ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-4459/2021 от 16.06.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир       

«16» июня 2021 года                                                          Дело № А79-1199/2021

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную  жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии  от  19.05.2021 по делу № А79-1199/2021 о  передаче дела по подсудности.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации города Канаш Чувашской Республики ФИО2 (далее по тексту -  администрация), выразившегося в не включении в таблицу 1.5.3 «Данные о применении отопления в жилых помещениях многоквартирных домов с использованием квартирных источников тепловой энергии» Актуализированной схеме теплоснабжения муниципального образования города Канаш на период 2013-2028 года по состоянию на 2020 год (обосновывающие материалы), утвержденную постановлением №601 от 27.08.2020 года, сведений о нежилом помещении №2 в многоквартирном жилом доме №10 по ул.К.Маркса г.Канаш в связи с применением индивидуального источника тепловой энергии, обязании в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в таблицу 1.5.3 «Данные о применении отопления в жилых помещениях многоквартирных домов с использованием квартирных источников тепловой энергии» Схеме теплонабжения муниципального образования города Канаш на период 2013-2028 года по состоянию на 2020 год (Обосновывающие материалы), утвержденной постановлением №601 от 27.08.2020 года и включить данные о нежилом помещении №2 в многоквартирном жилом доме №10 по ул.К.Маркса г.Канаш.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Чебоксары», муниципальное унитарное предприятие «Чистый город муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики», муниципальное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики».

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии 19.05.2021 вынес определение о передаче дела №А79-1199/2021 в Верховный суд Чувашской Республики для направления в суд общей юрисдикции по подсудности.

В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель ФИО1 указывает, что он не предъявляет требования по внесению изменений в постановление № 601 от 27.08.2020, а просит включить спорное помещение в таблицу 1.5.3«Данные о применении отопления в жилых помещениях многоквартирных домов с использованием квартирных источников тепловой энергии» части 5 тома 2 актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования г. Канаш на период 2013 – 2028 по состоянию на 2020 год (Обосновывающие материалы), которая не является нормативно правовым актом.

Администрация  города Канаш Чувашской Республики в отзыве на апелляционную жалобу считает определение суда законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассмотрена судьей в соответствии с частью 5 статьи 39, абзацем вторым части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации единолично без вызова сторон.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.1997 № 17-П и от 31.03.2015 № 6-П нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.

Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010  № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Существенными признаками, характеризующими акты, обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Органы местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ, наделены полномочиями по утверждению и актуализации схем теплоснабжения городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек (пункт 6 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 23).

Требования к схемам теплоснабжения, а также Требования к порядку их разработки и утверждения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154.

В силу пункта 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.

Согласно пункту 26 Требований, схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей менее 500 тыс. человек утверждается главой местной администрации городского поселения, главой местной администрации городского округа.

Согласно пункту 3 Требований схема теплоснабжения состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4 - 22 Требований, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 23 -87 Требований.

В силу пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, раздел 2 «Существующие и перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» содержит описание существующих и перспективных зон действия индивидуальных источников тепловой энергии.

Согласно подпункту «в» пункту 35 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, часть 5 «Тепловые нагрузки потребителей тепловой энергии, групп потребителей тепловой энергии в зонах действия источников тепловой энергии» главы 1 содержит в том числе описание случаев и условий применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Постановлением администрации от 27.08.2020 года №601 утверждена актуализированная схема теплоснабжения муниципального образования город Канаш на период 2013-2028 годы по состоянию на 2020 год.

Согласно части 5 схемы теплоснабжения города Канаш «Тепловые нагрузки потребителей тепловой энергии групп потребителей тепловой энергии в зонах действия источников тепловой энергии» в таблице 1.5.3 приведены данные о применении отопления в жилых помещениях многоквартирных домов с использованием квартирных источников тепловой энергии.

Из пункта 10 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением № 154 от 22.02.2012 (ред. От 16.03.2019), следует, что схема теплоснабжения города подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.

Так же, схема теплоснабжения в соответствии с пунктом 35 Требований к схемам теплоснабжения Постановления № 154 должна содержать описание случаев и условий применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Если схема теплоснабжения в муниципалитете уже утверждена, то в данной схеме должен быть определен перечень домов, где возможно переключение на индивидуальное отопление (с соблюдением порядка отключения).

Таблица 1.5.3 «Данные о применении отопления в жилых помещениях многоквартирных домов с использованием квартирных источников тепловой энергии» составлена с учетом общей методики поквартирного отопления.

Общая мощность источников поквартирного отопления составляет 13,78 МВт или 11,85 Гкал/ч; единичная мощность каждого источника поквартирного отопления-24 кВт; перевод встроенных помещений в домах, отопление которых осуществляется централизованно, на поквартирные источники тепловой энергии запрещается.

Мощность потребления может оказывать влияние на весь микрорайон г. Канаш, затрагивает всех жителей домов, указанных таблице 1.5.3 «Данные о применении отопления в жилых помещениях многоквартирных домов с использованием квартирных источников тепловой энергии».

Постановлением главы администрации муниципального образования г. Канаш от 27.08.2020 №601 утверждена актуализированная схема на теплоснабжение муниципального образования города Канаш на период 2013-2028 года по состоянию на 2020 год.

Данное постановление было принято в соответствии с Законом №131-ФЗ, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», статьей 15 Устава города Канаш Чувашской Республики, с учетом протокола публичных слушаний по проекту «Актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования города Канаш период 2013-2028 года по состоянию на 2020 год», состоявшихся 20.08.2020 года.

Указанное постановление опубликовано на официальном сайте администрации г. Канаш 27.08.2020 года. При этом данный акт администрации рассчитан на неоднократное применение, направлен на обеспечение прав и законных интересов неопределенного круга лиц потребителей тепловой энергии.

Из искового заявления ФИО1 усматривается, что целью его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением является внесение изменений в указанный нормативный акт.

Таким образом,  вывод суда первой инстанции о подведомственности настоящего спора суду общей юрисдикции основан на верном толковании норм права и соответствует материалам дела.

В силу части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Согласно пункту 2Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федеральной от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2.1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о передаче настоящего дела по подсудности в Верховный суд Чувашской Республики – Чувашии для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269,272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии  от  19.05.2021 по делу № А79-1199/2021  оставить без изменения.

Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня принятия.

Судья

Т.В. Москвичева