ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2739/2022 от 23.05.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«27» мая 2022 года                                                           Дело № А11-11416/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2022 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владимирской таможни на решение Арбитражного суда Владимирской области от 18 февраля 2022 года по делу А11-11416/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УМЗ ФИО1" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными решений Владимирской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/161118/0166743, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/191118/0167765, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/071118/0161723, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/051118/0160191, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/051118/0160128, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/011118/0158401, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/231018/0153324, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/111019/0153688, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/030219/0012281, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/071118/0162099, от 04.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/060618/0077383, от 04.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/050618/0076437, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/280618/0089505, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/090618/0078758, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/150718/0097745, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/120618/0079552, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110618/0079122, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110618/0079087, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/020718/0090497, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/020718/0090495, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/120819/0119887, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/090819/0118108, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/050819/0115047, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110219/0016251, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/080219/0015186, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/030219/0012290, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/010219/0011704, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/240219/0023125, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/240219/0023201, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/180219/0019888 (с учетом объединения дел №№ А11-11416/2021, А11-11408/2021, А11-11414/2021 в одно производство для их совместного рассмотрения)

при участии:

от заявителя – ФИО2 на основании доверенности от 21.01.2022 №04-01/22 сроком действия 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 08.06.2006 № ВСА 0110431;

от ответчика  – ФИО3 по доверенности от 29.12.2021 № 05-54/131 сроком до 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 11.07.1997 № МО 041124; ФИО4 по доверенности от 10.01.2022 сроком до 31.12.2022 (специалист)

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "УМЗ ФИО1" (далее – заявитель, ООО "УМЗ ФИО1") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными решений Владимирской таможни (далее – ответчик, таможенный орган) от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/161118/0166743, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/191118/0167765, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/071118/0161723, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/051118/0160191, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/051118/0160128, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/011118/0158401, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/231018/0153324, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/111019/0153688, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/030219/0012281, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/071118/0162099, от 04.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/060618/0077383, от 04.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/050618/0076437, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/280618/0089505, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/090618/0078758, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/150718/0097745, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/120618/0079552, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110618/0079122, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110618/0079087, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/020718/0090497, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/020718/0090495, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/120819/0119887, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/090819/0118108, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/050819/0115047, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110219/0016251, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные  в ДТ № 10113110/080219/0015186, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/030219/0012290, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/010219/0011704, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/240219/0023125, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/240219/0023201, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/180219/0019888 (с учетом объединения дел №№ А11-11416/2021, А11-11408/2021, А11-11414/2021 в одно производство для их совместного рассмотрения)

Решением Арбитражного суда Владимирской области  от 18 февраля 2022 года требования, заявленные ООО "УМЗ ФИО1" удовлетворены. Решения Владимирской таможни от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/161118/0166743, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные  в ДТ № 10113110/191118/0167765, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/071118/0161723, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/051118/0160191, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/051118/0160128, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/011118/0158401, от 10.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/231018/0153324, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/111019/0153688, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/030219/0012281, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/071118/0162099, от 04.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/060618/0077383, от 04.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/050618/0076437, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/280618/0089505, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/090618/0078758, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/150718/0097745, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/120618/0079552, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110618/0079122, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110618/0079087, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/020718/0090497, от 07.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/020718/0090495, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/120819/0119887, 26 от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/090819/0118108, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/050819/0115047, от 11.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/110219/0016251, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/080219/0015186, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/030219/0012290, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/010219/0011704, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/240219/0023125, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/240219/0023201, от 15.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10113110/180219/0019888, признаны незаконными. С Владимирской таможни  в пользу ООО "УМЗ ФИО1" взысканы  расходы по оплате государственной пошлины в сумме 90 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Владимирская таможня  обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.02.2022 по делу А11-11416/2021 отменить; решения  таможни,  вынесенные  по  30   ДТ,  признать  законными  и обоснованными.

Владимирская таможня считает, что решение суда является незаконным и подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в данном судебном решении, обстоятельствам дела, поскольку в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ООО "УМЗ ФИО1" при таможенном декларировании товаров заявило сведения о дополнительных начислениях к цене товара, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, на основании произвольной, документально неподтвержденной информации. По мнению таможенного органа, разделение транспортных расходов должно производиться лицом, непосредственно осуществляющим перевозку. Экспедитор не оказывает транспортные услуги, в связи с чем вознаграждение за оказанные транспортно-экспедиционные услуги не являются стоимостью перевозки. Как указал ответчик, в представленных перевозчиками договорах-заказах, счетах и актах указана сумма за транспортные услуги без разбивки до границы ЕАЭС и на территории ЕАЭС, что свидетельствует о том, что представленные ООО "УМЗ ФИО1" счета на транспортные услуги, выставленные компании "DFDS LOGISTICS KARLSIIAMN АВ", содержат недостоверные сведения.

От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "УМЗ ФИО1" просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил  решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов  дела, в течение 2018, 2019 годов ООО «УМЗ ФИО1» на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) Смоленской таможни производило таможенное оформление товаров «Пластиковые пакеты марки «ECOLEAN», поступивших на территорию РФ на основании внешнеторгового контракта №EKL-2017 от 01.08.017 года, заключенного между ООО «УМЗ ФИО1» (РФ) и «Есо1еап АВ» (Швеция).

Таможенная стоимость товаров определена и заявлена ООО "УМЗ ФИО1" по первому методу определения таможенной стоимости, то есть по цене сделки с ввозимыми товарами, на условиях поставки FCA-Хельсинборг.

Одновременно с подачей деклараций в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товаров ООО "УМЗ ФИО1" таможенному органу представлены следующие документы (формализованный вид) согласно гр.44 рассматриваемых ДТ: внешнеторговый контракт № EKL-2017/03 от 01.08.2017; CMR-накладные; книжки МДП, транзитные декларации; инвойсы на поставки; договор о  сотрудничестве № RU_ECOLEAN от 14.05.2009, заключенный с компанией "DFDS LOGISTICS KARLSHAMN АВ" (Швеция); договор транспортной экспедиции от 01.03.2019, заключенный с компанией "NTG East АВ" (Швеция) (по ДТ №10113110/111019/0153688); счета-фактуры на перевозку; лицензионный договор с Ecolean АВ от 03.04.2007, а также расчеты лицензионных платежей, подлежащих включению в таможенную стоимость по каждой ДТ; упаковочные листы; иные документы, необходимые для таможенного оформления.

В декларациях таможенной стоимости по форме ДТС-1 к ДТ при расчете таможенной стоимости ООО "УМЗ ФИО1" заявлены дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары на условиях поставки FCA-Хельсинборг, а именно: - лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности в размере, указанном в расчете к каждой ДТ; - расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС на основании счетов-фактур на перевозку, выставленных компанией "DFDS LOGISTICS KARLSHAMN АВ" (Швеция) на основании договора о сотрудничестве № RU_ECOLEAN от 14.05.2009, а также компанией "NTG East АВ" (Швеция) на основании договора транспортной экспедиции от 01.03.2019.

Заявленная ООО "УМЗ ФИО1" таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ №№ 10113110/161118/0166743, 10113110/191118/0167765, 10113110/071118/0161723, 10113110/051118/0160191, 10113110/051118/0160128, 10113110/011118/0158401, 10113110/231018/0153324, 10113110/030219/0012281, 10113110/071118/0162099, 10113110/111019/0153688, 10113110/161118/0166743, 10113110/191118/0167765, 10113110/071118/0161723, 10113110/051118/0160191, 10113110/051118/0160128, 10113110/011118/0158401, 10113110/231018/0153324, 10113110/030219/0012281, 10113110/071118/0162099, 10113110/111019/0153688, 10113110/120819/0119887, 10113110/090819/0118108, 10113110/050819/0115047, 10113110/110219/0016251, 10113110/080219/0015186, 10113110/030219/0012290, 10113110/010219/0011704, 10113110/240219/0023125, 10113110/240219/0023201, 10113110/180219/0019888 принята таможенным органом.

Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

После выпуска товаров в соответствии с положениями статей 331, 332 ТК ЕАЭС Владимирской таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО "УМЗ ФИО1" по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ, результаты которой отражены в акте камеральной таможенной проверки от 13.04.2021 № 10103000/210/130421/А000058.

На основании Акта от 13.04.2021 №10103000/210/130421/А000058 Владимирской таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ООО "УМЗ ФИО1" в ДТ №№ 10113110/161118/0166743, 10113110/191118/0167765, 10113110/071118/0161723, 10113110/051118/0160191, 10113110/231018/0153324, 10113110/111019/0153688, 10113110/280618/0089505, 10113110/120618/0079552, 10113110/020718/0090497, 10113110/090819/0118108, 10113110/080219/0015186, 10113110/051118/0160128, 10113110/030219/0012281, 10113110/060618/0077383, 10113110/090618/0078758, 10113110/110618/0079122, 10113110/020718/0090495, 10113110/050819/0115047, 10113110/030219/0012290, 10113110/011118/0158401, 10113110/071118/0162099, 10113110/050618/0076437, 10113110/150718/0097745, 10113110/110618/0079087, 10113110/120819/0119887, 10113110/110219/0016251, 10113110/010219/0011704, 10113110/240219/0023125, 10113110/240219/0023201, 10113110/180219/0019888, поскольку в ходе  проведенной камеральной таможенной проверки установлено, что декларант при таможенном декларировании товаров по вышеуказанным ДТ заявил недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, а именно недостоверные сведения о дополнительных начислениях к цене товаров, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС (сведения о расходах на перевозку (транспортировку)).

Не согласившись с решениями Владимирской таможни, ООО "УМЗ ФИО1" обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлениями.

В обоснование заявленного требования ООО "УМЗ ФИО1" сообщило, что  при декларировании товара ООО "УМЗ ФИО1" представлены все необходимые документы, в том числе счета-фактуры, выставленные компаниями-экспедиторами, которые содержат информацию о стоимости транспортировки товаров, как до границы, так и по территории ЕАЭС. Сведения о величине транспортных расходов, подлежащих включению в таможенную стоимость товаров на условиях FCA, являются документально подтвержденными.

Признавая решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные признаки недостоверного заявления таможенной стоимости не нашли свое документальное подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, поскольку сведения о величине транспортных расходов, подлежащих включению в таможенную стоимость товаров на условиях FCA, являются документально подтвержденными.

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 1 января 2018 года, таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с Договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 444 "Общие переходные положения" ТК ЕАЭС применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.

На момент регистрации спорных декларацийТК ЕАЭС уже вступил в силу, поэтому применению подлежали нормы ТК ЕАЭС.

Правила определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, установлены главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) и правовыми актами Евразийской экономической комиссии, принятыми в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Кодекса для обеспечения единообразного применения положений данной главы. Упомянутые правила в силу пункта 12 статьи 38 Кодекса применяются с учетом принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994.

Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ТК ЕАЭС и основанная на статье VII ГАТТ 1994 года, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом основой для оценки товаров в таможенных целях должна быть в максимально возможной степени цена сделки оцениваемых товаров (пункт 10 Постановления ВС РФ N 49).

С учетом этих положений статья 39 ТК ЕАЭС устанавливает, что таможенной стоимостью ввозимых товаров по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза - общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункты 1 и 3).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляется ряд дополнительных начислений, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что эти расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.

