г. Владимир
«22» июня 2022 года Дело № А43-42547/2021
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НХ-Логистик» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2022 по делу № А43-42547/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НХ-Логистик» (ОГРН1155257007619, ИНН5257154509) о признании незаконным и отмене постановления Приволжской электронной таможни от 17.12.2021 №10418000-1141/2021.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью «НХ-Логистик» (далее – Общество, декларант) 28.09.2021 в соответствии с требованиями статей 104, 105, 106, 134 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни (далее – Таможня, таможенный орган, административный орган) с применением электронной формы таможенного декларирования подана декларация на товары (далее - ДТ) на товарную партию из 3 единиц, в том числе:
- товар № 1 «вкусовые пищевые добавки, не являются приправами смешанными, не содержат ГМО. расфасована в потребительскую металлизированную упаковку, применяется в пищевой промышленности для придания вкуса и аромата блюдам, не содержит этиловый спирт, ввозится в качестве образцов для целей тестирования;
1. вкусовая добавка для чипсов <курица> - упакована в 1 метализированный мешок 0,1 кг, затем в картонную коробку, состав: лактоза (35-40%), соль (30-35%), усилители вкуса: е621 (7%), е635 (0,1%); ароматизатор <курица> (7%), гидролизат подсолнечногобелка (1-6%),сахар (1-6%), пальмовое масло (1-3%), анти слеживающийся агент: е551* (1,5%),регулятор кислотности: е330 (<1%), е262 (<1%); экстракт паприки (<1%). консистенция: порошок, цвет: неоднородный, типичный для используемого сырья. вкус: характерный. запах: характерный. производитель: Edpol Food & Innovation Sp. Z.O.O. товарный знак: отсутствует, количество: 0.1 кг
2. вкусовая добавка для чипсов <бекон> - упакована в 1 метализированный мешок 0,1 кг, затем в картонную коробку, состав: паприка (30-35%), соль (15-20%), аромат бекона (15%), глюкоза (1-7%), куркума (1-5%), усилитель вкуса: е621 (5%), сахар ( 1-5%),лактоза (из молока) (1-5%), антислёживающийся агент: е551 (1,5%), пальмовое масло (1-3%), регулятор кислотности: еЗЗО (<1%), экстракт перцев (<1%), рапсовое масло (<1%). консистенция: порошок, цвет: неоднородный, типичный для используемого сырья.вкус: характерный, запах: характерный. производитель: Edpol Food & Innovation Sp. Z.O.O. товарный знак: отсутствует, количество: 0.1 кг
3. вкусовая добавка для чипсов <паприка> - упакована в 1 метализированный мешок 0,1 кг, затем в картонную коробку, состав: глюкоза (30-35%), паприка (27,9%), соль (25-30%), усилитель вкуса: е621 (7%), е635 (0,1%); пальмовое масло (1-5%), чили (1-5%),петрушка (1-5%), экстракт паприки (<1%). консистенция: порошок, цвет: неоднородный, типичный для используемого сырья, вкус: характерный, запах: характерный производитель: Edpol Food & Innovation Sp. Z.O.O. товарный знак: отсутствует, количество: 0.1 кг
4. вкусовая добавка для чипсов <грибы со сметаной> - упакована в 1 метализированный мешок 0,1 кг, затем в картонную коробку, состав: соль (25-30%), лактоза (15-20%), глюкоза (10-15%), мальтодекстрин (10-15%), сухие сливки (10%), усилители вкуса: е621 (7%), е635 (0,1%); ароматизатор <грибы> (6%), лук (1 -5%), пальмовое масло (1 -5%), грибы (2%), чеснок (1 -5%), зеленый лук (1-5%), регулятор ксилотности: е330 (<1%). консистенция: порошок, цвет: неоднородный, типичный для используемого сырья. вкус: характерный запах: характерный производитель: Edpol Food & Innovation Sp. Z.O.O. товарный знак: отсутствует, количество: 0.1 кг
5. вкусовая добавка для чипсов <томат> - упакована в 1 метализированный мешок 0,1 кг, затем в картонную коробку, состав: томат (20%), соль (15-20%), пшеница (из молока) (15-20%), глюкоза (510%), сухое обезжиренное молоко (5-10%), сахар (1-5 %),регулятор кислотности: е330 (1-5%), чеснок (1- 5%), паприка (1 -5%), экстракт специй и овощей (1 -5%), ароматизатор <томат> (1 -5%). консистенция: порошок, цвет: неоднородный, типичный для используемого сырья, вкус: характерный, запах: характерный производитель: Edpol Food & Innovation Sp. Z.O.O. товарный знак: отсутствует, количество: 0.1 кг», код ТН ВЭД ЕАЭС 2103 90 900 9.
