Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«27» июля 2022 года Дело № А43-6580/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 20.07.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.07.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел апелляционную жалобуакционерного общества «Волгогаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2022 по делу № А43-6580/2022, принятое по заявлению акционерного общества «Волгогаз» о признании незаконным и отмене постановления Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 18.02.2022 № 40094-22/Д.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области (далее по тексту – Комитет), проверяя информацию Ленинградского областного государственного казенного учреждения «Управление лесами Ленинградской области» установил, что в ходе 24.12.2021 в 10 часов 00 минут зафиксирован факт самовольного занятия лесных участков или использования участков для раскорчевки, переработки лесных участков, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей в отсутствие специального разрешения на использование участков.
Результаты осмотра отражены в акте осмотра лесного участка от 24.12.2021, в акте маршрутного патрулирования от 24.12.2021
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, 27.01.2022 уполномоченное должностное лицо Комитета составило в отношении него протокол № 40094-22/Д об административном правонарушении и вынесло постановление от 18.02.2022 № 40094-22/Д о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 20.04.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку нарушение допущено субподрядчиком – обществом с ограниченной ответственностью «АгроТехЦенр», привлеченным для вырубки лесных насаждений.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статья 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для, в том числе, использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее -линейные объекты).
В силу частей 2, 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
В статьях 71 - 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного кодекса.
По смыслу статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесных участков и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов с последующим представлением лесопользователем лесной декларации.
Таким образом, в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда осуществляется пользователем при обязательном оформлении соответствующих документов на участки, в частности: договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется складирование 17 штабелей древесины на общей площади 451,8 кв.м за пределами предоставленного лесного участка в выделе 7, 27 квартала 1055; выделе 16,17,18,19,20,21,22,23 квартала 1056, выделе 21 квартала 1057, выделе 6,7,32 квартала 1060, выделе 4 квартала 1065 Цвылевского Тихвинского лесничества без правоустанавливающих (договора аренды лесного участка) и (или) иных разрешительных документов.
Как следует из материалов дела,на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 08.06.2021 №346-р «О предоставлении частей лесного участка из категорий земель лесного фонда в аренду общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» для строительства линейного объекта в муниципальном образовании Тихвинский муниципальный район Ленинградской области» обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» представлен в аренду сроком на 11 месяцев часть лесного участка общей площадью 19,9216 га для строительства линейного объекта трубопровода подземного «Газопровод межпоселковый от ГРС «Тихвин» до п. Березовик, д. Кайвакса, д. Бор с отводом на п. Царицыно Озеро Тихвинского района».
Между Комитетом и обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» 22.06.2021 заключен Договор аренды лесного участка №1950кс-2021-06.
Должностным лицом Тихвинского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» 24.12.2021 в ходе осмотра лесного участка - трассы газопровода в квартале 1055, 1056, 1057, 1060, 1065 Цвылёвского участкового лесничества установлено, что лесной участок пройден рубкой, заготовленная древесина складирована за границей арендованного участка в 17 штабелей. Общий объем складированной древесины согласно Акту маршрутного патрулирования и Акту осмотра лесного участка от 24.12.2021 составил 451,8 куб.м.
Из материалов дела следует, что между обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» и Обществом 26.10.2020 заключен Договор генерального подряда №18-118/20.
Пунктом 2.1 указанного Договора определено, что генподрядчик (Общество) обязуется в установленный Договором срок выполнить строительно-монтажные работы и передать заказчику (ООО «Газпром межрегионгаз») законченные строительством объекты «Газопровод межпоселковый от ГРС «Тихвин» до п. Березовик, д. Кайвакса, д. Бор с отводом на п. Царицыно Озеро Тихвинского района».
Согласно пункту 7.1 Договора генерального подряда №18-118/20 генподрядчик обязан выполнять работы с соблюдением требований раздела «Охрана окружающей среды». На генподрядчике лежит обязанность по выполнению противопожарных мероприятий, мероприятий по экологической безопасности и охране окружающей среды (пункт 7.6 Договора подряда).
На основании пункта 7.32 Договора генподрядчик обеспечивает экологическую безопасность и охрану окружающей среды на объекте строительства, строительной площадке и территориях временного пользования, не включенных в строительную площадку, для размещения временных зданий и сооружений, в том числе подрядными и субподрядными организациями, организует и осуществляет в соответствии с требованиями законодательства и иных нормативных актов об охране окружающей среды производственный экологический контроль.
Генподрядчик несет в течении всего периода производства работ на территории строительной площадки и прилегающей к ней 50-метровой зоне ответственность за несоблюдение земельного, лесного, водного, санитарно-эпидемиологического и другого природоохранного законодательства (пункт 7.63 Договора).
На основании Акта о передаче площадки под строительство от 12.01.2021 строительная площадка передана Обществу (генподрядчик). При этом с момента подписания Акта генподрядчик принимает на себя всю ответственность и обязательства по содержанию и охране строительной площадки в соответствии с условиями Договора от 26.10.2020 №18-118/20 (пункт 9 Акта).
Таким образом, строительная площадка до приемки заказчиком законченного строительством объекта находится во владении Общества.
Из материалов дела следует, что самовольное занятие лесного участка под складирование штабелей древесины совершено на непосредственно прилегающей к арендованному лесному участку территории, в 50-метровой зоне.
Таким образом, поскольку Общество осуществило складирование штабелей древесины за пределами арендованного лесного участка без специального разрешения на использование данной территории (непосредственно прилегающей к арендованному лесному участку), суд первой инстанции и Комитет пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события вменяемого правонарушения.
Ссылка Общества на то, что фактически правонарушение совершено субподрядчиком – обществом с ограниченной ответственностью «АгроТехЦентр» правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку Общество, являясь генеральным подрядчиком, в силу пунктов 7.63, 7.66 Договора подряда несет ответственность перед заказчиком – обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз» за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком – обществом с ограниченной ответственностью «АгроТехЦентр».
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, суд апелляционной инстанции не усмотрел признаков малозначительности в совершённом Обществом правонарушении.
Основания для применения к Обществу положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае отсутствуют, ввиду наличия угрозы охраняемым общественным отношениям по изложенным обстоятельствам.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения постановления не истек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2022 по делу № А43-6580/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества «Волгогаз» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий | Т.В. Москвичева | |
Судьи | М.Б. Белышкова
|