Из анализа приведенных положений таможенного законодательства в их нормативном единстве следует, что расходы на перевозку (транспортировку) имеют экономическую ценность, в связи с чем влияют на действительную стоимость перевозимых товаров и, соответственно, подлежат учету при их таможенной оценке как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении первым методом (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Расходы на перевозку товара вне таможенной территории Союза дополняют стоимость сделки, если они не включены в цену товара. Расходы на перевозку по таможенной территории Союза уменьшают стоимость сделки, если они входят в цену товара.

Такое регулирование введено в целях обеспечения общей применимости процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров к разным условиям поставки в соответствии с пунктом 11 статьи 38 ТК ЕАЭС и предполагает, что таможенная стоимость определяется применительно к месту прибытия товаров на таможенную территорию, вне зависимости от распределения обязанностей по перевозке (транспортировке) товаров между сторонами конкретного внешнеторгового контракта.

В связи с этим понятие "расходы на перевозку (транспортировку)" имеет автономное значение для целей главы 5 "Таможенная стоимость товаров" ТК ЕАЭС и охватывает затраты, отвечающие критерию связи с перемещением товаров. Тип гражданско-правового договора, в рамках исполнения которого понесены затраты (договоры перевозки, транспортной экспедиции, договор агентирования или комиссии и др.), число привлеченных к перемещению товаров субъектов (перевозчики, экспедиторы, агенты и т.п.) и иные подобные обстоятельства юридического значения для целей таможенной оценки не имеют.

Выделение "расходов на перевозку (транспортировку)" из "цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар", по смыслу положений пункта 3 статьи 39 и подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца), покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) товара, а также характера и размера упомянутых расходов.

Таможенное законодательство не содержит заранее установленного (ограниченного) перечня документов, которые представляются при декларировании для целей подтверждения соблюдения условий подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.

Исходя из пункта 1 статьи 38 ТК ЕАЭС и преамбулы Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой - от декларанта допустимо требовать предоставление документов, которые доступны для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 Постановления ВС РФ N 49).

Представляемые документы должны отвечать требованиям, установленным пунктами 9 - 10, 13 статьи 38 ТК ЕАЭС, то есть исключать риски произвольного определения таможенной стоимости, выступая источником достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, позволяя таможенному органу убеждаться в ее соответствии действительности.

В частности, в тех случаях, когда для организации перевозки привлекался экспедитор, необходимо учитывать, что в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. В таких случаях представляемые декларантом документы должны позволять установить состав и размер затрат на оплату соответствующих услуг экспедитора, относимость этих затрат к перевозке задекларированного товара (например, если характер конкретных услуг и их стоимость отдельно указаны в счете экспедитора). Однако цена оказываемых экспедитором услуг может быть выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку грузов, если обязательство экспедитора состоит в обеспечении сохранной доставки груза.

Изложенное согласуется с разъяснениями, данными в пунктах 25 - 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции".

Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121.

В свою очередь, если товар фактически поставлен на территорию Союза, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 ТК ЕАЭС в такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов).

Иной подход по существу приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пунктам 9 и 11 статьи 38 Кодекса.

На основании абзаца 2 пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС при невозможности определения таможенной стоимости с использованием первого метода, таможенная стоимость подлежит определению с использованием иных методов.

В частности на основании пункта 2 статьи 45 Кодекса таможенная стоимость может определяться резервным способом - путем вычета из контрактной цены товаров расчетной величины расходов на перевозку (транспортировку) исходя из имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений о тарифах на перевозку.

