Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«27» марта 2019 года Дело № А43-39134/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.03.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Володарский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2018 по делу № А43-39134/2018, принятое судьей Соколовой Л.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Володарский» о признании недействительным приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 01.06.2018 № 0742.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу – ФИО1 по доверенности от 21.02.2019 № 128 сроком действия 1 год.
Общество с ограниченной ответственностью «Володарский» – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании заявления общества с ограниченной ответственностью «Володарский» (далее по тексту - Общество) от 23.04.2018 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности должностными лицами Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент)в отношении Общества проведены внеплановые документарная и выездная проверки.
По результатам проверок составлены акты от 17.05.2018 №073-вд-л и от 30.05.2018 №124-вн.
Департамент приказом от 01.06.2018 №0742 отказал в предоставлении Обществу испрашиваемой лицензии в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие подготовки водителей транспортных средств, перевозящих отходы IV класса опасности.
Не согласившись с отказом Департамента, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 19.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела обстоятельств, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие вывод, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что для осуществления деятельности по транспортировке отходов IV класса опасности, водителям, перевозящих опасные грузы достаточно свидетельства о повышении квалификации водителей.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Применительно к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности обязательность наличия лицензии установлена пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление по установленной форме о предоставлении лицензии с приложением копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее - Положение).
В силу подпунктов «в», «г» пункта 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.
Согласно пункту 6 Положения копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальнымизнаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям, а также копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV классов опасности, выданных соискателю лицензии - индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения, представляются в лицензирующий орган с заявление о предоставлении лицензии.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона №99 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
В соответствии с частью 2 настоящей статьи основанием для проведения проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии.
В отношении лицензиата лицензирующим органом проводятся документарные проверки, плановые проверки и в соответствии с частью 10 настоящей статьи внеплановые выездные проверки. Данные внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры (ч.6 ст.19 Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Исходя из пунктов 4, 5 статьи 19 Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предметом документарной проверки соискателя лицензии или лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах, в целях оценки соответствия таких сведений положениям частей 1 и 3 статьи 13 и части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также сведениям о соискателе лицензии или лицензиате, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах.
Согласно статье 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены в том числе к транспортированию отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, устанавливающие порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки (далее - Правила).
В пункте 3 Правил установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
В силу статьи 1 ДОПОГ термин «опасные грузы» означает вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A и B или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.
В соответствии с подпунктом 8.2.1.1 пункта 8.2.1 Главы 8.2 Приложения «В» ДОПОГ «Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций» водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.
В соответствии с пунктом 5.4.2(2).5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки выдает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Таким образом, документом, подтверждающим прохождение лицами, которые допущены к транспортированию отходов I - IV классов опасности, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности, является соответствующее свидетельство, которое выдается Ространснадзором, что согласуется с Порядком выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки, утвержденным Приказом Минтранса России от 09.07.2012 № 202.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в ходе проведенной внеплановой выездной проверки должностными лицами Департамента выявлен факт отсутствия у Общества документов, подтверждающих наличие подготовки водителей транспортных средств, перевозящих отходы I-IV класса опасности (свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы).
Довод Общества о наличии удостоверений о повышении квалификации водителей обоснованно не принят судом первой инстанции.
В силу пункта 5.4.2(2).5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и пункта 25 Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы документом, подтверждающим прохождение лицами, которые допущены к транспортированию отходов I - IV классов опасности, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности, является соответствующее свидетельство (свидетельство о подготовке водителя), которое выдается Ространснадзором по завершении курса соответствующей подготовки при условии успешной сдачи кандидатом экзамена, а не удостоверением образовательного учреждения о повышении квалификации.
При этом, в силу положений Порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки, курсы подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и (или) территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее -территориальный орган Ространснадзора) и оформляется удостоверением об утверждении курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы (далее -удостоверение об утверждении курсов), которое выдается образовательной организации, подавшей в Ространснадзор (или его территориальный орган) соответствующее заявление об утверждении курсов.
Таким образом, удостоверение о повышении квалификации подтверждает только факт прохождения обучения по программе и является документом, необходимым для дальнейшего получения свидетельства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и о наличии у лицензирующего органа законных оснований для отказа в предоставлении Обществу лицензии.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2018 по делу № А43-39134/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Володарский» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина