ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-271/2022 от 08.02.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

«15» февраля 2022 года                                                 Дело № А43-29880/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2022.

Полный текст постановления изготовлен  15.02.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2021 по делу № А43-29880/2021,

принятое по заявлению открытого акционерного общества «Пензкомпрессормаш» (ИНН 5835000698, ОГРН 1025801203537) о  признании  недействительными предписаний Банка России от 11.06.2021 № Т4-35-2-4/13411, от 15.09.2021 № Т4-35-2-4/21385.

В судебном заседании приняли участие представители:

Центрального Банка Российской Федерации – Никонорова Н.В. по доверенности от 07.04.2021 сроком действия до 09.03.2026;

открытого акционерного общества «Пензкомпрессормаш» – Морозов Д.Ю. по доверенности от 18.02.2019 сроком действия 5 лет.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Волго-Вятским главным управлением Центрального Банка Российской Федерации (далее – Банк) осуществлен контроль за соблюдением открытым акционерным обществом «Пензкомпрессормаш» (далее – Общество) требований пункта 2 статьи 87.1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ) в части организации системы внутреннего аудита.

На основании представленных Обществом документов и в результате анализа раскрытой Обществом в ленте новостей и на странице в сети Интернет информации установлено, что на заседании наблюдательного совета Общества 16.04.2021 в числе прочего принято решение об утверждении положения о внутреннем аудите Общества (протокол от 16.04.2021).

Банк посчитал, что в нарушение пунктов 12.7.2, 15.1, 15.4 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение № 454-П) Обществом не раскрыто сообщение о проведении 16.04.2021 заседания наблюдательного совета Общества и его повестке дня, а также в сообщении о существенном факте о решениях совета директоров (наблюдательного совета) не указан кворум заседания наблюдательного совета Общества, состоявшегося 16.04.2021.

По данным фактам Банком в адрес Общества направлено письмо о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации от 28.04.2021 № Т4-35-2-4/9691.

В ответ на вышеуказанное письмо Общество сообщило об отсутствии, по его мнению, нарушений при раскрытии информации.

Усмотрев в действиях Общества нарушения требований пунктов 12.7.2, 15.1, 15.4 Положения № 454-П, 11.06.2021 Банк выдал Обществу предписание № Т4-35-2-4/13411, которым возложил на Общество обязанность не позднее 15 рабочих дней с даты получения настоящего предписания:

1. устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, указанные в устанавливающей части настоящего предписания;

2. представить в Банк отчет об исполнении настоящего предписания с приложением копий подтверждающих документов;

3. принять меры, направленные на недопущение нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в устанавливающей части настоящего предписания, в дальнейшей деятельности общества.

По результатам рассмотрения обращения Общества о продлении срока исполнения предписания от 26.07.2021 № Т4-35-2-4/17138 Банк России 15.09.2021 выдал Обществу предписание № Т4-35-2-4/21385, содержащее аналогичные требования.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписаний Банка от 11.06.2021 № Т4-35-2-4/13411, от 15.09.2021 № Т4-35-2-4/21385.

Решением от 02.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное Обществом требование и признал недействительными предписания Банка от 11.06.2021 № Т4-35-2-4/13411 и от 15.09.2021 № Т4-35-2-4/21385 в части возложения на Общество обязанности по устранению нарушения пункта 15.4 Положение № 454-П. В остальной части в удовлетворении требований Обществу отказано.

Банк обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что сообщение о существенном факте содержит прямое указание на результаты голосования по вопросу принятия решения советом директоров Общества – большинством принимающих участие в заседании. Информация о кворуме для проведения заседания совета директоров в отсутствие сведений о количестве лиц, избранных в совет директоров Общества, в сообщении не содержится.

Банк отмечает, чтоПоложение № 454-П не предполагает установления части информации, раскрываемой в форме сообщения о существенном факте, путем исследования документов Общества и сопоставления сведений, содержащихся в сообщении, с другой информацией эмитента.

Банк считает ошибочным вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых предписаний Банка в части возложения на Общество обязанности по устранению нарушения пункта 15.4 Положения № 454-П законодательству.

Представитель Банка в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ) публичное Общество обязано раскрывать в том числе годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность; проспект ценных бумаг в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 208-ФЗ, и иные сведения, определяемые Банком.

На основании статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 39-ФЗ в случае регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг) эмитент обязан осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг, в том числе в форме сообщений о существенных фактах.

В силу пункта 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом (пункт 6 статьи 97 ГК РФ).

На момент возникновения спорных правоотношений состав, порядок и сроки раскрытия информации регулировались № 454-П.