В соответствии с пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, — утратил силу с 01.07.2019 в связи с изданием Решения от 16.10.2018 № 160), в графе 17 ДТС-1 указывается величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров до аэропорта, порта или иного места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, если в соответствии с установленными внешнеторговым договором условиями поставки перевозка (транспортировка) товара до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Если перевозка (транспортировка) осуществляется различными видами транспорта (мультимодальная перевозка), то учитываются суммарные расходы на перевозку (транспортировку) всеми видами транспорта, исходя из действующих на момент перевозки (транспортировки) товаров тарифов. Если перевозка (транспортировка) осуществлялась безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя, в настоящей графе приводится величина, рассчитанная на основании тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта, действующих в период перевозки (транспортировки) товаров или в соответствующий период времени (сезонность перевозки). В том случае, если у декларанта отсутствуют данные о тарифах на перевозку данным видом транспорта, то для расчетов транспортных расходов используются данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат. Если ДТС-1 заполняется на товары нескольких наименований, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу брутто. В графе 17 указывается место (географический пункт) прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС либо место назначения товара на таможенной территории ЕАЭС, расходы до которого в соответствии с условиями поставки оплачиваются покупателем отдельно и должны быть включены в таможенную стоимость. Если понесенные покупателем расходы по перевозке (транспортировке) от места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до места назначения на таможенной территории ЕАЭС не могут быть подтверждены документально, то в графе 17 указывается место назначения на таможенной территории ЕАЭС. Если разделение расходов по перевозке (транспортировке) от места отправления до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС и от места прибытия до места назначения может быть документально подтверждено, то в графе 17 указывается место прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС. В графе 17 указываются также понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.

Согласно п. 17 Порядка заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 160 (далее - Решение от 16.10.2018 № 160), в графе 17 указывается величина расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС или до иного места, определенного Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссией). В наименовании графы 17 указывается место прибытия ввозимых товаров на таможенную территорию ЕАЭС или иное место, определенное Комиссией, расходы на перевозку (транспортировку) до которого добавляются к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, а если разделение расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС или до иного места, определенного Комиссией, и от места прибытия или от иного места, определенного Комиссией, не подтверждено документально, - место назначения ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС.

Согласно пункту 17 Порядка заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденного Решением от 16.10.2018 № 160, в графе 18 указывается величина расходов на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС или до иного места, определенного Комиссией.

Согласно ч. 1, 3 ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся: документы, подтверждающие совершение сделки с товарами; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.

Согласно правилам «Инкотермс-2010» по условиям поставки FCA («Free Carrier» named place переводится дословно как «свободный перевозчик» или «Франко перевозчик») продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Франко - непосредственно место, в которое доставляется товар. Продавец обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется все таможенные формальности, необходимые для экспорта товара; на Покупателе лежит обязанность за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для импорта товара, а также для его транзитной перевозки через третьи страны. По условиям поставки FCA Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от названного места, за исключением случая, когда договор перевозки заключен продавцом. В заявляемую таможенную стоимость при условиях поставки FCA помимо цены товаров подлежат включению транспортные расходы по их перевозке (транспортировке) от названного места загрузки до места их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.

В рассматриваемом случае судом установлено, что согласно FCA расходы по доставке груза от места, обозначенного в условиях поставки (г. Хельсинборг (Швеция) до пункта назначения на территории РФ (г. Дубна (Московская область, Россия)  несет покупатель товара - ООО "УМЗ ФИО1" на основании договора о сотрудничестве от 14.05.2009 № RU_ECOLEAN, заключенного с компанией АВ Karlshamns Expressbyra (экспедитор).

В подтверждение заявленных сведений о понесенных транспортных расходах, в том числе, подлежащих включению в таможенную стоимость товаров, ООО "УМЗ ФИО1" представлен договор о сотрудничестве от 14.05.2009 № RU_ECOLEAN, заключенный между ООО "УМЗ ФИО1" и компанией АВ Karlshamns Expressbyra (экспедитор), который определяет условия и принципы взаимодействия при осуществлении транспортно-экспедиторских услуг, предоставляемых экспедитором компании.

С 25.02.2014 компания АВ Karlshamns Expressbyra переименована в "DFDS LOGISTICS KARLSHAMN АВ" без изменения условий договора.

Правила расчета и условия оплаты услуг, оказанных экспедитором, изложены в Приложении № 1 к договору.

Сумма вознаграждения за услуги, выплачиваемая экспедитору, основана на тарифах за оказание транспортно-экспедиторских услуг, приведенных в прайс-листах  и действующих предложениях экспедитора (пункт 2 параграфа 4 договора от 14.05.2009).

