ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-4682/2022 от 06.10.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

13 октября 2022 года                                                 Дело №А79-7112/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2022.

В полном объеме постановление изготовлено 13.10.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района (ИНН <***>,
ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.05.2022 по делу № А79-7112/2021, принятое по заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>,
ОГРН <***>) к муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района о взыскании задолженности, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу».

В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района - ФИО1 -  директор на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие Жилищно -коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района (далее – МУП ЖКУ,  предприятие,  заявитель ) в Волжско-Камское межрегиональное  управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, заявитель) представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

Согласно представленной декларации  плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами  составила   1 106 руб. 63 коп. (оплачено 20 000 руб.); плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты  - 6 867 руб. 86 коп. (оплачено 80 000 руб.).

 Поскольку  предприятию на основании   свидетельства о постановке на государственный учет  от 21.05.2019 № DFUMLMMV  принадлежит   оказывающий негативное  воздействие  на окружающую среду (НВОС)  объект  II категории - очистные сооружения, к   представленной  декларации     предприятию необходимо было представить  расчеты выбросов и сбросов загрязняющих веществ от работы очистных сооружений.

Поскольку данные     расчеты     к декларации   представлены  не  были,

Управлением произведено доначисление платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и подготовлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год с учетом повышающего коэффициента 100, без применения понижающего коэффициента 0,5.

Сумма платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты начислена Управлением в размере 725 902 руб. 77 коп.

 С  учетом ранее    оплаченной  задолженности общая  задолженность по плате за НВОС за 2020 год составила 627 009 руб. 40 коп.,  в  связи  с чем  Управление направило в  адрес заявителя требование от 21.04.2021 № 08-3413.

Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании с предприятия задолженности по плате  за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2020 год в сумме 627 009 руб. 40 коп. и  соответствующих  пеней за период с 02.03.2021 по 03.02.2022.

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды),Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Постановление  № 255),  приказомМинприроды России от 10.12.2020 № 1043 (далее – Приказ),  решением от 04.05.2022 удовлетворил заявленное требование.

Не согласившись с указанным судебным актом предприятие обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Заявитель указывает, что не относится к водопользователям, осуществляет сброс сточных вод на рельеф местности, поэтому  у него   отсутствует   возможность разработать нормативы допустимых  сбросов (НДС) в водный объект.

Предприятие    обращает  внимание  суда     на то, что   без разработки НДС не имеется возможности разработать и предоставить  декларацию  с  расчетами  платы НВОС по  форме,  установленной приказом  Минприроды России  от  11.10.2018  № 509 (далее – Приказ № 509). 

Предприятие убеждено, что Управление при  расчете  платы  за  сбросы  загрязняющих веществ в  водные  объекты необоснованно  применило повышающий коэффициент равный 100, поскольку норматив допустимого сброса   отсутствует.

Позиция предприятия изложена в апелляционной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало  на     законность и обоснованность  обжалуемого  судебного  акта  и просило  оставить  апелляционную жалобу  без  удовлетворения.

В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя  предприятия, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В силу части 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.

 Пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ  предусматривает, что  плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

В статье 16 Закона об охране окружающей среды определено, что плата за НВОС взимается в   том  числе, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ), платежной  базой   по   которым  в соответствии с     Правилами № 255является объем или масса сбросов загрязняющих веществ.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно.

При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее -лимиты на выбросы и сбросы); в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Согласно пункту 12 Правил № 255 при отсутствии действующих  разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 Правил.

Как следует из материалов дела предприятие является плательщиком платы за НВОС.

В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта,  оказывающего негативное воздействие на окружающую  среду  от 21.05.2019 № DFUMLMMV,  очистным сооружениям,  эксплуатируемым предприятием, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду присвоена II категория НВОС.

Пунктами 1, 4 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории,  одновременно  декларацией о воздействии на окружающую среду представляют расчеты нормативов допустимых сбросов.

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), утверждена приказом № 509.

Поскольку очистные сооружения МУП ЖКУ отнесены ко II категории НВОС, предприятию было необходимо представить декларацию о воздействии на окружающую среду за  2020 год с расчетами выбросов и сбросов загрязняющих веществ от работы очистных сооружений.

Вместе с тем, МУП ЖКУ  такая декларация не была представлена.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяется, в том числе, коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

О необходимости применения повышающего коэффициента 100 (Кпр) в случае сбросов загрязняющих веществ,   превышающих объем или массу сбросов загрязняющих веществ для объектов II категории  указывается также в пунктах 21, 12(1) Правил,  утвержденных Постановлением № 255.

Таким образом, плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие с коэффициентом 100.

Проверив  расчет,  представленный Управлением, суд признал  его   соответствующим     установленному  порядку.

Поэтому суд  пришел к выводу о том, что доначисление   предприятию  платы за  НВОС за 2020 год произведено    Управлением обоснованно.

Судом   апелляционной     инстанции  отклоняется  довод заявителя   об  отсутствии  у него  возможности представить декларацию о НВОС с расчетами нормативов допустимых сбросов ввиду того, что сброс загрязняющих веществ осуществляется не в водный объект, а на рельеф местности.

Актом осмотра (обследования) территории от 12.05.2021  подтверждается, что сточные воды с очистных сооружений   сбрасываются на почву, а в последующем они по естественному уклону местности впадают в р. Волга, тем самым, оказывается негативное воздействие на компонент природной среды -водный объект.

Кроме того,  разделом 2 «Водоотведение» отчета предприятия  № 2-ТП (водхоз)  подтверждается, что приемником  стоков  является  водный  объект – река, а представленная самим заявителем  декларация о плате за НВОС содержит расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Доказательств уплаты сумм, указанных в требовании  от  21.04.2021, заявителем в материалы дела не представлено.   

При таких обстоятельствах, требование Управления о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год обоснованно удовлетворено  судом    первой   инстанции.

С учетом изложенного апелляционная жалоба предприятия по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.05.2022 по делу № А79-7112/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

М.Б. Белышкова

Судьи

А.М. Гущина

М.Н. Кастальская