ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«08» июля 2013 года Дело № А43-17055/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.07.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.А.,
рассмотрел апелляционную жалобу Приволжского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.01.2013 по делу №А43-17055/2011, принятое судьей Мукабеновым И.Ю.,
по заявлению государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Сарова» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Саров, о признании недействительным предписания Приволжского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с распоряжением начальника Приволжского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – Управление) от 08.07.2011 №1120 должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Сарова» (далее по тексту – Учреждение) с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания №26 от 06.06.2011 со сроком исполнения до 10.07.2011.
По результатам проверки составлен акт от 14.07.2011 №64, в котором административный орган отразил выявленные нарушения, и вынесено предписание от 14.07.2011 по устранению нарушений в срок до 19.08.2011.
Не согласившись с указанным предписанием, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 29.01.2013 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление считает, что на и.о. механика ФИО1 возложен контроль за техническим состоянием автомобилей перед выпуском на дороги общего пользования, следовательно, его деятельность связана с обеспечением безопасности движения, и механик ФИО1 подлежит аттестации.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что основанием к его вынесению послужили следующие обстоятельства.
В ходе проверки было установлено, что ранее выданное предписание полностью исполнено не было и Учреждение не устранило допущенные, по мнению надзорного органа, следующие нарушения действующего законодательства:
- не проведено обучение на соответствие занимаемой должности и.о. механика ФИО1 (нарушен приказ Минтранса России от 11.03.1994 №13/11);
- не организовано проведения обучения по квалификационной подготовке и.о. механика ФИО1 (нарушен приказ Минтранса России от 22.06.1998 №75);
- не проведено ежегодное обучение водителей по повышению профессионального мастерства (нарушена статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ);
- не организован контроль за качеством выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей (нарушены часть 4 статьи 18 и часть 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ);
- не организован контроль за техническим состоянием транспортных средств перед выездом их на линию и по возвращении к месту стоянки (нарушена часть 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Между тем Управлением не учтено следующее.
Совместным приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 №13/11 утверждено Положение о порядке переаттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. В этом приказе отмечено, что Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 30.08.1993 №876 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установил, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.
Пунктом 1 упомянутого Положения установлено, что аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. При этом в приложении №1 к данному Положению приведен перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств, подлежащих переаттестации и работающих на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте, а именно: руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности; начальники: отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта; колонн (маршрутов), отрядов; специалисты: диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.
Из смысла приведенных положений следует, что переаттестация соответствующих руководителей и специалистов на основании названного приказа должна касаться лишь работников предприятий транспорта, т.е. организаций, основная деятельность которых направлена на организацию и осуществление перевозок пассажиров и грузов наземным транспортом.
Между тем Учреждение является государственным учреждением, обеспечивающим на территории г.Сарова и Дивеевского района Нижегородской области реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, а также оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и трудовой миграции. Поэтому у Учреждения отсутствует обязанность организовывать проведение обучения на соответствие занимаемой должности механика по правилам, установленным вышеприведенным Положением.
По пункту №2 оспариваемого предписания.
Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортов, являющиеся приложением к приказу Минтранса России от 22.06.1998 №75, распространяются на специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров или грузов автомобильным транспортом по лицензиям, получаемым в соответствии с Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.1997 №295 «Об утверждении Положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №12, ст. 1432) и Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1997 №322 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №13, ст. 1541). Соответственно, требования, предъявляемые этим нормативным правовым актом, не могут распространяться на Учреждение ввиду того, что оно не отвечает признакам упомянутых юридических лиц.
По пункту №3 оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в числе прочего, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Однако из буквального толковая этой нормы не вытекает обязанность организовывать ежегодное обучение водителей по повышению профессионального мастерства. Управление не представило каких-либо доказательств того, что Учреждение не создает условий для повышения квалификации водителей. При этом под созданием условий может пониматься широкий круг действий, направленных на повышение квалификации водителей.
По пункту №4 оспариваемого предписания.
В части 4 статьи 18 названного закона закреплено, что транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. При этом согласно части 1 статьи 20 этого закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Из представленных в дело документов не усматривается нарушения со стороны Учреждения упомянутых норм. Кроме того, из этих норм не следует обязанности организовывать контроль за качеством выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей, ввиду чего она не может быть возложена на Учреждение. Установленная обязанность по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения достигается, в том числе, прохождением установленной процедуры технического осмотра. Доказательств наличия фактов не обеспечения Учреждением соответствия технического состояния транспортных средств установленным требованиям, а равно и допуска им транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, суду не представлено.
По пункту №5 оспариваемого предписания.
Действующим законодательством Российской Федерации не установлено обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, но не осуществляющих деятельности по лицензируемой перевозке пассажиров (грузов) на профессиональной основе (коим является Учреждение), организовывать контроль за техническим состоянием транспортных средств перед выездом и по возвращении к месту стоянки. В силу вышеприведенного положения части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» таким лицам надлежит лишь обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Следовательно, Учреждение не может быть принуждено к исполнению обязанности, установленной в пункте 5 оспариваемого предписания.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.01.2013 по делу №А43-17055/2011оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Приволжского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В. Москвичева
Судьи
М.Б. Белышкова
А.М. Гущина