Принципы расчета стоимости транспортных услуг и суммы дополнительных расходов, уплачиваемых компанией, приведены в Приложениях № 2 и № 3 к договору.

Приложением № 2 стороны согласовали следующие транспортные грузовые тарифы: г. Хельсинборг - г. Дубна – 2900 Евро.

Согласно пункту 4 параграфа 4 договора от 14.05.2009 экспедитор вправе изменять тарифы в случае подтвержденного и независящего от экспедитора изменения цен и затрат, включая, в том числе: стоимость топлива, энергии, дорожные сборы, дорожные разрешения, налоги, расходы на паромную переправу, административные расходы, обменные курсы валюты и другие расходы, оказывающие влияние на стоимость услуг по настоящему договору.

Дополнительным соглашением от 01.01.2018 № 01-01-18 к договору о сотрудничестве от 14.05.2009 установлена стоимость транспортировки товаров по маршруту: г. Хельсинборг (Швеция) - г. Дубна (Московская область, Россия) – 2400 евро, делящаяся пропорционально: до границы Таможенного союза - 1070 евро, от границы Таможенного союза до границы с Российской Федерацией – 565 евро, от границы Российской Федерации до места выгрузки (г. Дубна) – 765 евро.

Согласно дополнительному соглашению от 01.01.2019 № 01-01-19 к договору от 14.05.2009 стороны согласовали изложить Приложение № 2 в следующей редакции: стоимость транспортировки (грузовые тарифы) составила: г. Хельсинборг, Швеция - г. Дубна, Московская область, Россия – 2300 Евро. В рамках действия данной тарифной ставки сумма за транспортировку при оформлении инвойсов/счетов за доставку делится в следующей пропорции: 1 036 евро – до границы Таможенного союза; 532 евро –  от границы Таможенного союза до границы с Российской Федерацией; 732 евро – граница Российской Федерации - место выгрузки: г. Дубна.

В соответствии с пунктом 1 параграфа 5 Приложения № 1 к договору экспедитор обязуется выставлять счета за оказание транспортно-экспедиторских услуг отдельно по каждому транспортному средству.

Счета-фактуры на оплату услуг по перевозке, выставленные компанией "DFDS LOGISTICS KARLSHAMN АВ", содержат данные о стоимости транспортировки, как до границы Таможенного союза, так и по территории ЕАЭС в соответствии с дополнительными соглашениями № 01-01-18 от 01.01.2018, № 01-01-19 от 01.01.2019 к договору от 14.05.2009.

Сведения о транспортных средствах, указанных в счетах-фактурах, соответствуют представленным при декларировании CMR-накладным, графе 18 спорных ДТ, транзитным декларациям.

Сведения о стоимости транспортно-экспедиционных услуг подтверждаются данными графы 17 ДТС-1.

Платежи за транспортные услуги согласно условиям договора о сотрудничестве № RU_ECOLEAN от 14.05.2009 ООО "УМЗ ФИО1" осуществляло не по каждому счету в отдельности, а ежемесячными платежами, что подтверждается банковскими документами по оплате транспортных расходов (выписками с лицевого счета, банковскими ордерами).

В рамках камеральной проверки компания "DFDS LOGISTICS KARLSHAMN АВ" подтвердила наличие договорных отношений с ООО "УМЗ ФИО1", а также обеспечение транспортировок товаров по всем CMR-накладным, которые были указаны в запросе таможенного органа (стр.27 акта от 13.04.2021 №10103000/210/130421/А000058).

Кроме того, судом установлено, что ООО "УМЗ ФИО1" также был заключен договор транспортной экспедиции от 01.03.2019 с компанией "NTG East АВ" (Швеция) (далее – договор от 01.03.2019), согласно которому  экспедитор ("NTG East АВ") оказывает клиенту (ООО "УМЗ ФИО1") транспортно-экспедиционные услуги и  выполняет в интересах и за счет клиента иные действия, предусмотренные договором и приложениями к нему.

