г. Владимир
06 сентября 2022 года Дело № А38-8354/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Захаровой Т.А., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Доминион» на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.04.2022 по делу
№ А38-8354/2019,
по иску заместителя прокурора Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области к Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, муниципальному образованию «Волжский муниципальный район» в лице администрации, третьи лица - Волжско-Камское Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Марий Чодра», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, общество с ограниченной ответственностью «Доминион», муниципальное казенное предприятие «Тепловые сети» Волжского муниципального района, ФИО1,
об истребовании имущества из чужого незаконного владения
при участии представителей: от Прокуратуры Республики Марий Эл – ФИО2 по доверенности от 31.05.2022 и служебному удостоверению;
установил.
Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с исковым заявлением к ответчикам, Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл и муниципальному образованию «Волжский муниципальный район» в лице администрации, об истребовании земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:124, площадью 5527 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:125, площадью 239 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:5, площадью 2044 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:21, площадью 2012 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:23, площадью 5031 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:28, площадью 1371 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:29, площадью 1062 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:351, площадью 9137 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер; земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:352, площадью 1836 кв.м., расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер.
До вынесения итогового судебного акта прокурором заявлено об отказе от заявленных требований к ответчику, Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:125, 12:15:3401001:5, 12:15:3401001:21, 12:15:3401001:23, 12:15:3401001:28, 12:15:3401001:29, 12:15:3401001:351, 12:15:3401001:352 в связи с их безвозмездной передачей Республикой Марий Эл в федеральную собственность и последующей государственной регистрацией права собственности Российской Федерации в установленном законом порядке (т. 5, л.д. 129-131).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Волжско-Камское Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Марий Чодра», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Марий Эл, общество с ограниченной ответственностью «Доминион», муниципальное казенное предприятие «Тепловые сети» Волжского муниципального района, ФИО1.
Решением от 27.04.2022 Арбитражный суд Республики Марий Эл истребовал из незаконного владения муниципального образования
«Волжский муниципальный район» в лице администрации земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124, площадью 5527 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер, в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области; производство по делу в части требований об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:125, 12:15:3401001:5, 12:15:3401001:21, 12:15:3401001:23, 12:15:3401001:28, 12:15:3401001:29, 12:15:3401001:351, 12:15:3401001:352, прекратил в связи с отказом от иска в указанной части.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Доминион» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит решение отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, апеллянт указывает, что суд первой инстанции принял отказ от иска в части истребования земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:28, 12:15:3401001:29, без привлечения к участию в деле фактических владельцев и пользователей этих земельных участков.
Заявитель жалобы считает, что истцом пропущен срок исковой давности, который следует исчислять с 28.09.2016 (дело №А39-2642/2020).
Представитель Прокуратуры Республики Марий Эл в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Ответчики и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2001 году примерно в 500 м по направлению на юго-запад от ориентира - пересечения автодорог Йошкар-Ола - Казань - Кичиер Республики Марий Эл - был образован земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4 площадью 135 387 кв.м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для лечебно-оздоровительных целей (т. 6, л.д. 157-158). На основании заявления Департамента земельных ресурсов Мингосимущества РМЭ сведения о вновь образованном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с целью дальнейшей регистрации на него права собственности Республики Марий Эл.
28.08.2009 на основании постановления Правительства Республики Марий Эл № 237 от 30.06.1997 и постановления государственного комитета Марийской ССР по управлению государственным имуществом о безвозмездной передаче санатория «Кичиер» в собственность Республики Марий Эл и закреплении на праве оперативного управления за Министерством социальной защиты и труда РМЭ на земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4, в пределах которого был расположен санаторий, зарегистрировано право собственности Республики Марий Эл (т. 2, л.д. 88, 90, 91). Правовым обоснованием регистра¬ции права послужила норма пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» о том, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В результате раздела по распоряжению Министерства государственного имущества Республики Марий Эл земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:4 образованы и поставлены 21.09.2009 на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17, 12:15:3401001:21 - 12:15:3401001:24, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - для лечебно-оздоровительных целей, адрес: Республика Марий Эл, Волжский район, п. Кичиер (т. 2, л.д. 92-93, т. 6, л.д. 1-2, 159-164). Право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано за Республикой Марий Эл 28.06.2010.
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 года № 192-р на основании статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и в целях расширения границ населенного пункта в границы пос. Кичиер Обшиярского сельского округа Волжского района включены земельные участки категории земель - земли особо охраняемых территорий по пе-речню. В приложении к данному распоряжению указано 17 земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17 (т. 1, л.д. 137-141).
В последующем в связи с перераспределением земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17, отнесенных к категории земель населенных пунктов, по заявлению Мингосимуще¬ства РМЭ образованы и поставлены на государственный кадастровый учет 13.09.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 12:15:3401001:122, 12:15:3401001:123, 12:15:3401001:124, 12:15:3401001:125, 12:15:3401001:126, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для лечебно-оздоровительных целей (т. 2, л.д. 96-97). На вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 площадью 5527 кв.м. право собственности Республики Марий Эл зарегистрировано 03.02.2014 (т. 2, л.д. 98).
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Марий Эл № 426-р от 28.09.2020 земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 был безвозмездно передан по акту от 13.11.2020 в собственность Волжского муниципального района Республики Марий Эл с государственной регистрацией перехода права в ЕГРН 12.11.2020 (т. 5, л.д. 3-7, 12-14). Названный земельный участок является объектом заявленного прокурором в интересах Российской Федерации виндикационного иска.
Арбитражным судом установлено, что территория спорного земельного участка входит в состав земель национального парка «Марий Чодра» с момента его создания.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1985 № 400, постановлением Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589 и приказом Министерства лесного хозяйства Марийской АССР № 252 от 06.12.1985 в Марийской АССР создан государственный природный национальный парк «Марий Чодра» Министерства лесного хозяйства РСФСР с предоставлением в пользование 36,6 тыс. га земель государственного лесного фонда в границах Мушмаринского лесхоза (32,4 тыс. га) и части Кужерского лесхоза (4,2 тыс. га). Положение о национальном парке «Марий Чодра» утверждено приложением № 3 к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589, границы национального парка «Марий Чодра» установлены приложением № 2 к названному постановлению (т. 2, л.д. 6-13, т. 3, л.д. 65-70).
Министерством природных ресурсов 16.05.2001 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Марий Чодра», которому по акту № 56 от 13.07.2001 передано имущество от правопредшественника, государственного природного национального парка «Марий Чодра».
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2055-р от 31.12.2008 утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под номером 111 значится национальный парк Республики Марий Эл «Марий Чодра». Приказом Минприроды России № 91 от 12.03.2018 утверждено новое Положение о национальном парке «Марий Чодра» (т. 3, л.д. 55-63).
Из описаний первоначально установленных границ национального парка «Марий Чодра» (приложение № 2 к постановлению Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589), приложенных к Положениям о национальном парке сведений о границах и функциональных зонах парка, материалов лесоустройства 1994 года, включенного в материалы лесоустройства 2004 года, плана лесонасаждений Яльчинского лесничества национального парка «Марий Чодра» достоверно усматривается, что границы парка не изменялись с момента его создания, территория в границах земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:124 с момента создания национального парка «Марий Чодра» и до настоящего времени находится в составе земель национального парка, а именно в пределах включённого в рекреационную зону парка выдела 33 квартала 5 Яльчинского лесничества (т.1, л.д. 157-162, т. 3, л.д. 50-54).
Земли национального парка «Марий Чодра» относятся к федеральной собственности.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020 -1 национальные природные парки, независимо от того, на чьем балансе они находились, и от ведомственной подчиненности, отнесены при разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе Российской Федерации и муниципальную собственность исключительно к федеральной собственности. Порядок разграничения государственной собственности не распространялся лишь на объекты, ранее переданные в собственность субъектов в составе Российской Федерации, городов, районов, и на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц (пункт 16 Постановления).
Сведения об отчуждении до разграничения государственной собственности на земли кому-либо, в частности Республике Марий Эл или Волжскому муниципальному району Республики Марий Эл, части земель национального парка, из которой сформирован спорный земельный участок, отсутствуют.
Принятые в последующем Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статьи 2 и 12) и Земельный кодекс РФ (пункт 6 статьи 95) установили исключительную федеральную собственность на земли национальных парков, являющиеся разновидностью земель особо охраняемых территорий. Право управления национальными парками закреплено за федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Тем самым участок лесного фонда общей площадью 36875 га в границах парка законно и обоснованно зарегистрирован 20.08.2004 на праве собственности за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (т. 3, л.д. 5). За ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» земли национального парка закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 года № 192-р на основании статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191 -ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в целях расширения границ населенного пункта в границы пос. Кичиер Обшиярского сельского округа Волжского района включены земельные участки категории земель особо охраняемых территорий, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17. Однако Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 05.04.2019 по делу № 3а-15/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2019, указанное распоряжение Правительства Республики Марий Эл признано недействующим со дня его принятия (т.1 , л.д. 145-156). Судом указано, что формирование, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17, на землях особо охраняемых природных территорий (национального парка) и передача в собственность юридических и физических лиц, регистрация права собственности и постановка на кадастровый учет не означают изменение категории земель - земли особо охраняемых территорий национального парка «Марий Чодра», границы которого установлены в 1985 году. Тем самым земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 вновь отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Следовательно, Российская Федерация являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 12:15:3401001:4 и образованных из него в последующем земельных участков, а следовательно, является собственником истребуемого земельного участка.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Одним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации.
Право прокурора обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения предусмотрено статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Исходя из статьи 16 Закона об особо охраняемых природных территориях управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 17 Закона об особо охраняемых природных территориях предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Факт нахождения спорного земельного участка в фактическом владении ответчика последним не оспаривается.
Однако такое владение признано судом незаконным, поскольку оно нарушает право федеральной собственности, так как изъятие земель национальных парков в частную собственность запрещено вышеприведенными нормами законодательства.
Тем самым после установления границ национального парка, которые не изменялись, была незаконно изъята часть расположенных в пределах парка земель, оборот которых федеральным законодательством не допускался на момент изъятия и не допускается в настоящее время. К тому же такое отчуждение было недопустимо в связи с единством судьбы земельного участка, находящегося в федеральной собственности, и расположенного на нем национального парка как объекта федерального значения (статья 35 Земельного кодекса РФ). В настоящее время Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» позволяет осуществлять оборот земельных участков только на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения (статья 3.1 и пункт 2 статьи 12). Однако отнесение земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17 к землям населенных пунктов признано решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 29.08.2019 незаконным. При этом наличие в настоящее время в ЕГРН сведений о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта «поселок Кичиер» свидетельствует о неисполнении до настоящего времени вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Марий Эл от 29.08.2019, что подтверждено письмами Администрации Волжского муниципального района и федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» (т. 6, л.д. 80, 116-117), и не может являться основанием для правового вывода о законном исключении спорного земельного участка из состава земель национального парка.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 3 Положения о национальных природных парках РФ и статьи 8 Земельного кодекса РФ создание национальных парков и расширение их территорий, перевод земель в границах таких парков в иную категорию земель осуществляются решениями Правительства Российской Федерации. Государственное управление в области организации и функционирования национальных парков осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в ведение которого переданы особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе национальный парк «Марий Чодра» (постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»). К полномочиям Минприроды России отнесено принятие положений о национальных парках, включающих сведения об их границах, решений о создании охранных зон и об установлении их границ; рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе находящихся в федеральной собственности земель особо охраняемых территорий или земельных участков в составе таких земель в земли другой категории.
Исходя из указанных нормативных правовых актов, постановления Совета Министров РСФСР от 13.09.1985 № 400 и постановления Совета Министров Марийской АССР от 02.12.1985 № 589 01.12.1985 о создании национального парка «Марий Чодра», а также актов об определении его границ земельные участки в составе национального парка «Марий Чодра» имеют особый правовой режим, в соответствии с которым изменение их площади и границ, предполагающее изменение размера территории национального парка, возможно только при условии изменения границ национального парка.
С учетом указанных порядка и компетенции федеральных органов власти распоряжение территориального управления Росимущества по Республике Марий Эл от 02.04.2012 № 460 не может рассматриваться в качестве правового акта об изменении границ национального парка. При этом в законодательно установленном порядке уполномоченным органом границы национального парка «Марий Чодра» после их установления в 1985 году не изменялись.
Следовательно, часть расположенных в пределах парка земель, из которой был образован земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4, считается незаконно изъятой из федеральной собственности в собственность Республики Марий Эл. Республика Марий Эл не представила доказательства законного возникновения у нее права собственности на земельный участок, из которого образованы спорные участки. Государственная регистрация права республиканской собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4 на основании постановления администрации Волжского муниципального района № 335 от 27.05.2011 о передаче участка в безвозмездное срочное пользование Мингосимущества РМЭ является явным и грубым нарушением гражданского и земельного законодательства в части, устанавливающей основания возникновения права собственности на земельные участки.
Поэтому государственная регистрация за Республикой Марий Эл права собственности на указанный земельный участок и последующее распоряжение им и образованными из него земельными участками Министерством государственного имущества РМЭ незаконны. По этим же причинам признается незаконной регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:124 за муниципальным образованием «Волжский муниципальный район Республики Марий Эл».
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о предоставлении Российской Федерацией либо ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» земель, из которых образован земельный участок с кадастровым номером 12:15:3401001:4, указанного земельного участка и образованных из него в последующем земельных участков кому-либо в собственность, в постоянное или временное владение или пользование.
Принятие территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл распоряжения № 460 от 02.04.2012, устанавливающего образование из единого земельного участка национального парка трех земельных участков, не охвативших территорию земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:15, 12:15:3401001:16, 12:15:3401001:17, не свидетельствует в отсутствие правовых актов уполномоченных федеральных органов об изменении границ самого национального парка о выражении Российской Федерацией воли на отчуждение такой территории.
В соответствии с предоставленными федеральным законодателем полномочиями в целях охраны и поддержания режима национальных природных парков, повышения социальной защищенности их работников постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769 утверждено Положение о национальных природных парках Российской Федерации, действующее в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1128 (далее - Положение № 1128). Определяя правовой статус национальных природных парков, пункт 28 Положения № 1128 устанавливает, что земли национальных природных парков являются исключительно федеральной собственностью, и запрещает их изъятие, что соответствует земельному законодательству и законодательству об особо охраняемых природных территориях.
Допуская в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков иных пользователей и собственников, ни Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают изъятие земель национальных парков.
С учетом приведенных положений законодательства территориальный орган федерального агентства по управлению государственным имуществом в 2012 году не мог принять решение об изменении границ национального парка и прекращении права федеральной собственности на земли особо охраняемых природных территорий.
Описательные границы Национального парка были приведены в ранее действовавшем Положении о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Марий Чодра», утвержденном Минприроды России 16.05.2001. При этом приказ от 12.03.2018 № 91 не устанавливает новые и не изменяет ранее установленные границы Национального парка, а лишь воспроизводит их в системе координат МСК-12 (решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2020 по делу № АКПИ20-723).
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к верному выводу о выбытии земельного участка, из которого сформирован спорный земельный участок, из владения Российской Федерации и ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» помимо их воли.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как не опровергающие законность принятого судебного акта и основанные на неправильном понимании норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица ООО «Доминион» сводятся к несогласию с принятием судом первой инстанции отказа прокурора от исковых требований к Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Из материалов дела следует, что прокурором заявлено об отказе от заявленных требований к ответчику, Республике Марий Эл в лице Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 12:15:3401001:125, 12:15:3401001:5, 12:15:3401001:21, 12:15:3401001:23, 12:15:3401001:28, 12:15:3401001:29, 12:15:3401001:351, 12:15:3401001:352 в связи с их безвозмездной передачей Республикой Марий Эл в федеральную собственность и последующей государственной регистрацией права собственности Российской Федерации в установленном законом порядке.
Доказательств принадлежности спорных земельных участков на праве собственности иным лицам материалы дела не содержат, а доводы заявителя апелляционной жалобы не подтверждены документально.
При этом отказ от исковых требований к одному из ответчиков не может нарушать права иных лиц.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленный прокурором частичный отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем правомерно принял данный отказ и в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратил производство по делу в части.
Судом отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано третьим лицом, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков.
В рассматриваемом случае, суд не усматривает возможности по результатам настоящего судебного разбирательства, предъявления ответчиком к которому удовлетворены исковые требования исковых требований к ООО «Доминион».
В связи с чем заявление третьего лица не может являться основанием для применения исковой давности с учетом вышеприведенных разъяснений.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.04.2022 по делу № А38-8354/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Доминион» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | Е.Н. Наумова |
Судьи | Т.А. Захарова Н.В. Устинова |