Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«03» июля 2019 года Дело № А39-8522/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.07.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.02.2019 по делу № А39-8522/2018 принятое судьей Волковой Е.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Модерн» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене решения Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13.09.2018 № 13.45-спец.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Модерн» (далее - Общество) 10.09.2018 обратилось в Нижне-Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) с заявлением о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов.
Управлением было принято решение (приказ от 13.09.2018 №13.45-спец) об отказе в выдаче Обществу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов (уведомление от 13.09.2018 №13.45-спец).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным, а также обязании выдать Обществу специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов.
Решением от 28.02.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что заявление о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, подано Обществом когда указанные транспортные средства уже находились во временном пользовании у данного перевозчика. При этом свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке опасных грузов не были оформлены на нового перевозчика - Общество, в связи с чем Обществу отказано в выдаче специального разрешения на перевозку опасных грузов.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Приказом Минтранса России от 04.07.2011 №179 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов» (зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2011 №21782), утверждены порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов (далее - Порядок выдачи специального разрешения).
Согласно пунктам 6, 7 Порядка заявление о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов (далее - заявление), согласно образцу приложения № 2 к настоящему Порядку подается перевозчиком или его представителем в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, по месту государственной регистрации перевозчика или местонахождению его филиала (представительства) (далее - уполномоченный орган).
К заявлению прилагаются:
1) копия свидетельства о регистрации транспортного средства, предполагаемого к использованию для перевозки опасных грузов, а также
документа, подтверждающего право владения таким транспортным средством на законных основаниях, если оно не является собственностью перевозчика;
2)копия свидетельства о допуске транспортного средства EX/II, EX/III, FL, и AT и MEMU к перевозке опасных грузов (если транспортное средство относится к одной из этих категорий);
3)копия свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов;
4)исключен. - Приказ Минтранса России от 09.07.2012 N 218;
5) документы, подтверждающие полномочия представителя, в случае подачи заявления в уполномоченный орган представителем перевозчика.
Специальное разрешение согласно образцу приложения №1 к настоящему Порядку выдается на срок не более одного года (пункт 4 Порядка).
В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения либо изменения фамилии, имени или места жительства физического лица (индивидуального предпринимателя) в уполномоченный орган подается заявление о переоформлении специального разрешения с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. Специальное разрешение переоформляется уполномоченным органом в течение трех рабочих дней с момента принятия заявления (пункт 19 Порядка).
Решение о выдаче специального разрешения или об отказе в его выдаче принимается уполномоченным органом в течение двух рабочих дней со дня поступления от всех владельцев автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, согласований такого маршрута или отказа в его согласовании (пункт 12 Порядка).
Согласно пункту 15 Правил уполномоченный орган отказывает в выдаче специального разрешения в случаях:
1)несоответствия требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки заявленного опасного груза;
2)предоставления недостоверных и (или) неполных сведений, а также отсутствия документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;
3) мотивированного отказа владельца автомобильной дороги в согласовании маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов;
4) отсутствия в соответствии с информацией компетентного органа уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности, которое было получено в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 января 2010 года №22 «О Порядке ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2010 года, регистрационный №16705), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 332 (зарегистрирован Минюстом России 16 октября 2012 года, регистрационный № 25686).
Как следует из материалов дела, 10.09.2018 Общество обратилось в Управление с заявлением и необходимыми документами для получения специального разрешения на осуществление перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации автомобильным транспортом следующего транспортного средства: МАЗ 5337, г.р.з. В986ОУ13, и прицепа (цистерна) г.р.з. ЕЕ948913.
Согласно описи документов, представленной в материалы дела, к указанному заявлению были приложены: копия свидетельства о регистрации транспортных средств, перевозящих опасные грузы, копии свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, копии свидетельства о профессиональной подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
Обществом также представлены договоры аренды транспортных средств №1ар от 01.01.2018, заключенный Обществом с ФИО1 (на транспортное средство - автоцистерна МАЗ 5337) и №2ар от 01.01.2018 (транспортное средство - прицеп цистерна), заключенный между Обществом и ФИО2
Управлением 13.09.2018 принято решения об отказе Обществу в выдаче специального разрешения на осуществление автомобильным транспортом перевозок опасных грузов по дорогам Российской Федерации с указанием на предоставление недостоверных и (или) неполных сведений, а также отсутствие документов, указанных в пункте 7 Порядка выдачи специального разрешения - отсутствие свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, оформленные на заявителя, что является нарушением подраздела 9.1.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ).
Между тем, отсутствие у Общества свидетельства о допуске указанных транспортных средств (транспортное средство МАЗ 5337, г.р.з. В986ОУ13, и прицеп (цистерна) г.р.з. ЕЕ948913) к перевозке опасных грузов, оформленных непосредственно на Общество, не является основанием для отказа в выдаче специального разрешения в силу следующего.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» на территории Российской Федерации утверждены правила перевозок грузов автомобильным транспортом, устанавливающие порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки (далее - Правила перевозки).
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (заключено в г. Женеве 30.09.1957) (ДОПОГ) и настоящими Правилами (пункт 3 Правил о перевозке).
