ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-1317/20 от 29.04.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«06» мая 2020  года                                                       Дело № А79-11130/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 06.05.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную                              жалобу муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.01.2020 по делу № А79-11130/2019, принятое по заявлению акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» о признании незаконным и отмене определения Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  от 05.07.2019

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось акционерное общество «Чувашская энергосбытовая компания» (далее - Общество) с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловское» (далее - Предприятие) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с неисполнением потребителем электрической энергии ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, требований установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Управление определением 05.07.2019 отказало в возбуждении дела об административном правонарушении.

Не согласившись с указанным определением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашиис заявлением о признании его незаконным и отмене.

К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района», администрация Козловского района Чувашской Республики Решением.

Решением от 20.06.2019 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.

Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о получении Предприятием уведомления 06.04.2019. Указывает, что в Управление Общество обратилось до истечения срока, установленного для предоставления обеспечения.

Администрация Козловского района Чувашской Республики в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Предприятия, ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представили.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей.

Статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.

Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Информация об устранении потребителем электрической энергии допущенных нарушений обязательств по оплате электрической энергии (мощности) учитывается при ведении предусмотренного настоящим пунктом перечня потребителей электрической энергии, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня (часть 6).

Из указанного следует, что гарантирующие поставщики обязаны определить потребителей электрической энергии соответствующих критериям при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.

Гарантирующие поставщики обязаны уведомить потребителей электрической энергии в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено, что в случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 настоящего документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также следующие информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов).

Как следует из материалов дела, между Обществом и Предприятием 09.01.2018 заключен договор энергоснабжения №25/01/387-8728. Сторонами подписан акт сверки взаиморасчетов за период с 01.01.2019 по 31.01.2019, согласно которому задолженность Предприятия перед Обществом на 31.01.2019 составляет 1 511 084 рублей 61 копеек.

Общество 29.03.2019 направило в адрес Предприятия уведомление №20-19/177 о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем гарантирующему поставщику в сумме 1 511 084 рублей 61 копейки сроком на шесть месяцев за период возникновения задолженности с января по февраль 2019 года.

Данное уведомление было получено Предприятием 06.04.2019 (л.д. 70). Однако Предприятие данную обязанность не исполнило.

В связи с изложенным Общество обратилось в Управление с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с приложением  документов, а именно: договора энергоснабжения от 09.01.2018 № 25/01/387-8778; справки от 10.06.2019                 № 20-19/ (не заверена); уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) от 29.03.2019 № 20-19/177; акта сверки взаимозачетов за 01.01.2019 по 31.01.2019 на сумму 2 444 680 рублей 80 копеек (Управление указало, что сумма акта сверки отличается от суммы в уведомлении об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) от 29.03.2019 № 20-19/177 (1 511 084 руб. 61 коп.); счета-фактуры от 31.01.2019 № 442/5 и от 28.02.2019 № 1716/5 (не подписаны); отчета об отслеживании отправления; доверенности.

Из оспариваемого определения усматривается, что в качестве основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении Управление указало на невозможность определения наличия событие административного правонарушения из представленных Обществом документов.

Между тем факт наличия или отсутствия события административного правонарушения устанавливается в рамках производства по делу об административном правонарушении (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), предоставляющего административному органу право запрашивать все необходимые документы и устанавливать обстоятельства административного правонарушения.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том,  что у Управления имелась возможность установить достоверность представленных Обществом документов непосредственно в ходе производства по делу об административном правонарушении, наряду с выяснением обстоятельств, связанных в том числе, с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и исполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате в соответствии с установленными договором энергоснабжения.

Доводы Управления обоснованно отклонены судом первой инстанции.

В пункте 259 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 предусмотрено, что срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее, чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).

В уведомлении об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) от 29.03.2019 №20-19/177 Общество указало срок для предоставления обеспечения - в течение 65 дней с момента получения настоящего уведомления.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что указанное уведомление получено Предприятием 06.04.2019 согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42802434515435. При этом суд необоснованно отклонил ссылку Предприятия на письмо Урмарского почтамта УФПС Чувашской Республики от 20.12.2019 № 17, согласно которому уведомление получено Предприятием 09.04.2019. К названному письму приложено извещение с отметкой о вручении почтового отправления 09.04.2019 (т.1 л.д.120). Данный документ является первичным документом, на основании которого должны вноситься записи в электронную базу данных об отслеживании почтовых отправлений. Следует отметить, что  копия конверта с отметками отделений почтовой связи свидетельствует только о датах поступления почтового конверта в отделения связи. Отметок о вручении конверт не содержит. Так же следует отметить, что 06.04.2019 являлось субботой. Данных о том, что для Предприятия этот день был рабочим, в материалах дела не имеется.

Ввиду изложенного, 65-тидневный срок истекал 13.06.2017.

Следовательно, на момент направления Обществом заявления об административном правонарушении в Управление, 65-тидневный срок в течение, которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательства, не истек.

Между тем, в настоящем случае, данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку к моменту рассмотрения Управлением заявления Общества, установленный срок истёк, однако Предприятие соответствующее обеспечение не представило.

В материалы дела Предприятием представлено письмо администрации Козловского района ЧР от 12.04.2019 №06/01-16-1810 об оплате задолженности за электрическую энергию.

Как следует из пункта 260 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию и определен гарантирующим поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации (далее - банковская гарантия).

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. По согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором Предоставление обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) не требуется, если до истечения срока, предусмотренного абзацем седьмым пункта 256 настоящего документа, обязательства по оплате электрической энергии (мощности), неисполнение или ненадлежащее исполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, исполнены в полном объеме.

Порядок выдачи муниципальной гарантии регламентирован Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Пункт 6 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит перечень обязательных реквизитов муниципальной гарантии.

Порядок и условия предоставления муниципальных гарантий регламентирован статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривающей, в том числе, наличие решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), предусматривающего бюджетные ассигнования на возможное исполнение муниципальных гарантий.

Следовательно, письмо администрации Козловского района Чувашской Республики от 12.04.2019 №06/01-16-1810 требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации о муниципальных гарантиях не соответствует и муниципальной гарантией не является.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии

полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.01.2020 по делу № А79-11130/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                            Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                    А.М. Гущина

                                                                                     М.Н. Кастальская