г. Владимир
13 октября 2022 года Дело №А79-7112/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2022.
В полном объеме постановление изготовлено 13.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района (ИНН <***>,
ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.05.2022 по делу № А79-7112/2021, принятое по заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>,
ОГРН <***>) к муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района о взыскании задолженности, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу».
В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района - ФИО1 - директор на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие Жилищно -коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района (далее – МУП ЖКУ, предприятие, заявитель ) в Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, заявитель) представило декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.
Согласно представленной декларации плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами составила 1 106 руб. 63 коп. (оплачено 20 000 руб.); плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты - 6 867 руб. 86 коп. (оплачено 80 000 руб.).
Поскольку предприятию на основании свидетельства о постановке на государственный учет от 21.05.2019 № DFUMLMMV принадлежит оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) объект II категории - очистные сооружения, к представленной декларации предприятию необходимо было представить расчеты выбросов и сбросов загрязняющих веществ от работы очистных сооружений.
Поскольку данные расчеты к декларации представлены не были,
Управлением произведено доначисление платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и подготовлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год с учетом повышающего коэффициента 100, без применения понижающего коэффициента 0,5.
Сумма платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты начислена Управлением в размере 725 902 руб. 77 коп.
С учетом ранее оплаченной задолженности общая задолженность по плате за НВОС за 2020 год составила 627 009 руб. 40 коп., в связи с чем Управление направило в адрес заявителя требование от 21.04.2021 № 08-3413.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании с предприятия задолженности по плате за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2020 год в сумме 627 009 руб. 40 коп. и соответствующих пеней за период с 02.03.2021 по 03.02.2022.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды),Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Постановление № 255), приказомМинприроды России от 10.12.2020 № 1043 (далее – Приказ), решением от 04.05.2022 удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с указанным судебным актом предприятие обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель указывает, что не относится к водопользователям, осуществляет сброс сточных вод на рельеф местности, поэтому у него отсутствует возможность разработать нормативы допустимых сбросов (НДС) в водный объект.
Предприятие обращает внимание суда на то, что без разработки НДС не имеется возможности разработать и предоставить декларацию с расчетами платы НВОС по форме, установленной приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509 (далее – Приказ № 509).
Предприятие убеждено, что Управление при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты необоснованно применило повышающий коэффициент равный 100, поскольку норматив допустимого сброса отсутствует.
Позиция предприятия изложена в апелляционной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя предприятия, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пункт 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ предусматривает, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В статье 16 Закона об охране окружающей среды определено, что плата за НВОС взимается в том числе, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ), платежной базой по которым в соответствии с Правилами № 255является объем или масса сбросов загрязняющих веществ.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно.
При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее -лимиты на выбросы и сбросы); в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте «б» настоящего пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Согласно пункту 12 Правил № 255 при отсутствии действующих разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 Правил.
Как следует из материалов дела предприятие является плательщиком платы за НВОС.
В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 21.05.2019 № DFUMLMMV, очистным сооружениям, эксплуатируемым предприятием, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду присвоена II категория НВОС.
Пунктами 1, 4 статьи 31.2 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, одновременно декларацией о воздействии на окружающую среду представляют расчеты нормативов допустимых сбросов.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), утверждена приказом № 509.
Поскольку очистные сооружения МУП ЖКУ отнесены ко II категории НВОС, предприятию было необходимо представить декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 год с расчетами выбросов и сбросов загрязняющих веществ от работы очистных сооружений.
Вместе с тем, МУП ЖКУ такая декларация не была представлена.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяется, в том числе, коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
О необходимости применения повышающего коэффициента 100 (Кпр) в случае сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу сбросов загрязняющих веществ для объектов II категории указывается также в пунктах 21, 12(1) Правил, утвержденных Постановлением № 255.
Таким образом, плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие с коэффициентом 100.
Проверив расчет, представленный Управлением, суд признал его соответствующим установленному порядку.
Поэтому суд пришел к выводу о том, что доначисление предприятию платы за НВОС за 2020 год произведено Управлением обоснованно.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя об отсутствии у него возможности представить декларацию о НВОС с расчетами нормативов допустимых сбросов ввиду того, что сброс загрязняющих веществ осуществляется не в водный объект, а на рельеф местности.
Актом осмотра (обследования) территории от 12.05.2021 подтверждается, что сточные воды с очистных сооружений сбрасываются на почву, а в последующем они по естественному уклону местности впадают в р. Волга, тем самым, оказывается негативное воздействие на компонент природной среды -водный объект.
Кроме того, разделом 2 «Водоотведение» отчета предприятия № 2-ТП (водхоз) подтверждается, что приемником стоков является водный объект – река, а представленная самим заявителем декларация о плате за НВОС содержит расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты.
Доказательств уплаты сумм, указанных в требовании от 21.04.2021, заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, требование Управления о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционная жалоба предприятия по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 04.05.2022 по делу № А79-7112/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальных услуг Мариинско - Посадского городского поселения Мариинско - Посадского района – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | М.Б. Белышкова |
Судьи | А.М. Гущина |
М.Н. Кастальская |