Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«06» мая 2019 года Дело № А43-26855/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2019 по делу № А43-26855/2018, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Салют» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области..
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Салют» – ФИО1 по доверенности от 11.01.2019 № 0042 сроком действия до 31.12.2019.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Администрация города Нижнего Новгорода – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Министерство строительства Нижегородской области – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 02.04.2019 (входящий № 01АП-2546/19 от 02.04.2019) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Закрытое акционерное общество «НПП «Гиком» – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерство строительства Нижегородской области (далее - Министерство) 05 марта 2018 года обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) с заявлением №30-4496417 о постановке на кадастровый учет здания, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, Приокский район, ул.Ларина, д.7.
Управлением в регистрации вышеуказанного объекта отказано по причине расхождения сведений в приложенных к заявлению документов, а именно расхождение сведений технического плана с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (уведомление от 15.06.2018 №30-4496417).
Не согласившись с действиями Управления по отказу в постановке на кадастровый учет здания, акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Салют» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 30.01.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что в орган регистрации прав необходимо было представить документы, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления государственного кадастрового учета изменений здания с кадастровым номером 52:18:0080175:20, в том числе разрешение на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, выданное с учетом технического плана, подготовленного кадастровым инженером в связи с изменением сведений об указанном здании (в том числе в связи с увеличением общей площади) вследствие возведения пристроя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законом порядке, не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона №218-ФЗ кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости (основные и дополнительные).
В пункте 1 статьи 19 Федерального закона №218-ФЗ определено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Представление органом, уполномоченным на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в орган государственной регистрации прав разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ является основанием для государственного кадастрового учета созданного объекта капитального строительства без одновременной государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 10, 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст.27 Федерального закона №218-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Обществу на праве общей долевой собственности (доля в праве 18659/19485 от 02.05.2012) принадлежит отдельно стоящее здание - производственный корпус №2, назначение: производственное, 4 этажный, общей площадью 19480,5кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Нижегородская область, Приокский район, ул.Ларина, д.7 (свидетельство о государственной регистрации права 52 АД 324492 от 02.05.2012).
С 2014 по 2017 года в рамках проекта «Техническое перевооружение и реконструкция производства высокочастотной техники ФГУП «НПП «Салют» Обществом на основании разрешения на строительство №RU 52303000-27/1525р произведено строительство пристроя -здания общей площадью 2053,1кв.м., количество этажей 1 -3, строительный объем -14108,5куб.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, Приокский район, ул.Ларина, д.7, к производственному корпусу №2.
Администрацией г.Н.Новгорода 03 марта 2014 года Обществу выдано разрешение №RU 52303000-27/1525р на реконструкцию объекта капитального строительства - отдельностоящего здания -производственный корпус №2 «Техническое перевооружение и реконструкция производства сверхвысокочастотной техники на ФГУП «НПП «Салют» со строительством пристроя.
В соответствии с проектной документацией и названным разрешением на строительство (реконструкцию) Обществом осуществлено строительство пристроя - здания общей площадью 2053,1кв.м, количество этажей 1-3, строительный объем - 14108,5куб.м, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Н.Новгород, Приокский район, ул.Ларина, д.7, к производственному корпусу №2 с воздушным (надземным) переходом .
Министерством 27 февраля 2018 года выдано разрешение на ввод вышеназванного объекта в эксплуатацию №52-RU 523030002005001-27/1525р-2014 (с учетом приказа о внесении изменений от 01.03.2018 №40/од-1).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 19 Федерального закона №218-ФЗ Министерством 05 марта 2018 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области направлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет вышеназванного объекта с приложением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.02.2018 и технического плана здания №1 от 15.02.2018.
Приостанавливая государственный кадастровый учет по данном заявлению, а в последующем отказывая в осуществлении такого государственного кадастрового учета Управление исходило из наличия расхождений в сведениях технического плана и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полагая, что Обществом осуществлена реконструкция производственного корпуса №2, назначение: производственное, общей площадью 19480,5кв.м., а представленный в Управление технический план содержит сведения только о возведенном пристрое.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Между тем, как видно из материалов дела, в рассматриваемом случае, реконструкция производственного корпуса №2, назначение: производственное, общей площадью 19480,5кв.м., не производилась.
Фактически, Обществом на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, утвержденной 27.06.2012 №0463-12/УГЭ-4170, и полученного в установленном порядке разрешения на строительство (реконструкцию) возведен отдельностоящий самостоятельный объект капитального строительства - пристрой, с характеристиками (общая площадь, этажность, строительный объем), указанными в разрешении на строительство №RU 52303000-27/1525р.
Представленными в материалы дела документами, в том числе проектной документацией, положительным заключением, подтверждается, что здание пристроя является обособленным объектом, расположенным в 7,5 метрах от существующего производственного корпуса №2, имеющим самостоятельный фундамент, коммуникации и связан со зданием производственного корпуса №2 только надземным (воздушным) переходом в осях 2-2/1, В-Г на отметке 7,200.