- товар № 3 «сок из тропических фруктов с числом брикса не более 67, не содержащий добавок сахара: сок концентрированный <кленовый сироп>, концентрированный, брикс 65 bx, не содержащий добавок сахара, не содержит этиловый спирт, ввозится в качестве образцов для целей тестирования, применяется в пищевой промышленности в качестве начинки для блинов, вафель и печенья; для ароматизации различных продуктов - таких, как оладьи, мороженое; в качестве подсластителя для мюсли, яблочного пюре, цукатов, хлеба, пирогов, пирожных, чая и кофе, вкус: характерный; запах: характерный без примесей, продукт следует хранить в сухих, чистых и просторных помещениях, без посторонних запахов при температуре воздуха не более ЮС. срок хранения: 6 месяцев.
1. сок концентрированный <кленовый сироп> (состав: 100% концентрированный сок агавы -99,8%, ароматизатор кленового сиропа 0,2%).расфасован в ведро пластиковое 1 кг. производитель: Edpol Food & Innovation Sp. 2.0.0.товарный знак: отсутствует, количество: 1 кг», код ТН ВЭД ЕАЭС 2009 89 970 0 (далее - проверяемые товары).
Ввоз товара осуществлен во исполнение соглашения на безвозмездную поставку от 20.09.2021 № 05-21, заключененого между Обществом (Россия) и компанией «EDPOL FOOD & INNOVATION SP. Z.O.O» (поставщик) (Польша).
Заявленная таможенная процедура - выпуск для внутреннего потребления (ИМ 40).
В тот же день в соответствии со статьей 111 ТК ЕАЭС указанная ДТ зарегистрирована таможенным органом под номером № 10418010/280921/0292938.
Товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза из Польши почтовым отправлением по счету-проформе от 17.09.2021 № 004/2021 и почтовой накладной CP246339422PL от 27.08.2021.
В ходе административного расследования установлено, что указанный товар Общества пересекал территорию Украины, что является нарушением действующего законодательства.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо Таможни 02.12.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 10418000-1141/2021.
По результатам рассмотрения материалов административного дела таможенным органом 17.12.2021 вынесено № 10418000-1141/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 17.12.2021 № 10418000-1141/2021.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 23.03.2022 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Общество всячески оказывало содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Общество считает, что исходя из обстоятельств настоящего дела, возможно применение к рассматриваемому случаю положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Таможенный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставить - без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств - членов ЕАЭС в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации.
Согласно пункту 8 статья 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ) ввоз товаров в Российскую Федерацию - фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств-членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза, на территорию Российской Федерации, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) названным Федеральным законом.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом, в том числе, соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств -членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
Пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС установлено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного п .1 ст.204 ТК ЕАЭС.
Согласно статье 2 Федерального закона № 289-ФЗ в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах-членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.04.2019 № 460-25, от 20.06.2019 № 787-31, от 16.12.2019 № 1685, от 27.12.2019 № 1877, от 06.02.2020 № 104, от 18.04.2020 № 544, от 17.06.2020 № 870, от 17.06.2020 № 870, от 08.10.2020 № 1624, от 06.02.2021 № 123, от 28.06.2021 № 1035) ( далее - Постановление № 1716-83) введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению № 1.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, на момент принятия решения о выпуске товаров в ДТ заявлены следующие сведения:
- в графе 2 «Отправитель» (в поле «Краткое наименование страны отправителя») - Польша;
- в графе 25 «Вид транспорта на границе» - код 50 - Почтовое отправление, в соответствии с Классификатором видов транспорта и транспортировки товаров утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов»;
- в графе 29 «Таможня на границе» - 10102010 (Володарский таможенный пост Брянской таможни);
- в подразделе графы «32» - МПО;
- в графе 44 «Дополнительная информация/ представляемые документы» - Почтовая накладная от 27.08.2021 № CP246339422PL, Уведомление № 10102010/050921/0001668 CP от 05.09.2021 и другие документы.