В соответствии с абзацем 4 пункта 10.1 и пунктом 12.2 Положения № 454-П эмитенты, являющиеся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц, обязаны раскрывать, помимо прочего, информацию в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с требованиями раздела V Положения о раскрытии.

Как установлено судом первой инстанции, Общество создано в соответствии с планом приватизации завода «Пензкомпрессормаш», утвержденным решением комитета по управлению государственным имуществом Пензенской области от 18.09.1992 (далее - План приватизации). Согласно пункту 14 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721, План приватизации на дату его утверждения являлся проспектом эмиссии ценных бумаг и предусматривал возможность отчуждения акций Общества неограниченному кругу лиц, в том числе на аукционе, конкурсе, инвестиционных торгах.

Согласно отчету об итогах выпуска ценных бумаг Общества, зарегистрированному Самарским региональным отделением ФКЦБ России 23.02.2000, 98 062 обыкновенных именных бездокументарных акций Общества были размещены неограниченному кругу лиц, в том числе 25 878 - на специализированном чековом аукционе, 570 - на чековом аукционе, 12 743 - на аукционе, 32 408 - на конкурсе, 26 463 - путем свободной продажи (л.д.105-107).

В настоящее время в обращении находятся 425 173 обыкновенных именных бездокументарных акций Общества номинальной стоимостью 0,5 рублей каждая и 40 859 привилегированных именных бездокументарных акций Общества номинальной стоимостью 0,5 рублей каждая, размещенных, в том числе в процессе приватизации.

При этом согласно пунктам 9.1, 9.2 Устава Общество вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных комиссионных ценных бумаг посредством подписки и конвертации, вправе проводить открытую и закрытую подписку.

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку Общество является публичным, на него  возложена обязанность по раскрытию информации, определенной Положением № 454-П, в том числе в форме сообщений о существенных фактах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87.1 Федерального закона № 208-ФЗ в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль.

Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками и внутреннего контроля.

Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит. Совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества утверждает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации и осуществления внутреннего аудита (пункт 2 статьи 87.1 Федерального закона № 208-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона № 208-ФЗ заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества созывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества по его собственной инициативе, по требованию члена совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии общества, должностного лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита (руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита), или аудитора общества, исполнительного органа общества, а также иных лиц, определенных уставом общества. Порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или внутренним документом общества. Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрена возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования письменного мнения члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, отсутствующего на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества, по вопросам повестки дня, а также возможность принятия решений советом директоров (наблюдательным советом) общества заочным голосованием.

Кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества, но не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. В случае, когда количество членов совета директоров (наблюдательного совета) общества становится менее количества, составляющего указанный кворум, совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Оставшиеся члены совета директоров (наблюдательного совета) общества вправе принимать решение только о созыве такого внеочередного общего собрания акционеров (пункт 2 статьи 68 Федерального закона № 208-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 68 Федерального закона № 208-ФЗ решения на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества принимаются большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, если настоящим Федеральным законом, уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, не предусмотрено большее число голосов для принятия соответствующих решений.

Требования к раскрытию информации в форме сообщения о существенном факте установлены разделом V Положения № 454-П.

В соответствии с пунктами 12.7.1, 12.7.2 Положения № 454-П в форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию следующие сведения:

- о созыве и проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента.

- о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о следующих принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях, в том числе, об утверждении внутренних документов эмитента

Согласно пункту 15.1 Положения № 454-П в форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о следующих принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях, в том числе, об утверждении внутренних документов эмитента

В силу пункта 15.2 Положения № 454-П в сообщении о существенном факте о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня указываются:

- дата принятия председателем совета директоров (наблюдательного совета) эмитента решения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента или дата принятия иного решения, которое в соответствии с уставом эмитента, его внутренними документами или обычаями делового оборота является основанием для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента;

- дата проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента;

- повестка дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента.

В случае если повестка дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента содержит вопросы, связанные с осуществлением прав по определенным ценным бумагам эмитента, указываются идентификационные признаки таких ценных бумаг.

Моментом наступления существенного факта о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня является дата принятия председателем совета директоров (наблюдательного совета) эмитента решения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента или дата принятия иного решения, которое в соответствии с уставом эмитента, его внутренними документами или обычаями делового оборота является основанием для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента (пункт 15.3 Положения № 454-П).

В силу пункта 15.4 Положения № 454-П в сообщении о существенном факте об отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента, указываются:

- кворум заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и результаты голосования по вопросам о принятии решений, предусмотренных пунктом 15.1 Положения № 454-П;

- содержание решений, предусмотренных пунктом 15.1 Положения № 454-П, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента;

- дата проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, на котором приняты соответствующие решения;

- дата составления и номер протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, на котором приняты соответствующие решения.