Так, проектная документация «Техническое перевооружение и реконструкция производства сверхвысокочастотной техники» прошла государственную экспертизу в ГАУ НО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», соответствует требованиям технических регламентов и нормативных документов и рекомендовалась к утверждению со следующими технико-экономическими показателями: этажность пристроя - 1-3, площадь застройки 1731,6кв.м., общая площадь пристроя 2000кв.м., строительный объем - 14 108,5куб.м.
Именно данные характеристики содержатся в выданных Обществу разрешении на строительство и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию и относятся исключительно к вновь возведенному зданию пристроя.
Исходя из положительного заключения государственной экспертизы проектной документации №0463-12/УГЭ-4170 проектной документацией предусмотрено техническое перевооружение производства предприятия за счет строительства пристроя к производственному корпусу №2 и перепланировки участка на 3-м этаже корпуса №2. Проектируемый пристрой соединяется с существующим зданием переходом в осях 2-2/1, В-Г на отметке 7,200.
Согласно письму Управления государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 12.12.2013 №760 положительное заключение государственной экспертизы выдано в связи с тем, что была рассмотрена проектная документация только по пристрою к существующему производственному корпусу №2 и перепланировке участка измерительного оборудования на 3 этаже в корпусе №2. В связи с чем, внесение изменений в технико-экономические показатели (с указанием показателей по всему существующему корпусу №2 с учетом пристроя) не возможно.
Как следует из проектной документации реконструкции и перевооружению подлежит Производственный корпус №2 (по генплану). Реконструкции и техническому перевооружению в корпусе №2 подлежит участок измерительного оборудования на 3 этаже в осях 23 -25, В-Г.
Проектируется расширение здания за счет строительства новой части корпуса, соединенного переходом с существующим зданием в осях 2-2/1, В-Г на отметке 7,200. Строительство пристройки к производственному корпусу производится на расстоянии 7,5м. от существующего корпуса. Расширяемая часть корпуса 2 представляет собой протяженное в плане здание размерами 12,9х133,1м.
Таким образом, Проектом не предусматриваются мероприятия по реконструкции производственного корпуса №2, вызывающие замену основных строительных конструкций или изменение их прочностных характеристик, изменение параметров (высоты, количества этажей, площади, объема).
Материалами дела (в частности кадастровыми паспортами на земельные участки, договором аренды земельного участка №1057/18 от 27 марта 2017 года, проектной документацией, фотоматериалами) подтверждается, что существующее здание производственного корпуса №2 и вновь построенное здание пристроя расположены на разных земельных участках (земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080175:13, находящийся в федеральной собственности и предоставленный Обществу в аренду, и земельный участок с кадастровым номером 52:18:0080175:14, находящийся в собственности Общества) на расстоянии 7,5 метров друг от друга, не имеют общих стен, фундамента, инженерных коммуникаций, и, как указано выше, соединяются лишь надземным переходом.
Кроме того, второй собственник здания производственного корпуса №2 (ЗАО НПП «Гиком»), указывает, что не возражало против возведения к указанному зданию пристроя; фактически пристрой возведен на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Обществу, технически с производственным корпусом №2 не связан и, соответственно, возведение спорного объекта и постановка его на кадастровый учет не затрагивает интересов ЗАО НПП «Гиком».
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается, что спорный объект недвижимости (пристрой) является индивидуально-определенным строением, построенным в соответствии с проектной документацией и разрешением на строительство, содержащим характеристики (общая площадь, этажность, строительный объем) именно вновь возведенного объекта (пристроя), а не характеристики существующего здания производственного корпуса №2, которым данное здание должно было бы отвечать в случае его реконструкции.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию также содержит характеристики в отношении отдельно построенного объекта капитального строительства - пристроя.
Технический план здания, представленный Министерством в Управление вместе с соответствующим заявлением и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, содержит сведения о вновь построенном объекте недвижимости - пристрое, соответствующие данным, отраженным в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 27.02.2018.
Указание в разрешении на строительство и техническом плане в качестве наименования реконструируемого объекта «Отдельностоящее здание - производственный корпус №2 «Техническое перевооружение и реконструкция производства сверхвысокочастотной техники на ФГУП «НПП «Салют» со строительством пристроя, учитывая содержащиеся как в разрешении на строительство, так и в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, техническом плане, а также в проектной документации определенные характеристики вновь возводимого объекта недвижимости, соответствующие характеристикам фактически построенного объекта, не свидетельствует о том, что Обществом осуществлена реконструкция непосредственно здания производственного корпуса №2.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области законных оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета построенного Обществом в рамках технического перевооружения и реконструкции своего производства здания (пристроя).
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2019 по делу № А43-26855/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина