ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-3048/2022 от 07.07.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир 

«07» июля 2022 года                                                        Дело № А79-207/2022

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи                                 Гущиной А.М.,

без вызова сторон,

рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Гранит» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.04.2022 по делу № А79–207/2022,

принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Гранит» (ИНН 2124028203, ОГРН 1072124001344) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Управление, административный орган) на основании приказа начальника от 09.12.2021 № 692 в период с 15.12.2021 по 12.01 2022 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Гранит» (далее – Общество) проведена внеплановая выездная проверка по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Общество имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности ЧО № 048089 сроком действия до 01.11.2022, согласно которой охранной организации предоставлено право на оказание 7 видов охранных услуг.

В ходе проведения проверки должностными лицами Управления выявлено нарушение Обществом части 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1), подпункта «г» пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее - Положение № 498), пункта 16 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление № 587), выразившееся в том, что Общество осуществляет охрану объекта, на которую частная охранная деятельность не распространяется, а именно объектов публичного акционерного общества  «Химпром» (далее - ПАО «Химпром») по договору от 01.01.2011 № 1 на  оказание охранных услуг.

Усматривая в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Управления составило протокол об административном правонарушении от 12.01.2022 №21 № 003585.

По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.

Решением от 11.04.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьей 14.1 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде предупреждения.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что ни часть 3 статьи 11Закона № 2487-1, ни Постановление № 587 не содержат запрет для частных охранных предприятий на совершение сделок с организациями, которые имеют лицензию на эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности.

Как считает Общество, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что помещения и территория, указанные в качестве предмета договора от 01.01.2011 № 1 об оказании охранных услуг, являются объектами, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоены высокая или средняя категории.

Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что в ходе внеплановой проверки Управлением не получено каких-либо сведений о том, что ПАО «Химпром» проведено категорирование объектов, находящихся под охраной Общества и им присвоены средняя либо высокая категории антитеррористической защищенности, а в дальнейшем данная информация направлена в адрес Общества.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 1 Примечания к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объективная сторона названного правонарушения выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

На основании пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ), а также статьи 11.2 Закона № 2487-1 частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункты 2, 7 статьи 3 Закона о лицензировании).

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона № 2487-1, определен Положением № 498.

Грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности является, в том числе охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», а также объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации частная охранная деятельность не распространяется (подпункт "а" пункта 10 Положения).

Согласно пункту 7 части 2 статьи 3 Закона № 2487-1 в целях охраны разрешается, в том числе предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1.

В силу части 3 названной статьи частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее - Федеральный закон № 57-ФЗ), а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы права Постановлением № 587 утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

Согласно пункту 16 Постановления № 587 частная охранная деятельность не распространяется на объекты микробиологической промышленности, объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации токсических, сильнодействующих и химически опасных веществ, препаратов и их смесей, которым в установленном Правительством Российской Федерации порядке в связи с обеспечением антитеррористической защищенности присвоены высокая или средняя категории (за исключением таких объектов, входящих в состав объекта топливно-энергетического комплекса), противочумные учреждения, а также объекты по хранению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемому в помещениях, которые в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком указанного хранения отнесены к 1-й или 2-й категории.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения № 498  лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона № 2487-1 являются, помимо прочего, соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11 Закона № 2487-1.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Общество оказывает охранные услуги на основании лицензии № 048089, выданной 28.01.2016 Управлением сроком действия до 01.11.2022.

Согласно приложению к указанной лицензии к перечню разрешенных видов услуг, оказываемых Обществом, относится охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и внутрипропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1.

Общество (исполнитель) и ПАО «Химпром» (заказчик) 01.01.2011 заключили договор об оказании охранных услуг № 1.

Согласно договору Общество приняло на себя обязательства:

- по охране объектов и имущества (в том числе при его транспортировке);

- по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- по обеспечению внутриобъектного и пропускного режима на объектах, указанных в приложении № 1 и № 2 к договору, находящихся в собственности, владении, пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, <...>

С учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями к договору, Общество осуществляет пропускной режим путем выставления 23 постов (16 суточных постов охраны, 7 полусуточных постов охраны):

- 2 поста людской контрольно-пропускной пункт № 1 в корпусе № 901 (пост расположен на центральной проходной, осуществляет пропуск работников ПАО «Химпром», совместных предприятий, работников сторонних организаций. При необходимости осуществляет досмотр их вещей согласно требованиям пропускного режима);

- 1 пост людской контрольно-пропускной пункт № 8 на 1 этаже в корпусе № 921 (пост осуществляет пропуск работников ПАО «Химпром», работников сторонних организаций и посетителей в здание заводоуправления. При необходимости осуществляет досмотр их вещей согласно требованиям пропускного режима);

- 2 поста автотранспортный контрольно-пропускной пункт № 3 (пост осуществляет круглосуточный пропуск автотранспорта на предприятие);

- 3 поста автотранспортный контрольно-пропускной пункт № 5 (осуществляет пропуск автотранспорта ПАО «Химпром», сторонних организаций и сопровождающих его лиц на предприятие);

- 1 пост железнодорожный контрольно-пропускной пункт (пост осуществляет пропуск железнодорожного транспорта ПАО «Химпром» на въезд и выезд предприятия);

- 2 поста в речном порту на участке солерастворения цеха 110 (пост осуществляет пропуск работников этого цеха, работников сторонних организаций, арендующих производственные площади, клиентов этих организаций и автотранспорта);

- 6 постов дополнительной охраны (охранники оказывают помощь другим охранникам на людских КПП и авто КПП, путем выставления дополнительных постов при массовом проходе (проезде) через людские и авто КПП сотрудников и транспортных средств);

- 1 пост людской контрольно-пропускной пункт № 8 на 2 этаже в корпусе № 901 (пост осуществляет пропуск работников ПАО «Химпром», работников сторонних организаций и посетителей в здание заводоуправления. При необходимости осуществляет досмотр их вещей согласно требованиям пропускного режима);

- 1 пост людской контрольно-пропускной пункт № 4 в корпусе № 926 (пост осуществляет пропуск работников ПАО «Химпром», совместных предприятий, работников сторонних организаций. При необходимости осуществляет досмотр их вещей согласно требованиям пропускного режима);

- 1 пост автотранспортный контрольно-пропускной пункт в цехе № 26 (пост осуществляет пропускной режим автотранспорта предприятия цеха № 26);

- 3 поста осуществляют контрольно-пропускной режим и работу с тепловизором на людских контрольно-пропускных пунктах ПАО «Химпром».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «Химпром» является «Производство прочих химических органических основных веществ» (ОКВЭД - 20.14.7).

ПАО «Химпром» зарегистрировано в государственном реестре опасных объектов как организация, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов.

В соответствии с лицензией от 29.08.2018 № ВХ-00-017178, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ПАО «Химпром» осуществляет эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В соответствии с приказом Министерства промышленности Российской Федерации от 26.12.2019 № 5087 ПАО «Химпром» включено в перечень объектов (территорий) предприятий промышленности, подлежащих антитеррористической защите.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413 дсп «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объекта (территории) промышленности» (далее - Постановление № 1413) установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов промышленности подведомственных и находящихся в сфере деятельности Минпромторга России и включенных в перечень объектов промышленности подлежащих антитеррористической защищенности.

В рамках исполнения требований Постановление № 1413 проведено категорирование объекта ПАО «Химпром». По результатам категорирования объекту присвоена категория «Высокая 1» (В1).

Пунктами 21, 23 Постановление № 1413 предусмотрено, что объекты, которым в установленном порядке присвоена категория В1, подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации с использованием боевого ручного стрелкового оружия.

Материалами дела подтверждено, что Общество осуществляет охранную деятельность в отношении отдельных объектов ПАО «Химпром», которое с 26.12.2019 включено в перечень объектов (территорий) предприятий промышленности, подлежащих антитеррористической защите.

Между тем, Общество не имеет полномочий на выполнение охраны объектов, перечисленных в пункте 16 Приложения № 1 к Постановлению № 587.

При таких обстоятельствах действия Общества правомерно квалифицированы как грубое нарушение лицензионных требований, образующие событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ссылка Общества на отсутствие сведений о том, что помещения и территория, указанные в качестве предмета договора от 01.01.2011 № 1, являются объектами, которым в установленном порядке присвоены высокая или средняя категория, не может быть принята во внимание, поскольку  Обществом в целом осуществляется охрана объектов ПАО «Химпром», составляющих единый имущественный комплекс.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.

Вступая в правоотношения, регулируемые вышеуказанными правовыми актами, Общество должно в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанных норм законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона. В этой связи подлежит отклонению довод апелляционной жалобы об отсутствии у Общества информации об отнесении ПАО «Химпром» к определенной категории антитеррористической защищенности.

В рассматриваемом случае Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих данные правоотношения, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершенном правонарушении. Обладая информацией об осуществляемых ПАО «Химпром» видах деятельности (общедоступная информация по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц), Общество не убедилось в том, что объекты ПАО «Химпром» не относятся к исключению, предусмотренному частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1 (какая-либо переписка в материалы дела не представлена).

Доказательств того, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Общества, в материалах дела не имеется.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.

Срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.

Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая, учитывая характер допущенного нарушения.

Учитывая, характер  и обстоятельства совершенного правонарушения, к Обществу обоснованно применена мера ответственности в виде предупреждения.

  В этой связи оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

  Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

  Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.04.2022 по делу № А79-207/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Гранит» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Судья                                                                                    А.М. Гущина