указано, что договор заключается в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что ООО «МВК «Экоцентр» предложения ТСЖ «ШАНС» по протоколу разногласий и дополнительному соглашению не приняты, в срок, установленный Правилами 1156, ответ не направлен, за пределами такого срока ООО «МВК «Экоцентр» отказался принимать редакцию договора ТСЖ «ШАНС».

Изложенное позволило суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что договор между сторонами на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с пунктом 8 (15) Правил 1156 считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора. При этом пункт 5.1 договора, предложенный ООО «МВК «Экоцентр», фактически соответствующий пункту 15 типового договора.

Разрешая вопрос об урегулировании в судебном порядке возникших между сторонами спора разногласий по названному пункту договора, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Региональный оператор является обязанной стороной, профессионально осуществляющей деятельность по обращению с ТКО.

ТСЖ «ШАНС», в свою очередь, управляет и эксплуатирует жилой фонд по договору с собственниками МКД.

Источником образования отходов являются собственники помещений (жилых и нежилых) в МКД.

Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики установлен Приказом Минстроя Чувашии от 14.11.2017 №03/1-03/1012.

При этом согласно пункту 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к Правилам.

В соответствии с пунктом 4(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – постановление №857) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг № 354.

Судом установлено, что в Чувашской Республике решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади помещения органами государственной власти не принято.

В этой связи размер такой платы в Чувашской Республике для собственников жилых помещений в МКД следует рассчитывать по формуле 9 (1) исходя из численности проживающих граждан, нормативов накопления ТКО и тарифа.

В соответствии с пунктом 9(1) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в j-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):

где:

 - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

- норматив накопления твердых коммунальных отходов;

 - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

По смыслу частей 6.2, 7.1 статьи 155, частей 1, 2, 2.3, 9 статьи 161, частей 1 - 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 40, 63, 64 Правил № 354, правомочия товарищества (исполнителя услуг по договору управления) в отношении регионального оператора как поставщика коммунальной услуги собственникам МКД производны от прав собственников помещений в этом доме. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).

Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), устанавливают стандарты и порядок осуществления такой деятельности для управляющих организаций, заключивших договор управления МКД.

На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил № 416 управление МКД обеспечивается, в том числе, выполнением одного из следующих стандартов: осуществление управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.

Такие требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".

При этом в пункте 6 указанных требований закреплено, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В части 2 названной статьи определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Товарищество в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должно предоставлять жителям управляемого МКД весь комплекс коммунальных услуг.

В пункте 13 Правил № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил № 354 потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - товарищество, которое одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Руководствуясь положениями вышеприведенных норм, суд первой инстанции справедливо констатировал, что предложенная ответчиком редакция пункта 5.1 договора не согласуется с Правилами № 354 и Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).

Пункт 15 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена постановлением Правительства № 1156, регламентирует следующую редакцию договора оказания услуг: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - нужное указать".

Согласно пункту 2 Правил № 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса: а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов.

Местом (площадкой) накопления ТКО, согласно Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156, является контейнерная площадка, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Таким образом, коммерческому учету подлежат отходы, накапливаемые в месте накопления на территории земельного участка МКД.

Следует отметить, что пункт 6 Правил № 505 определяет, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.

При этом, согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных  количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Поскольку собственниками ТКО, накапливаемых на контейнерной площадке дома 2 по бульвару А.Миттова г. Чебоксары, являются собственники МКД, единственным допустимым способом коммерческого учета объема и (или) массы ТКО является расчет по нормативам, утвержденным для собственников - физических лиц МКД.

Пунктом 148 (15) Правил № 354 определено, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148 (4) и подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148 (14) настоящих Правил.

Сведений о заключении собственниками рассматриваемого МКД прямых договоров с истцом суду не представлено, по утверждению ТСЖ «ШАНС», такие договоры ими не заключались.

С учетом изложенного суд пришел к верному выводу, что редакция пункта 5.1 договора, предложенная региональным оператором, согласуется с позицией федерального и республиканского законодательства и не противоречит условиям типового договора.

Доводы ТСЖ «ШАНС» о ведении ими контроля и учета объема вывозимых ТКО, о возможности расчета платы за ТКО по фактически вывезенному объему не основаны на вышеприведенных нормативных положениях.

Удовлетворяя заявленные ООО «МВК «Экоцентр» требования о взыскании с ТСЖ «ШАНС» долга по оплате услуг за октябрь-декабрь 2018 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В пункте 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" указано, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

Из материалов дела видно, что такое соглашение заключено 27.04.2018, постановлением Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам ООО «МВК «Экоцентр» утвержден Единый тариф в размере 442,22 руб. за куб.м, действующий с 01.10.2018.

Таким образом, с 01.10.2018 у собственников ТКО на территории Чувашской Республики возникла обязанность по оплате услуг регионального оператора.

Правилами № 1156 установлен порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, согласно которому потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.

Статьей 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание в населенных пунктах загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Акты на общую сумму 133 991 руб. 70 коп., содержащие размер платы за ТКО, определенный расчетным путем, исходя из заявленного ТСЖ «ШАНС» в заявлении о заключении договора количества проживающих – 600 (т.1, л.д. 11), Единого тарифа и норматива накопления в соответствии с формулой 9 (1), подписанные ЭЦП, истцом направлены и товариществом получены (т.1, л.д. 18-20, 22-24, 26-28).

Товариществом произведена частичная оплата оказанных услуг в сумме 67 128 руб. 51 коп. (т. 1, л.д. 21, 25, 29).

При таких обстоятельствах суд на законных основаниях взыскал с
ТСЖ «ШАНС» в пользу ООО «МВК «Экоцентр»  долг в сумме 66 863 руб. 19 коп.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными по вышеизложенным основаниям, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.11.2019 по делу № А79-2365/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «ШАНС» – без удовлетворения.

Взыскать с товарищества собственников жилья «ШАНС» в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Д.Г. Малькова

Судьи

Е.Н. Наумова

О.Ю. Александрова