В случае если повестка дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента содержит вопросы, связанные с осуществлением прав по определенным ценным бумагам эмитента, указываются идентификационные признаки таких ценных бумаг.

Пунктом 12.6 Положения № 454-П предусмотрено, что по каждому существенному факту составляется отдельное сообщение. В случае если наступление одного и того же события или совершение одного и того же действия в соответствии с Положением № 454-П требует его раскрытия в форме нескольких сообщений о существенных фактах, на такие существенные факты может быть составлено одно сообщение с указанием всех наименований существенных фактов, сведения о которых включаются в такое сообщение.

Текст сообщения о существенном факте должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет (пункт 13.2 Положения № 454-П).

Таким образом, факт проведения заседания совета директоров и его повестке дня, а также факт принятия советом директоров определенных Положением № 454-П решений, исходя из содержания пунктов 12.7.2, 15.1, 15.2, 15.4 Положения № 454-П, являются отдельными существенными фактами, информация о которых подлежит самостоятельному раскрытию.

Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, 16.04.2021 состоялось заседание наблюдательного совета Общества (протокол от 16.04.2021).

В числе прочего наблюдательным советом Общества принято решение об утверждении Положения о внутреннем аудите Общества.

В ленте новостей и странице в сети Интернет 19.04.2021 опубликовано сообщение о существенном факте: о проведенном 16.04.2021 заседании наблюдательного совета и о решениях, принятых наблюдательным советом Общества на заседании 16.04.2021.

Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что вышеуказанное сообщение не является сообщением о проведении заседания наблюдательного совета Общества, состоявшегося 16.04.2021.

Соответствующее требованиям пункта 15.2 Положения № 454 сообщение о проведении заседания наблюдательного совета Общества, состоявшегося 16.04.2021, в ленте новостей и странице в сети Интернет Обществом не опубликовано. Сообщение о проведении заседания наблюдательного совета Общества подлежало публикации отдельным сообщением.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии у Банка законных оснований для выдачи оспоренных предписаний в части возложения на Общество обязанности по устранению нарушения пунктов 12.7.2, 15. 2 Положения № 454-П.

В данной части законность выводов суда первой инстанции не обжалуется лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктами 14.14, 14.15, 14.17 Устава Общества, утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров от 08.07.2010, заседание наблюдательного совета Общества созывается председателем наблюдательного совета общества по его собственной инициативе, по требованию члена наблюдательного совета, ревизионной комиссии общества или аудитора общества, генерального директора общества.

При определении наличия кворума и результатов голосования по вопросам повестки дня учитывается письменное мнение члена наблюдательного совета общества, отсутствующего на заседании наблюдательного совета, в порядке, предусмотренном Положением о наблюдательном совете общества.

Кворумом для проведения заседания наблюдательного совета является присутствие и (или) наличие письменного мнения не менее половины от числа избранных членов наблюдательного совета общества.

В ленте новостей и на странице в сети Интернет Общество отразило, что «согласно протоколу заседания наблюдательного совета Общества от 16.04.2021, проведенному 16.04.2021, были приняты решения по повестке дня. Итоги голосования по данным формулировкам решений:  

«за» проголосовали:

1.Иванова Наталья Николаевна

2.Ген Лариса Юрьевна

3.Шилин Алексей Иванович

4.Соколова Людмила Анатольевна

5.Нырков Евгений Прокофьевич

6.Третьяков Денис Геннадьевич

7.Прохоров Александр Викторович

(большинство голосов членов наблюдательного совета Общества, принимающих участие в заседании (100%)).

          Против: нет

          Воздержались: нет».

Вопреки позиции заявителя апелляционной жалобы, из буквального прочтения вышеизложенного сообщения усматривается, что Обществом раскрыта информация о наличии кворума на заседании 16.04.2021 для принятия решений.

Из формулировки «большинство голосов членов наблюдательного совета Общества, принимающих участие в заседании (100%)» с очевидностью следует, что в заседании принимало 100% членов наблюдательного совета Общества.

Данной формулировки достаточно для раскрытия информации о наличии кворума заседания наблюдательного совета Общества.

Для восприятия этой информации не требуется её сопоставления с иными документами, включая Устав Общества.

В этой связи Обществом не допущено нарушение требований  пункта 15.4 Положения № 454.

Установленные судом первой инстанции по делу обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о несоответствии действующему законодательству оспоренных предписаний в части возложения на Общество  обязанности по устранению нарушения пункта 15.4 Положения № 454, а также нарушении прав и законных интересов Общества.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Банка по приведенным в ней доводам.

  Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

  Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Банк от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2021 по делу № А43-29880/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                     А.М. Гущина

Судьи                                                                                  М.Б. Белышкова

                                                                                             М.Н. Кастальская