ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-3643/2021 от 10.06.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«17» июня 2021 года                                                          Дело № А43-18616/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2021 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17 марта 2021 года по делу № А43-18616/2020, принятое по заявлению акционерного общества «Нижегородский Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным отказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в выдаче акционерному обществу «Нижегородский Водоканал» разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск № 1) на 2020-2026 годы, формализованный в письме от 12.03.2020 № 01-15/2030, об обязании Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу принять комплекс мер направленных на выдачу акционерному обществу «Нижегородский Водоканал» разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск № 1) на 2020-2026 годы.

при участии:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 01.01.2021 №7 сроком действия до 31.12.2021 (т. 2 л.д. 69) (представлено удостоверение адвоката), Соколова Е.А. на основании доверенности от 01.01.2021 №2  сроком действия до 31.12.2021 (т. 2 л.д. 70) (представлено удостоверение адвоката)

от ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 11.01.2021 №91 сроком действия до 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании)

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "Нижегородский Водоканал" (далее – заявитель, Общество, АО "Нижегородский Водоканал") с заявлением о признании незаконным отказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора) в выдаче АО "Нижегородский Водоканал" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы, формализованный в письме от 12.03.2020 №01-15/2030, об обязании Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу принять комплекс мер направленных на выдачу акционерному обществу "Нижегородский Водоканал" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области  от 17 марта 2021 года по делу № А43-18616/2020 требования, заявленные АО "Нижегородский Водоканал" удовлетворены. Отказ Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия в выдаче акционерному обществу "Нижегородский Водоканал" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы, формализованный в письме от 12.03.2020 №01-15/2030 признан незаконным. Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу принять комплекс мер направленных на выдачу акционерному обществу "Нижегородский Водоканал" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы. С Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия  в пользу акционерного общества "Нижегородский Водоканал" взысканы  расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000,00 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росприроднадзора обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2021 по делу А43-18616/2020 отменить и принять по делу новый акт.

Ответчик считает вынесенное решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. По мнению Управления Росприроднадзора, оспариваемый отказ является правомерным и обоснованным, поскольку у АО "Нижегородский Водоканал", на момент обращения к заинтересованному лицу, отсутствовал план снижения сбросов, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Отсутствие же с 01.01.2019 правового регулирования порядка согласования уполномоченными органами планов снижения сбросов является основанием для отказа в согласовании таких планов, и, как следствие, для отказа в выдаче разрешения. Управление считает, что в рамках возложенных полномочий им предприняты все необходимые меры по недопущению нарушения законных прав АО "Нижегородский Водоканал".

АО "Нижегородский Водоканал" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором  просит  оставить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2021г. по делу №А43-18616/2020 без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения. АО "Нижегородский Водоканал" указывает, что доводы апелляционной жалобы заявлялись представителями Управления в судебных заседаниях суда первой инстанции. Арбитражным судом Нижегородской области при вынесении Решения на основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела и доказательств по делу была дана надлежащая правовая оценка всем заявленным доводам, а также указаны мотивы, по которым они отклонены судом.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда не законным и не обоснованным.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве апелляционной жалобе, считает решение суда законным и обоснованным.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, АО "Нижегородский водоканал" обратилось в адрес Управление Росприроднадзора (обращение от 29.01.2020 за вх.№03236-Р-С) с заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы.

Управление Росприроднадзора, установив факт отсутствия согласованного с территориальным органом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимого сброса веществ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, приняло решение об отказе в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов, по основанию, предусмотренному п.п."в" п.25 Административного регламента, о чем АО "Нижегородский Водоканал" уведомлен письмом от 12.03.2020 №01-15/2030.

Кроме того, план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, разработанный АО "Нижегородский водоканал", направлялся заявителем на согласование в Управление Росприроднадзора в 2020 году,  однако Управление Росприроднадзора вернуло АО "Нижегородский Водоканал" материалы без рассмотрения со ссылкой на отсутствие правовых оснований по согласованию плана снижения сбросов, разработанного заявителем на 2020-2026 годы.

Дополнительно Управлением Росприроднадзора в письме от 12.03.2020 разъяснены изменения законодательства, вступившие в силу с 01.01.2019, и позволяющие АО "Нижегородский Водоканал" разработать разрешительную документацию с учетом данных требований.

Не согласившись с отказом Управления Росприроднадзора в выдаче АО "Нижегородский Водоканал" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы, формализованный в письме от 12.03.2020 №01-15/2030, АО "Нижегородский Водоканал" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Нижегородской области.

Согласно позиции заявителя, у Управления Росприроднадзора отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на сброс по причине отсутствия согласованного плана снижения сбросов при условии наличия в составе поданных заявителем документов, необходимых для одновременного согласования плана и выдачи разрешения. Возможность обратиться за выдачей разрешения в пределах лимитов в срок до 31.12.2022 установлена законодательно. Заявитель отмечает, что начиная с 2013 года Управление во внесудебном порядке не выдавало АО "Нижегородский водоканал" разрешительную документацию на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. В указанный период АО "Нижегородский водоканал" получало указанную документацию, в том числе и согласовывало планы снижения сбросов в указанный период, исключительно в судебном порядке: дело №А43-29123/2013 - согласование плана снижения сбросов на период 2014-2019г.г. в отношении НСА, дело №А43-27651/2015 - согласование плана снижения сбросов на период 2014-2019г.г., в отношении Водопроводных станций "Слудинская" и "Малиновая гряда", дело №А43-10989/2016 - получение разрешения на сбросы с НСА в пределах лимитов, дело №А43-24401/2017 - получение разрешения на сбросы с НСА в пределах нормативов и лимитов. Вынесение оспариваемого отказа, согласно доводам заявителя, привело к тому, что у АО "Нижегородский Водоканал" отсутствует разрешение на сброс веществ в пределах лимитов по НСА, что влечет для заявителя неблагоприятные последствия в виде увеличения платы АО "Нижегородский Водоканал" за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты. Повышенный размер платы за сброс загрязняющих веществ увеличивает размер денежных обязательств АО "Нижегородский Водоканал", что в свою очередь затрудняет исполнение обязательств, в частности, ставит под угрозу выполнение мероприятий, направленных на соблюдение природоохранного законодательства.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обращаясь с заявлением о выдаче разрешения на сброс в пределах лимитов и одновременном согласовании Плана, АО "Нижегородский водоканал" представило все необходимые документы, при этом отмена постановления Правительства РФ от 10.04.2013 №317 не может препятствовать процедуре согласования Плана снижения сбросов и, как следствие, выдачи разрешения, представленный в Управление Росприроднадзора на согласование План снижения сбросов соответствует требованиям законодательства и отсутствуют какие-либо основания для отказа в рассмотрении и в согласовании указанного документа.

При этом, в качестве  правовосстановительной меры в рассматриваемой ситуации суд первой инстанции посчитал необходимым возложить на Управление Росприроднадзора обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу принять комплекс мер направленных на выдачу акционерному обществу "Нижегородский Водоканал" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы.

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с Положением о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, утвержденном приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 №507 (далее -Положение) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) на территории Нижегородской области и Республики Мордовия.

Порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов, порядок взаимодействия между структурными подразделениями территориальных органов Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, определены приказом Минприроды России от 09.01.2013 №2 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты" (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных в соответствии с требованиями настоящего Регламента (далее - разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений, переоформление разрешения на сбросы, выдача дубликата разрешения на сбросы.

При этом пунктом 13 Административного регламента устанавливает, что разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дмЗ), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (мЗ в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС); в пределах лимитов на сбросы.

Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона №219- ФЗ) (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов.

Согласно статье 22 Федерального закона №7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1).

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (пункт 2).

Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона №7-ФЗ определено, что расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 данного Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 Федерального закона №7-ФЗ. Федеральным законом от 21.07.2014 №219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №219-ФЗ) глава V Федерального закона №7-ФЗ дополнена статьями 23.1 и 31.1.