Таким образом, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации с 28.04.1994 является составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8.1.2.1 ДОПОГ помимо документов, предписываемых другими правилами, на транспортной единице должны находиться следующие документы: транспортные документы, предписанные в разделе 5.4.1, на все перевозимые опасные грузы и, при необходимости, свидетельство о загрузке контейнера, предписанное в разделе 5.4.2; письменные инструкции, предписанные в разделе 5.4.3, относящиеся ко всем перевозимым опасным грузам; экземпляр основного текста специального соглашения (специальных соглашений), заключенного(ых) в соответствии с главой 1.5, если перевозка осуществляется на основании такого соглашения (таких соглашений).
Каждое укомплектованное и доукомплектованное транспортное средство должно подвергаться первому техническому осмотру компетентным органом согласно административным требованиям ДОПОГ. Соответствие транспортного средства должно подтверждаться путем выдачи свидетельства о допущении к перевозке.
Соответствие транспортного средства подтверждается либо путем продления срока действительности свидетельства о допущении либо путем выдачи нового свидетельства о допущении.
Уполномоченным органом по выдаче свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов являются соответствующие территориальные органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
Глава 9.2. ДОПОГ устанавливает требования, касающиеся конструкции транспортных средств.
Пунктом 9.2.1.1. ДОПОГ установлено, что транспортные средства EX/II, EX/III, FL, OX, AT должны удовлетворять требованиям настоящей главы в соответствии с приведенной в ней таблицей, соответственно, оборудованы антиблокировочной тормозной системой.
Пунктом 9.1.3.5 ДОПОГ утверждена форма Свидетельства о допуске к перевозке транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
При этом указано, что настоящее свидетельство удостоверяет, что указанное в нем транспортное средство отвечает условиям, предписанным Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
В примечании к данному свидетельству указано, что настоящее свидетельство должно быть возвращено выдавшему его учреждению: после прекращения эксплуатации транспортного средства; если транспортное средство перешло к другому перевозчику, оператору или собственнику, указанному в графе 5; после истечения срока действия свидетельства; и если существенно изменилась одна, или несколько из основных характеристик транспортного средства.
Согласно графе 5 Свидетельства, в последней указывается наименование перевозчика, оператора или собственника и его адрес, соответственно с заявлением о выдаче свидетельства могут обращаться все указанные лица.
Таким образом, анализ содержания формы Свидетельства о допуске к перевозке транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и примечания к нему позволяет суду прийти к выводу, что в случае смены собственника или перевозчика транспортного средства и перехода транспортного средства в управление к другому перевозчику по любым правовым основаниям, в том числе, и по договору аренды транспортным средством, Свидетельство с наименованием прежней автотранспортной организации или перевозчика и владельца должно быть возвращено органам ГИБДД.
Как следует из материалов дела, при подаче заявления Обществом в уполномоченный орган были представлены: свидетельства о регистрации транспортных средств: автоцистерна МАЗ 5337 - собственник ФИО1, прицепа цистерна 5337 - собственник ФИО2, свидетельства о допущении указанных транспортных средств к перевозке опасных грузов, выданные ФИО1 на транспортное средство - автоцистерна МАЗ 5337 (срок действия - до 01.07.2012, продлен до 01.01.2013, до 27.06.2013, 04.01.2014, 04.07.2014, 08.01.2015, 13.07.2015, 11.01.2016, 12.07.2016, 06.01.2017, 09.06.2017, 13.01.2018, 15.07.2018, 11.01.2019), и ФИО2 на транспортное средство - прицеп цистерна 5337 (срок действия - до 01.01.2013, продлен до 27.06.2013, 04.01.2014, 04.07.2014, 08.01.2015, 13.07.2015, 11.01.2016, 12.07.2016, 06.01.2017, 09.06.2017, 13.01.2018, 15.07.2018, 11.01.2019), свидетельство о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, выданное ФИО1 (срок действия - до 22.08.2022, заявление о получении специального разрешения с указанием маршрутов перевозки, а также договоры аренды указанных транспортных средств №1ар и №2ар, заключенные 01.01.2018 с ФИО1 (на транспортное средство - автоцистерна МАЗ 5337) и с ФИО2 (транспортное средство - прицеп цистерна).
В материалы дела Обществом также представлено специальное разрешение 13 №000542 на движение по автомобильным дорогам спорных транспортных средств, выданное Обществу Управлением на предшествовавший спорному заявлению период - с 23.10.2017 по 27.09.2018, а также договор аренды транспортного средства №1 от 01.01.2016, договор аренды транспортного средства №1 от 01.01.2017, договор аренды транспортного средства №1 от 01.01.2016, договор аренды транспортного средства №1 от 01.01.2017.
Доказательства прекращения эксплуатации указанных транспортных средств, перехода транспортных средств к другому перевозчику, оператору или собственнику, указанному в графе 5 Свидетельства, истечения срока действия свидетельства, изменения одной или нескольких из основных характеристик транспортных средств в материалах дела отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Обществом соблюден порядок предоставления документов для выдачи специального разрешения, как подтверждена и безопасность перевозки грузов в отношении указанных транспортных средств, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения.
Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.02.2019 по делу № А39-8522/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
Е.А. Рубис