ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2347/19 от 08.05.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

13 мая  2019 года                                                  Дело № А79-13206/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2019 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.С.,

судей Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Новиковой Ю.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр «Регламент» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.02.2019  по делу № А79-13206/2018, принятое судьей Яхатиной С.Ю., по иску общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр «Регламент» (ОГРН 1082130006562, ИНН 2130039764) к автономному учреждению Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (ОГРН 1022101269926, ИНН 2129017283) к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Спецтехнолоджи» (ОГРН 1102130003997, ИНН 2130071285), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, о признании недействительными закупки и договора.

В судебном заседании приняли участие представители:

от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Альфа Спецтехнолоджи"–  Данилов В.В. по доверенности от 30.04.2019 сроком на 3 года.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.

Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр «Регламент» (далее – ООО «НИЦ «Регламент») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к автономному учреждению Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (далее – АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета») о признании недействительной закупки у единственного поставщика по текущему ремонту системы автоматической пожарной защиты и пожаротушения, системы водяного пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета», осуществленной ответчиком, оформленной протоколом проведения закупки у единственного поставщика от 02.11.2018 (извещение №31807105827); о признании недействительным (ничтожным) договора от 02.11.2018 № 18, заключенного между АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» и ООО «Альфа Спецтехнолоджи», по результатам проведения закупки у единственного поставщика и применении последствий недействительности договора от 02.11.2018 № 18.

Определениями суда от 26.11.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, общество с ограниченной ответственностью «Альфа Спецтехнолоджи» (далее – ООО «Альфа Спецтехнолоджи»).

Определением суда от 12.12.2018 ООО «Альфа Спецтехнолоджи» привлечено в качестве второго ответчика.

Решением от 01.02.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «НИЦ «Регламент» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое при несоответствии  выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права.

         Оспаривая законность обжалуемого решения, заявитель указывает на то, что избрание заказчиком способа закупки в виде закупки у единственного поставщика, повлекло за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников.

Считает, что заказчик незаконно отказал в допуске истца к участию в аукционе по аналогичному предмету закупки, тем самым нарушил его права и законные интересы; 02.11.2018 на основании решения заказчика электронный аукцион был отменен, подать заявку на участие в нем не представлялось возможным.

Считает, что поскольку допущенные нарушение порядка проведения процедуры закупки привели к ограничению конкуренции и неэффективному расходованию бюджетных средств, договор может быть признан ничтожным на основании пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представитель ООО «Альфа Спецтехнолоджи» возразил против доводов жалобы, указал, что по состоянию на 20.01.2019 работы выполнены и 31.01.2019 приняты комиссией.

 Дело рассматривается в соответствии со  статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей  иных участников процесса, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.

          Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.04.2018 Прокуратурой Московского района г.Чебоксары автономному учреждению "Чувашский государственный театр оперы и балета" Минкультуры Чувашии вынесено представление об устранении нарушений противопожарного законодательства по результатам проверки со специалистом ОНД соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на объектах сферы обслуживания населения и с массовым пребыванием людей в здании, расположенном по адресу: г.Чебоксары, Московский пр., д.1.

24.04.2018 АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» заключило договор на оказание услуг в области пожарной безопасности.

18.05.2018 Прокуратурой Московского района г.Чебоксары в Московский районный суд г.Чебоксары направлено исковое заявление о понуждении АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в представлении прокуратуры Московского района г.Чебоксары от 10.04.2018 №03- 03-2018.

21.05.2018 АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» заключило договор №04/05/18-РС на оказание сметно-технических услуг.

28.05.2018 АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» заключило договор №005/1 на проведение корректировки локального сметного расчета по текущему ремонту системы автоматической пожарной защиты и пожаротушения в здании на предмет соответствия нормативно-технической документации в области сметного нормирования.

26.06.2018 АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» заключило договор на проверку сметной стоимости объекта – текущий ремонт системы автоматической пожарной защиты и пожаротушения.

22.08.2018 автономным учреждением «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики выдано положительное заключение по проверке сметной стоимости.

Бюджетное финансирование мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в здании театра нашло отражение в Плане финансово - хозяйственной деятельности автономного учреждения от 24.08.2018.

17.09.2018 АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» (заказчик) на официальном сайте http://zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении электронного аукциона № 1015200000418000015 на проведение текущего ремонта системы автоматической пожарной защиты и пожаротушения, системы водяного пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» ИКЗ 182212901728321300100100130014321000.

Протоколом № 12-ЭА рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.10.2018 аукционная комиссия заказчика отказала в допуске истца к участию в вышеуказанном аукционе. Не согласившись с решением аукционной комиссии, истец обжаловал действия заказчика в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.

Решением от 18.10.2018 № 06-04/7479 (мотивированное решение изготовлено 23.10.2018) по делу № 272-К-2018 комиссия УФАС по ЧР признала обоснованной жалобу ООО «Научно-исследовательский центр «Регламент» на действия аукционной комиссии заказчика - АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту системы автоматической пожарной защиты и пожаротушения, системы водяного пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании (извещение № 1015200000418000015); выдала заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:

1.1 отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 08.10.2018, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.10.2018 и разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию об отмене протоколов;

- устранить нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",  допущенного при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту системы автоматической пожарной защиты и пожаротушения, системы водяного пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании АУ "Чувашский государственный театр оперы и балета" Минкультуры Чувашии (извещение № 1015200000418000015) путем внесения в документацию электронного аукциона изменений, предусмотренных мотивировочной частью решения;

- продлить прием заявок на участие в электронном аукционе (извещение № 1015200000418000015) не менее чем на 15 дней со дня размещения на официальном сайте изменений, внесенных в аукционную документацию и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru информацию об отмене протоколов;

- продолжить процедуру проведения электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.

