ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2180/2022 от 17.05.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

«24» мая 2022 года                                                       Дело № А43-12159/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2022.

Полный текст постановления изготовлен 24.05.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2022 по делу № А43-12159/2021,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стелла» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным постановления администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 13.05.2020.

В судебном заседании приняли участие представители:

администрации городского округа город Выкса Нижегородской области – ФИО1 по доверенности от 27.09.2021 №115 сроком действия 1 год;

общества с ограниченной ответственностью «Стелла» – ФИО2 по доверенности от 19.04.2022 сроком действия 1 год.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Стелла» (далее – Общество) является собственником земельного участка с кадастровым номером 52:52:02 03 13:0001 площадью 1559 кв.м, расположенного по адресу: <...> здание 69. На указанном земельном участке находится объект недвижимости – отдельно стоящее здание, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 2 203,9 кв.м.

Администрацией городского округа город Выкса Нижегородской области (далее – администрация) вынесено постановление от 13.05.2020 № 958 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории, расположенной в границах улицы Лермонтова, площади Октябрьской революции, улицы Чернышевского города Выкса Нижегородской области», в котором администрация постановила: утвердить прилагаемый проект планировки и межевания территории, расположенной в границах улицы Лермонтова, площади Октябрьской Революции, ул.Чернышевского города Выкса Нижегородской области.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным указанного постановления администрации от 13.05.2020.

Решением от 07.02.2022 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.

Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.

В случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы администрация просит привести иную мотивировочную часть решенияАрбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2022 по делу № А43-12159/2021, исключив из решения суда абзацы 2-3 страницы 5.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, процессуальный срок на обжалование постановления администрации от 13.05.2020 № 958, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истек еще в момент подачи Обществом административного искового заявления в Выксунский городской суд Нижегородской области (определение Выксунского городского суда Нижегородской области от 14.12.2020 о возбуждении административного дела).

Как отмечает администрация, Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и Положение о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 564, не содержат требований, которые устанавливают возможность проектирования и (или) строительства дороги лишь при недостаточности существующей дорожной сети, а тем более требований о необходимости обоснования выводов, содержащихся разделах проектной документации заключениями экспертных организаций.

Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество в отзыве возражает против апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции в силе.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

   В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

  Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (часть 1 статьи 41.1 ГрК РФ).

   Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

   Видами документации планировки территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Кодекса).

Частью 4 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.

  По правилам части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

 Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 ГрК РФ).

 Согласно части 6 статьи 46 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

 Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи (пункт 13 статьи 46 ГрК РФ).

  Основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается (пункт 13 статьи 46 ГрК РФ).

 Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).

Из вышеприведенных правовых норм следует, что принимаемые органом местного самоуправления документы о градостроительном зонировании и документы по планировке территории должны соответствовать генеральному плану.

Согласно пункту 2 части 3, подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.

    В статье 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний.

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.05.2020 № 1179-О, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве одного из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие в осуществлении градостроительной деятельности граждан и их объединений и обеспечение свободы такого участия.

Исходя из данного принципа, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (определение от 30.06.2020 № 1629-О).

Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 52:52:02 03 13:0001 площадью 1 559 кв.м, расположенного по адресу: <...> здание 69. На указанном земельном участке находится объект недвижимости – отдельно стоящее здание, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 2 203,9 кв. м.

Публичные слушания в отношении проекта планировки и межевания территории, расположенной в границах улицы Лермонтова, площади Октябрьской революции, улицы Чернышевского города Выкса Нижегородской области, затрагивающего земельный участок Общества,  назначены распоряжением администрации от 11.03.2020 № 21-р.

Цель - строительство объекта муниципального значения -автомобильной дороги местного значения.

В публикации информации о публичных слушаниях было указано, что  в период режима повышенной готовности, установленного на территории Нижегородской области, согласно Указу Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 № 27, и вплоть до принятия Указа Губернатора Нижегородской области о снятии режима повышенной готовности, соответствующие запросы и заявления направляются в письменном виде на почтовый адрес: 607060, Нижегородская область, г. Выкса, Красная площадь, дом 1, каб. 206, либо по адресу электронной почты.

Таким образом, право очного участия правообладателей в публичных слушаниях было ограничено, поскольку действовали меры ограничения.

В публикации о публичных слушаниях сообщалось о заочном формате этих слушаний, но опросные листы не были опубликованы, ссылки на них не имеется, как усматривается из скриншотов сайта администрации.

При этом, изменения в Положение о порядке организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений в городском округе город Выкса Нижегородской области», предусматривающие возможность проведения слушаний при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, внесены решением Совета депутатов Городского округа Выкса Нижегородской области от 25.03.2020 № 28.

Вместе с тем, из протокола публичных слушаний от 14.04.2020, представленного в материалы дела, следует, что в них принимали участие 2 человека, возражений и предложений не поступило, правообладатели участие не принимали. Тем самым протокол от 14.04.2020 указывает на очный формат проведения слушаний.

При таких обстоятельствах процедура проведения публичных слушаний не соблюдена администрацией, поскольку возможность реализации права участия в публичных слушаниях и заявления своих возражений правообладателю земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости администрацией фактически не представлена.

Решением Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области от 17.12.2013 № 87 утвержден Генеральный план городского округа г. Выкса.

Статьей 14 Генерального плана «Размещение планируемых объектов капитального строительства транспорта», а также картой развития объектов транспортной инфраструктуры на участке территории, относительно которой разработан спорный проект планировки и межевания с целью размещения автомобильной дороги местного значения, не предусмотрено строительства новой автомобильной дороги.

Планируемая автомобильная дорога также не предусмотрена картой развития объектов транспортной инфраструктуры.

В период подготовки спорного проекта планировки и межевания территории, проведения публичных слушаний действовал Закон Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-3 «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области», в редакции, согласно которой к объектам местного значения городского округа, городского и сельского поселения, подлежащим отображению на генеральном плане городского округа, генеральном плане поселения, относятся автомобильные дороги местного значения, мосты и иные транспортные инженерные сооружения, расположенные в границах городского округа, поселения (введена Законом Нижегородской области от 05.09.2012 № 119-3).

С учетом изложенного следует признать, что проект планировки и межевания территории, утвержденный постановлением администрации от 15.05.2020 №958, не основан на генеральном плане городского округа, в отношении него надлежащим образом не проведены публичные слушания, что в силу приведенных норм свидетельствует о незаконности постановлением администрации от 15.05.2020 №958 положениям ГрК РФ.

Одновременно суд апелляционной инстанции считает преждевременным вывод суда первой инстанции о достаточности существующей дорожной сети городского округа для обеспечения функционирования здания МФЦ, поскольку данный вопрос не входит в круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения настоящего спора.

Доводы администрации об отсутствии у суда первой инстанции оснований для восстановления Обществу процессуального срока для обжалования постановления от 13.05.2020 подлежат отклонению, поскольку вопрос об уважительности причин пропуска срока, а также оценка доказательств и доводов, приведенных Обществом в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего такое ходатайство. При этом суд учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.

 В данном деле суд первой инстанции принял во внимание введение режима повышенной готовности, первоначальное направление заявления в суд общей юрисдикции.

 В этой связи суд первой инстанции правомерно восстановил процессуальный срок на обжалование указанного постановления.

  В этой связи суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.

 Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

   Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

   Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2022 по делу№ А43-12159/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Выкса Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                     А.М. Гущина

Судьи                                                                                  М.Н. Кастальская

                                                                                             Т.В. Москвичева