Пунктами 1 и 2 статьи 23.1 Федерального закона №7-ФЗ предусмотрено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона №7-ФЗ.

Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 указанного Федерального закона.

Статьей 31.1 Федерального закона №7-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, получить комплексное экологическое разрешение (пункт 1). Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона №219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25.12.2018 №496-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №496-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

При этом подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона №496-ФЗ статья 11 Федерального закона №219-ФЗ дополнена частью 1.1, согласно которой, с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона от №219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи. Подпункт "б" пункта 3 статьи 2 Федерального закона №496-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019 (статья 3 Федерального закона №496-ФЗ).

Частью 6 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Таким образом, действующее в спорный период правовое регулирование рассматриваемых правоотношений допускало с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Федерального закона №219-ФЗ, выдачу и переоформление разрешений и документов, в том числе лимитов на сбросы загрязняющих веществ в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

О возможности выдачи или переоформления разрешений на сбросы загрязняющих веществ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до получения ими комплексных экологических разрешений указано в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.01.2019 №РН-03-021-31/2454.

Как верно указал суд первой инстанции, вынося оспариваемый отказ в выдаче АО "Нижегородский Водоканал" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы, формализованный в письме от 12.03.2020 №01-15/2030, Управление Росприроднадзора не учло, что при наличии установленной законодателем возможности переоформить разрешение на сбросы загрязняющих веществ, отсутствие соответствующих правил либо порядка не является препятствием для реализации юридическим лицом предоставленного права. Иное влечет нарушение принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает, в том числе ответственность законодателя за качество принимаемых решений и обеспечение присущей природе законодательных актов стабильности правового регулирования.

Кроме того, срок исполнения АО "Нижегородский Водоканал" обязанности по получению комплексного экологического разрешения истекает 01.01.2022, в связи с чем, отсутствие данного документа в период обращения не могло являться основанием для отказа.

Также суд отмечает, что Федеральным законом от 26.07.2019 №195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон №195-ФЗ) в статью 11 Федерального закона №219-ФЗ внесены изменения.

Согласно части 1.1 статьи 11 Федерального закона №219-ФЗ (в редакции Федерального закона №195-ФЗ) с 01.01.2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Также Федеральным законом №195-ФЗ статья 11 Федерального закона №219-ФЗ дополнена частями 8.1 - 8.2 следующего содержания: до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, указанными в пункте 4 статьи 16.2 Федерального закона №7-ФЗ (часть 8.1.); до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ (часть 8.2).

В силу пункта 8 статьи 11 Федерального закона №195-ФЗ положения статьи 11 Федерального закона №219-ФЗ (в редакции Федерального закона №195-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.

Таким образом, у Управления Росприроднадзора отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на сброс по причине отсутствия согласованного плана снижения сбросов при условии наличия в составе поданных АО "Нижегородский Водоканал" документов, необходимых для одновременного согласования плана и выдачи разрешения.

Довод Управления Росприроднадзора о том, что отсутствие с 01.01.2019 правового регулирования порядка согласования уполномоченными органами планов снижения сбросов является основанием для отказа в согласовании таких планов, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку возможность обратиться за выдачей разрешения в пределах лимитов в срок до 31.12.2022 установлена законодательно и ответчиком  не опровергнута.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что у Управления Росприроднадзора  отсутствуют какие-либо основания для отказа в рассмотрении и в согласовании разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы, в связи с чем отказ Управления Росприроднадзора в согласовании и в выдаче разрешения на сброс является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Относительно правовосстановительной меры,  суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым возложить на Управление Росприроднадзора  обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу принять комплекс мер направленных на выдачу акционерному обществу "Нижегородский Водоканал" разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов по Нижегородской станции аэрации (выпуск №1) на 2020-2026 годы.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие ответчика  с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

         решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17 марта 2021 года по делу № А43-18616/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                       

М.Н. Кастальская

Судьи 

 А.М. Гущина

 Т.В. Москвичева