В представленных документах отметки о пересечении границы отсутствовали.
Должностным лицом Приволжского ЦЭД 28.09.2021 после завершения документального контроля принято решение о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Вместе с тем, при проведении мониторинга базы данных таможенных органов установлена вероятность перемещения товара, сведения о котором заявлены в ДТ № 10418010/280921/0292938, через территорию Украины.
В настоящее время действует запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению № 1 к Постановлению № 1716-83.
Приложением № 1 «Перечень запрещенных к ввозу в Российскую федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины» Постановления № 1716-83 поименованы коды ТН ВЭД ЕАЭС - 2103 90 900 9 (продукты для приготовления соусов и готовые соусы, вкусовые добавки и приправы смешанные, прочие) и 2009 (соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ). В примечании указано, что для целей применения перечня, следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
На основании статей 324, 326 ТК ЕАЭС Таможней в отношении Общества проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании по ДТ № 10418010/280921/0292938, после выпуска товаров (акт проверки от 29.09.2021 № 10418000/207/290921/А0154).
В целях соблюдения декларантом действующих запретов и ограничений Таможней 29.09.2021 направлен запрос на Володарский таможенный пост Брянской таможни о предоставлении информации о маршруте следования почтового отправления № CP246339422PL, направленного с уведомлением № 10102010/050921/0001668 СР.
В Таможню 29.09.2021 поступил ответ Володарского таможенного поста Брянской таможни, согласно которому международное почтовое отправление № CP246339422PL от 27.08.2021 поступило в место международного почтового обмена Брянск МСЦ на транспортном средстве № АА0529РТ/АА8546ХК маршрутом Киев - Брянск по транзитной декларации № 10102090/040921/0015977, в депеше № 8, пункт 22 (место отправления - Польша (международный почтовый сортировочный центр PRZEMYSL, место назначения - Брянск PI - 2).
В ходе анализа сканированной копии транзитной декларации № 10102090/040921/0015977 установлено, что товар пересекал территорию Украины, о чем свидетельствуют штампы таможенной службы Украины от 03.09.2021 и 04.09.2021.
Спорные товары запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» и Постановления № 1716-83.
В соответствии с примечанием к Перечню запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, утвержденному Постановлением № 1716-83, для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
В связи с выявлением факта нарушения Обществом запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о таможенном деле в части специальных экономических мер, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, в выпуске товаров №№ 1, 3 по ДТ № 10418010/280921/0292938 таможенным органом отказано.
Довод Общества о том, что данная посылка не следовала через территорию Украины, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № CP246339422PL, правильно признан судом первой инстанции несостоятельным.
Из транзитной декларации № 10102090/040921/0015977 установлено, что товар пересекал территорию Украины, о чем свидетельствуют штампы таможенной службы Украины от 03.09.2021 и 04.09.2021.
Согласно пункту 1 статьи 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 17 Кодекса.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Также Общество указывает, что доставка производилась силами поставщика, но с его стороны была просьба приложить документацию к посылке (спецификации и некоммерческий инвойс) для облегчения прохождения границ, а также отдельно было указано требование не перемещать посылку по территории Украины, так как это запрещено Указом Президента Российской Федерации. Для Общества единственным инструментом отслеживания посылки является трек номер, предоставленный отправителем.
Между тем, в материалы дела представлено соглашение на безвозмездную поставку от 20.09.2021 № 05-21, условия которого могли, но не содержат условий о соблюдении запрета транзита по территории Украины
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 16.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной статьи 16.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Законодатель относит административные правонарушения в сфере таможенного дела к правонарушениям повышенной общественной опасности, что следует из установления повышенных размеров административных штрафов и более продолжительных сроков давности привлечения лиц к административной ответственности за их совершение.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
В рассматриваемом случае Обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2022 по делу № А43-42547/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НХ-Логистик» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Судья А.М. Гущина