Пунктом 1.3.1 договора от 01.03.2019 установлено, что экспедиторские услуги могут включать в себя заключение экспедитором от своего имени либо от имени клиента и за его счет договоров на перевозку, хранение и страхование груза, а также договоров на выполнение иных операций и услуг по обеспечению отправки и получения грузов, на проверку количества и состояния груза, на его погрузку и выгрузку и выполнение иных действий, связанных с организацией перевозки груза.

Платежи по договору от 01.03.2019 производятся ООО "УМЗ ФИО1" на основании согласованных поручений, приложенных к договору, в которых стороны согласовали стоимость оказываемых экспедитором услуг (пункт 4.1 договора).

Стоимость услуг согласно пункту 4.5.1 договора составляет: цена на транспорт по маршруту Хельсинборг, Швеция – Дубна, МО, Россия – 2305 Евро.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки ООО "УМЗ ФИО1" представлены акты о выполнении услуг по договору от 01.03.2019, счета-фактуры, выставленные компанией NTG East АВ, оборотно-сальдовые ведомости, а также документы по оплате услуг экспедитора.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сведения о величине транспортных расходов, подлежащих включению в таможенную стоимость товаров на условиях FCA, являются документально подтвержденными.

Факт разделения экспедитором расходов по перевозке и выставления счетов-фактур по каждой отдельной поставке установлен судом и подтвержден материалам дела.

В соответствии со статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Статьей 803 ГК РФ определено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

В пункте 8 Решения N 42 указан перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.

Согласно пункту 2 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза; под экспедитором понимается лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг.

В пунктах 25 и 26 постановления Пленума от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что обязательства экспедитора могут носить как посреднический характер, так и экспедитор может фактически осуществлять перевозку своими собственными транспортными средствами, либо экспедитор, не осуществляя перевозку своими собственными транспортными средствами, может выступать "договорным перевозчиком". Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза.

Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо устанавливать, являются ли экспедиторы агентами/посредниками, или выступают договорными или фактическими перевозчиками, от чего зависит, как способ ведения бухгалтерского и налогового учета (для целей налога на прибыль и НДС), так и перечень документов, достаточных для подтверждения величины расходов по перевозке (транспортировке) товаров, подлежащих включению в таможенную стоимость.

Документы, подтверждающие расходы на транспортировку товара представлены компанией - экспедитором, обеспечивающей доставку (транспортировку) товаров на основании  договора, заключенного с ООО "УМЗ ФИО1", что не противоречит нормам действующего законодательства и обычаям делового оборота.

Доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных ООО "УМЗ ФИО1" сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров, а также относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенным органом не представлено.

Также не представлено таможней доказательств несоответствия заявленных в графе 17 ДТС-1 сумм транспортных расходов до места прибытия на таможенную территорию Союза сведениям об обычных тарифах на перевозку (транспортировку) в данных правоотношениях и их влиянии на определение размера заявленных расходов, а также достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, либо их произвольного определения декларантом, в ходе камеральной проверки данные обстоятельства также не устанавливались.

Понятие "расходы на перевозку (транспортировку)" имеет самостоятельное значение для целей главы 5 "Таможенная стоимость товаров" ТК ЕАЭС и охватывает затраты, отвечающие критерию в связи с перемещением товаров. Тип гражданско-правового договора, в рамках исполнения которого понесены затраты (договоры перевозки, транспортной экспедиции, договор агентирования или комиссии и др.), число привлеченных к перемещению товаров субъектов (перевозчики, экспедиторы, агенты и т.п.) и иные подобные обстоятельства юридического значения для целей таможенной оценки не имеют.

Выделение "расходов на перевозку (транспортировку)" из "цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар" по смыслу положений пункту 3 статьи 39, подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС предполагает установление того факта, что общая сумма всех платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу (иному лицу в пользу продавца), покрывает расходы продавца на перевозку (транспортировку) товара, а также установление характера и размера упомянутых расходов.

