г. Владимир
«05» апреля 2022 года Дело № А43-37249/2021
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Доскино» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.02.2022 по делу № А43-37249/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Доскино» (ОГРН 1045207045377, ИНН 5256048674) о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 10.11.2021 №1/5108/3/1333.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспектором муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Нижнего Новгорода» в ходе ежедневного мониторинга территории Автозаводского района города Нижнего Новгорода 15.09.2021 в 11 часов 05 минут по адресу: город Нижний Новгород, ГСХП «Доскино» (ул. 3аслонова, уд. 20) выявлено, что общество с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Доскино» (далее – Общество) допустило нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, а именно: земельный участок не очищен от мусора, тем самым нарушен пункт 11.3 Правил благоустройства территории муниципального образования города Нижнего Новгород, утвержденных Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.12.2018 № 272.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте № 1333 обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 15.09.2021 с использованием фотосъемки.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - КоАП НО), должностное лицо Автозаводского отдела Управления административно-технического и муниципального контроля администрации города Нижнего Новгорода 26.10.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 1/5108/3/1333.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административной комиссией Автозаводского района города Нижнего Новгорода (далее – Комиссия, административный орган) 10.11.2021 вынесено постановление № 1/5108/3/1333о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 3.1КоАП НО с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комиссии от 10.11.2021 № 1/5108/3/1333.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 16.02.2022 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, Общество за указанное правонарушение было привлечено к административной ответственности Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовия, что подтверждается постановлением от 25.10.2021 № 06-870/2021 о назначении административного наказания.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП НО предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 11, 14 и 15 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.12.2018 № 272 утверждены «Правил благоустройства территории муниципального образования города Нижнего Новгород» (далее - Правила).
Пункт 1.2 названных Правил устанавливает единые и обязательные для исполнения требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования город Нижний Новгород, порядок и периодичность их проведения, направленные на создание безопасных, удобных, привлекательных и комфортных условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования город Нижний Новгород.
В пункте 1.7 Правил определено, что субъектами отношений в области благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород являются юридические и физические лица (в том числе должностные лица, индивидуальные предприниматели), находящиеся на территории муниципального образования город Нижний Новгород и (или) осуществляющие деятельность на территории муниципального образования город Нижний Новгород и (или) являющиеся собственниками, владельцами, пользователями расположенных на территории муниципального образования город Нижний Новгород земельных участков, зданий, строений, сооружений, иных объектов благоустройства и элементов благоустройства.
Субъекты отношений в области благоустройства территории муниципального образования город Нижний Новгород обязаны выполнять требования, установленные настоящими Правилами.
В силу пункта 11.3 названных Правил в период летней уборки должны проводиться:
- ежедневное прометание территорий с твердым покрытием;
- ежедневный сбор мусора со всей территории;
- еженедельное прометание всей территории;
- еженедельная промывка от пыли и грязи твердых покрытий;
- ежедневная поливка твердого покрытия при температуре более 25 °С;
- ежедневная уборка мусора из урн;
- в срок до 1 мая каждого года - окраска малых архитектурных форм, уличной мебели, оборудования спортивных и детских площадок, ограждений; покос травы; в период листопада - сбор и вывоз опавшей листвы.
Не допускается скопление воды на тротуарах, газонах, проезжей части дорог, детских и спортивных площадках.
Из положений пункта 2.2 указанных Правил следует, что на территориях общего пользования запрещается:
- наносить рисунки и надписи на стены фасадов зданий, строений, сооружений, окна, двери, элементы благоустройства, кроме граффити; нанесение граффити осуществляется после получения согласования, выдаваемого администрацией города Нижнего Новгорода; порядок получения согласования, основания отказа в выдаче согласования на нанесение граффити устанавливаются правовым актом администрации города Нижнего Новгорода;
- загрязнять территории, примыкающие к водным объектам;
- отправлять естественные потребности человека вне установленных мест;
- сжигать мусор, листву, разводить костры;
- мыть, чистить транспортные средства вне специальных мест;
- сбрасывать или складировать мусор, отходы спила деревьев, листву, снег вне специально отведенных мест;
- складировать строительные и (или) сельскохозяйственные материалы, топливо; разрушать и портить элементы благоустройства; хранить разукомплектованные (неисправные) транспортные средства; захламлять прилегающую территорию мусором;
- загрязнять территории общего пользования экскрементами при содержании животных, при загрязнении территории общего пользования экскрементами владелец животного обязан немедленно убрать экскременты;
- сбрасывать при погрузочно-разгрузочных работах на улицах рельсы, бревна, железные балки, трубы, кирпич, другие тяжелые предметы и складировать их;
- перевозить грунт, сыпучие строительные материалы, мусор, легкую тару, макулатуру, листву, спил деревьев и другие легкие сыпучие материалы без покрытия кузова брезентом или другим материалом, исключающим разлетание груза и засорение дорог;
- производить вырубку (снос) зеленых насаждений без получения разрешения;
- окапывать деревья с насыпкой земли у ствола дерева, производить окольцовку стволов деревьев, подсечку, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения, ломать ветви деревьев;
- подвешивать к деревьям веревки для сушки белья, электропровода, забивать гвоздт крепить к деревьям указатели, рекламные конструкции, объявления, растяжки, оттяжки от домов стен, заборов и другие внешние механические присоединения;
- закапывать в грунт мусор;
- производить самовольную разработку песка, глины, растительного грунта; ходить, сидеть, лежать на газонах, на которых установлены запрещающие таблички; производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям; самовольно устанавливать элементы благоустройства; подвозить груз волоком.
Законодательным Собранием принят Закон от 10.09.2010 № 144-3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее - Закон).
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, устанавливает требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области.
В силу положений статьи 8 части 5 Закона не допускается наличие мусора на любых территориях вне специально установленных мест.
Из материалов дела усматривается, что Общество 15.09.2021 на принадлежащем ему земельном участке допустило наличие мусора (земельный участок не очищен от мусора), чем нарушило положения пункта 11.3 названных Правил.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.1 КоАП НО, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (л.д. 17, 20).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным органом соблюден.
Мера ответственности определена в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 3.1 КоАП НО.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд первой инстанции не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Ссылка Общества на повторность привлечения его к административной ответственности за одно и то же правонарушение правильно отклонена судом первой инстанции, поскольку постановлением от 25.10.2021 №06-870/2021 Общество привлечено ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ за нарушение земельного законодательства, выразившееся в не выполнении мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия.
В данном случае Обществом совершены два самостоятельных правонарушения, которые отличаются объектом посягательства и имеют разные признаки объективной стороны правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Ошибочно уплаченная по платежному поручению от 03.02.2022 № 51 государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.02.2022 по делу № А43-37249/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Доскино» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Доскино» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 03.02.2022 № 51.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Судья А.М. Гущина