ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-4462/2021 от 14.07.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«21» июля 2021 года                                                        Дело № А43-22907/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2021.

Постановление в полном объеме изготовлено 21.07.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Кастальской М.Н., Сарри Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» (ИНН 5250046906, ОГРН 1095250001582) на решение Арбитражного суда Нижегородской области  от  27.04.2021 по делу № А43-22907/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (ИНН 5260986962, ОГРН 1145200000428), администрации Кстовского муниципального района.

В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» (далее – Общество) – Мохова М.В. по доверенности от 11.01.2021 №02/21-УК сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (до перерыва в судебном заседании), Родина М.В. по доверенности от 11.01.2021 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании) (после перерыва в судебном заседании).

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области», администрация Кстовского муниципального района, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области – надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» (далее по тексту - Общество) на основании протоколов общих собраний жителей от 21.04.2020, от 28.02.2020, от 13.03.2020 обратилось в администрацию Кстовского муниципального района с заявлениями от 21.04.2020№752, от 16.03.2020№751, от 02.03.2020 №475 о переносе сроков проведения капитального ремонта.

Письмом от 15.07.2020 администрация Кстовского муниципального района направила Обществу протоколы от 19.06.2020 №72, от 19.06.2020 №73, от 19.06.2020 №74 заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Нижегородская область, г.Кстово, пр.Победы, 1А, 40 лет Октября, 14А, пр.Рачкова, 18А., согласно которым  приняты решения о невозможности принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества (утепление фасада) в указанных многоквартирных домах в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, в связи с отсутствием финансовой возможности.

Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием к  некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» о признании их недействительными и к администрации Кстовского муниципального района с требованием о включении в региональную программу на 2021 год проведение работ по утеплению фасадов в вышеуказанных домах.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.

Решением от 27.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество указывает, что судом первой инстанции не учтено, что Фондом капитального ремонта Нижегородской области не была рассмотрена возможность обращения за государственной поддержкой проведения капитального ремонта общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов.

По мнению Общества, региональным оператором не было предоставлено достаточных доказательств в подтверждение отсутствия финансовой возможности для принятия решения о переносе сроков капитального ремонта на более ранние, а так же не предоставлено доказательств обращения за субсидиями полученных из бюджетов.

Представители Общества в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представила, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Частями 1,5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2016 № 134 утвержден порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 4 Постановления №134 установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, осуществляется комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, создаваемой некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области», по инициативе: 1) регионального оператора; 2) лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме; 3) лица, осуществляющего управление многоквартирным домом; 4) органа местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области; 5) органа государственного жилищного надзора Нижегородской области.

Для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, информация о сформированном фонде капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, в том числе в разрезе муниципального района, городского округа Нижегородской области, на территории которого расположен многоквартирный дом, содержащая заключение о достаточности финансовых средств фонда капитального ремонта для финансирования капитального ремонта, предоставляется региональным оператором в комиссию в случае формирования фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома на счете, счетах регионального оператора (пункт 12.1 Постановления №134 в редакции на момент принятия спорных решений).

Пунктами 14, 14.9. Постановления №134 предусмотрено, что Комиссия в течение 30 календарных дней с даты регистрации заявления региональным оператором рассматривает его и принимает решение о необходимости (отсутствие необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта. Данные решения принимаются исходя из следующих факторов: 1) достижения физического износа общего имущества установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности и не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц; 2) имеющейся опасности нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности исходя из акта о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома; 3) наличия финансовой возможности (объем фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов собственников помещений в многоквартирном доме, объем государственной поддержки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах).

Из материалов дела следует, что некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (далее по тексту – региональный оператор, Фонд) создана распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.12.2013 № 2724-р, как некоммерческая организация в форме фонда, в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области (пункт 2 части 5 статьи 4 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» (далее – Закон № 159-З).

Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, подлежащими обязательному исполнению.

Региональный оператор обеспечивает организацию и своевременное проведение, в том числе финансирование, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 № 208 (часть  1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 29 Закона №159-З).

Как следует из материалов дела, в адрес регионального оператора от администрации Кстовского муниципального района поступили обращения о переносе сроков капитального ремонта фасада в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Нижегородская обл., г. Кстово, пр. Победы, д. 1А, пр. Капитана Рачкова, д. 18А, ул. 40 лет Октября, д. 14А в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой.

Согласно региональной программе, ремонт фасада в вышеуказанных многоквартирных домах запланирован: г. Кстово, пр. Победы, д. 1А (2035-2037 годы); пр. Капитана Рачкова, д. 18А (2035-2037 годы); ул. 40 лет Октября, д. 14А (2026-2028 годы).

Вышеуказанные обращения 19.06.2020 были рассмотрены на комиссии по установлению необходимости (отсутствию необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта. По итогам рассмотрения было определено что, исходя из представленной информации о сформированном фонде капитального ремонта в разрезе Кстовского муниципального района Нижегородской области, не предоставляется возможным принять решение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в более ранние сроки, в связи с отсутствием финансовой возможности.

Данное решение было принято на основании пункта 14.9 Порядка исходя из фактора о наличии финансовой возможности (объем фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов собственников помещении в многоквартирном доме, объем государственной поддержки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах).

Кроме того пунктом 12 Порядка предусмотрено, что для принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, информация о сформированном фонде капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, в том числе в разрезе муниципального района, городского округа Нижегородской области, на территории которого расположен многоквартирный дом, содержащая заключение о достаточности финансовых средств фонда капитального ремонта для финансирования капитального ремонта, предоставляется региональным оператором в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области в случае формирования фонда капитального ремонта данного многоквартирного дома на счете, счетах регионального оператора.

Согласно информации о сформированном фонде капитального ремонта в разрезе Кстовского муниципального района по состоянию на 01.06.2020, прогноз остатка (+) / дефицита (-), на конец 2020 года (с учетом краткосрочного плана 2020 года), рассчитанного в соответствии с принципом финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, предусмотренным частью 2 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации, составил - (минус) 12 506 190 рублей 85 копеек.

Действующим законодательством устанавливаются требования к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора. Согласно статье 185 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 32 Закона № 159-З объем средств, которые региональный оператор ежегодно вправе израсходовать на финансирование программы Нижегородской области по капитальному ремонту (объем средств, предоставляемых за счет средств фондов капитального ремонта, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту в будущем периоде), определяется как доля в размере не более девяноста пяти процентов от объема взносов на капитальный ремонт, поступивших региональному оператору за предшествующий год, с учетом остатка средств, не использованных региональным оператором в предыдущем периоде.

При этих обстоятельствах комиссия по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обосновано отказала в переносе сроков капитального ремонта.

Довод Общества об обязанности регионального оператора обратиться за предоставлением мер государственной поддержки отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку согласно статье 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой в том числе управляющим организациям за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта. Доказательств обращения за мерами государственной поддержки Обществом не предоставлено.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемые решения об отказе  в переносе сроков капитального ремонта соответствует жилищному законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Несогласие Общества с оценкой судом первой инстанции представленных документов не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.При этом излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области  от  27.04.2021 по делу № А43-22907/2020  оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» оставить без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 14.05.2021 № 803.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                                           Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                            М.Н. Кастальская

                                                                                             Д.В. Сарри