ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2168/11 от 04.05.2011 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

  ул.Березина, д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, e-mail: info@1aas.arbitr.ru, тел. 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«12» мая 2011 года Дело № А11-9612/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2011.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.05.2011.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кирилловой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,

рассмотрел апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу, г.Москва, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.02.2011, принятое по делу №А11-9612/2010, принятое судьей Кузьминой Т.К.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Росинка», г.Александров, о признании недействительным постановления Александровского городского прокурора от 06.10.2010 и о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу от 28.10.2010 № 07-10/368/214П.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Александровской городской прокуратурой (далее по тексту – Прокуратура) 16.09.2010 проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Росинка», г.Александров (далее по тексту – Общество), законодательства о противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По результатам проверки Прокурором принято постановление от 06.10.2010 о возбуждении в отношении Общества производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании указанного протокола и материалов проверки Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу(далее по тексту – Управление) принято в отношении Общества постановление от 28.10.2010 № 07-10/368/214П о назначении административного наказания.

Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на него наложен административный штраф в размере 50 000 рублей.

Общество не согласилось с данным постановлением и оспорило его законность и обоснованность в Арбитражном суде Владимирской области.

Решением от 28.02.2011 заявленное требование удовлетворено.

В отношении требования о признании недействительным постановления Александровского городского прокурора производство по делу прекращено.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" установлены обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, по установлению и представлению в уполномоченный орган определенной информации, а также ответственность за нарушение данного закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Статьей 5 Федерального закона №115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе отнесены организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Поскольку Общество на основании агентского договора от 01.07.2010, заключённого с обществом с ограниченной ответственностью «Мидас», проводит от своего имени в интересах общества с ограниченной ответственностью «Мидас» стимулирующую лотерею «Феникс», на него распространяются положения вышеуказанного закона.

Прокуратурой в ходе проверки установлено отсутствие у Общества правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначенных специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 установлены квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления.

Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменённого правонарушения, сославшись на обращение Общества в Управление с заявлением о согласовании правил внутреннего контроля 08.09.2010, то есть до начала проверки.

Между тем из материалов дела усматривается, что Обществом деятельность по проведению лотереи начата с 01.07.2010 без утверждённых и согласованных соответствующим образом правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначенных специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Доказательств наличия согласованных правил в период с 01.07.2010 по 08.09.2010 в материалах дела не имеется, более того, обращаясь в суд с заявлением, Общество и не ссылалось на соблюдение им требований Федерального закона №115-ФЗ в данной части.

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии события вменяемого правонарушения не соответствует материалам дела, в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.

Судом апелляционной инстанции учтено, что срок, установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности, не истёк, поскольку в данном случае Общество привлечено к административной ответственности не за нарушение срока утверждения правил внутреннего контроля, а за отсутствие внутреннего контроля.

При этом имеющийся в материалах дела приказ от 08.12.2004 о назначении ФИО1 на должность специального должностного лица, ответственного за разработку и соблюдение правил внутреннего контроля, не свидетельствует о наличии таких правил.

Отсутствие в постановлении от 06.10.2010 о возбуждении производства об административном правонарушении и постановлении Управления сведений о месте и времени совершения административного правонарушения в данном случае не является нарушением, влекущим признание оспариваемого постановления незаконным.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершённого Обществом правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.02.2011 по делу № А11-9612/2010 в части признания незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу от 28.10.2010 № 07-10/368/214П отменить.

Обществу с ограниченной ответственностью «Росинка», г. Александров, в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу от 28.10.2010 № 07-10/368/214П отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Председательствующий

Т.В. Москвичева

Судьи

А.М. Гущина

М.Н. Кириллова