Таким образом, в случае, если товар фактически поставлен на территорию Союза, если цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза.

На основании абзаца 2 пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС, в этом случае таможенная стоимость подлежит определению с использованием иных 22 методов.

В частности, согласно пункту 2 статьи 45 ТК ЕАЭС таможенная стоимость может, в том числе, определяться резервным методом - путем вычета из контрактной цены товаров расчетной величины расходов на перевозку (транспортировку), исходя из имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений о средних тарифах на перевозку.

Иной подход приводил бы к произвольному, в условиях фактической поставки товара, определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает положениям пункта 9 и пункта 11 статьи 38 ТК ЕАЭС.

Компанией "DFDS LOGISTICS KARLSHAMN АВ", являющейся экспедитором, разделены расходы по перевозке и выставлены счета-фактуры на каждую поставку в соответствии с дополнительными соглашениями от 01.01.2018 № 01-01-18 и от 01.01.2019 № 01-01-19 к договору о сотрудничестве от 14.05.2009 № RU_ECOLEAN.

Компанией "NTG East АВ", являющейся экспедитором, разделены расходы по перевозке и выставлены счета-фактуры на каждую поставку в соответствии с договором транспортной экспедиции от 01.03.2019.

Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно отклонил довод  ответчика о том, что экспедитор не оказывает транспортные услуги, в связи с чем вознаграждение за оказанные транспортно-экспедиционные услуги не являются стоимостью перевозки.

Довод таможни о том, что в представленных перевозчиками договорах-заказах, счетах и актах указана сумма за транспортные услуги без разбивки до границы ЕАЭС и на территории ЕАЭС, что свидетельствует о том, что представленные ООО "УМЗ ФИО1" счета на транспортные услуги, выставленные "DFDS LOGISTICS KARLSIIAMN АВ", "NTG East АВ" содержат недостоверные либо фиктивные сведения, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления, в том числе, расходы в размере, в котором они осуществлены, подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относится вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной  территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС).

Если понесенные покупателем расходы по перевозке (транспортировке) от места прибытия на таможенную территорию Союза до места назначения на таможенной территории Союза не могут быть подтверждены документально, то в графе 17 указывается место назначения на таможенной территории Союза. Если разделение расходов по перевозке (транспортировке) от места отправления до места прибытия на таможенную территорию Союза и от места прибытия до места назначения может быть документально подтверждено, то в графе 17 указывается место прибытия товаров на таможенную территорию Союза (Порядок заполнения ДТС-1, утвержденный Решением от 20.09.2010 № 376).

В рассматриваемом случае, сведения о стоимости транспортно-экспедиционных услуг подтверждаются данными графы 17 ДТС-1, оплата услуг компаниями "DFDS LOGISTICS KARLSHAMN АВ" и "NTG East АВ" произведена ООО "УМЗ ФИО1" в полном объеме, что подтверждается актами о выполнении услуг, банковскими платежными ордерами, ведомостями банковского контроля по контракту.

Иные доказательства, подтверждающие недостоверность сведений о стоимости транспортных услуг по перевозке товаров таможенным органом не представлено, противоречия в суммах, подлежащих оплате за перевозку, в представленных к декларированию документах судом не установлены.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49, принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля.

В соответствии с разъяснениям пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", действовавшего в период декларирования, обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает, либо должен располагать, в силу закона или обычаев делового оборота.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что сведения о величине транспортных расходов, подлежащих включению в таможенную стоимость товаров на условиях FCA, являются документально подтвержденными., в связи с чем, решения Владимирской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары являются  незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие ответчика  с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 18 февраля 2022 года по делу А11-11416/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирской таможни – без удовлетворения.

        Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                       

 М.Н. Кастальская

Судьи 

А.М. Гущина

Т.В. Москвичева