26.10.2018 заказчик отменил оспариваемые протоколы, внес изменения в документацию, срок приема заявок продлил до 12.11.2018 09.00 час. Указанные сведения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

02.11.2018 заказчик на основании своего решения вышеуказанный электронный аукцион отменил.

Частью 6.5 статьи 6 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд АУ "Чувашский государственный театр оперы и балета" Минкультуры Чувашии, утвержденного наблюдательным советом от 04.09.2017 №8, предусмотрено проведение закупки у единственного поставщика для проведения ремонтно-строительных работ.

            02.11.2018 заказчик разместил извещение № 31807105827 о закупке у единственного поставщика, предмет закупки: «Текущий ремонт системы автоматической пожарной защиты и пожаротушения, системы водяного пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета».

В извещении о проведении запроса отражены сведения о начальной (максимальной) цене договора – 6 626 173 руб. 18 коп.

По условиям запроса дата и время начала предоставления ценовой информации (по местному времени) - 31.10.2018 10 час. 40 мин., дата и время окончания предоставления ценовой информации- 01.11.2018, 17 час. 00 мин.

Заявки на участие в закупке направлено тремя лицами:                             ООО «СФИНКС», ИП Ивановой Т.Н., ООО «Альфа Спецтехнолоджи». ООО «Альфа Спецтехнолоджи» предложило наименьшую цену 6 526 000 руб.

02.11.2018 АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета» и ООО «Альфа Спецтехнолоджи» заключили договор №18 на текущий ремонт системы автоматической пожарной защиты и пожаротушения, системы водяного пожаротушения, автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей в здании АУ «Чувашский государственный театр оперы и балета».

06.11.2018 заказчик разместил протокол о закупке у единственного поставщика ООО «Альфа Спецтехнолоджи» на основании пункта 43 части 6.5 статьи 6 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ответчика.

22.01.2019 ООО «Альфа Спецтехнолоджи» представило заказчику акт и справку о стоимости выполненных работ на сумму 6 526 000 руб.

ООО «НИЦ «Регламент», посчитав, что заказчик нарушил требования антимонопольного законодательства и указанные обстоятельства затрагивают интересы истца, как возможного победителя аукциона, обратилось в суд с настоящим иском.

Условиями удовлетворения заявленных в арбитражный суд требований являются наличие и доказательства нарушенного права, законного интереса заявителя, истца (статья 4 АПК РФ).

          В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

 По смыслу названной нормы основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов (конкурса) могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленной законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пунктов 1, 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным названным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в названном Кодексе, а требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

 Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с  пунктом 9 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В силу  подпункта 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (пункт 4 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи).

Истец обратился в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов с целью восстановления этих прав и интересов. Реализация этого права истцом возможна в случае, если оспариваемыми действиями нарушены его права и охраняемые законом интересы и целью предъявленного иска является восстановление этих прав и интересов.

Заказчиком был соблюден принцип открытости и публичности закупки, а также Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АУ "Чувашский государственный театр оперы и балета" Минкультуры Чувашии.

Частью 6.8 статьи 6 Положения  о закупке предусмотрена возможность закупок у единственного поставщика в связи с необходимостью и целесообразностью срочного освоения целевых средств бюджета. Комиссия по осуществлению закупок заказчика рассмотрела соответствующее обоснование потребности в закупке у единственного поставщика (том 1, л.д. 108-109).

Истец не участвовал в запросе цен и не подавал соответствующую заявку.

Таким образом, истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, что общество могло быть признано победителем запроса предложений. Соответственно, интересы ООО «Научно-исследовательский центр «Регламент» предложением о закупке цен не затронуты.

Представленные ответчиком в материалы дела доказательства (предписание прокуратуры, исковое заявление, договоры, акты выполненных работ, положительное заключение экспертизы, ограничение периода времени для освоения бюджетных средств) подтверждают необходимость принятия заказчиком неотложных мер по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в здании театра и выполнение им последовательных действий с момента получения предписания прокуратуры.

          При изложенных обстоятельствах, в рассматриваемой ситуации с учетом представленного ответчиком обоснования потребности в закупке у единственного поставщика суд  не усмотрел оснований для вывода о нарушении заказчиком антимонопольного законодательства размещением извещения о проведении открытого запроса цен в электронной форме.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении заявленных исковых требований о признании недействительными закупки и заключенного по его результатам договора на выполнение работ.

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что  истец не представил доказательств возможности восстановления нарушенных прав путем признания запроса предложений недействительным, тогда как  им должны быть представлены безусловные и неопровержимые доказательства восстановления его прав путем признания недействительным запроса предложений.

Решение вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

 Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                     П О С Т А Н О В И Л:

          решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.02.2019  по делу № А79-13206/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр «Регламент» - без удовлетворения.

          Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                               Т.С. Родина

Судьи                                                                                       Н.А. Назарова

Т.И. Тарасова