ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-4778/2023 от 22.08.2023 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир 

«24» августа 2023 года                                                 Дело № А11-13326/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 22.08.2023

Полный текст постановления изготовлен 24.08.2023.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2023 по делу № А11-13326/2022,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным отказа Департамента сельского хозяйства Владимирской области, изложенного в письме от 15.08.2022 № ДСХ-7804-05-08,

при участии в деле третьего лица – Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье» – ФИО1 по доверенности от 01.11.2022 №1 сроком действия до 31.12.2023;

Министерства сельского хозяйства Владимирской области – ФИО2 по доверенности от 24.01.2023  сроком действия до 31.12.2023;

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – ФИО3 по доверенности от 21.12.2022 №137 сроком действия до 31.12.2023.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье»  (далее – Общество) (правопреемник СПК «Ополье») 15.07.2022 обратилось в Министерство сельского хозяйства Владимирской области (далее – Министерство) с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам за период с 06.06.2016 по 29.08.2021 в сумме 8 488 895 руб. 11 коп.

Письмом от 15.08.2022 № ДСХ-7804-0508 Министерство отказало Обществу в предоставлении субсидии.

В качестве причин отказа Министерством указано на несоблюдение Обществом условия предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 10 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» Приложения к Постановлению Департамента сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области от 06.03.2020 № 5 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в рамках регионального проекта «Поддержка сельскохозяйственного производства и стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области» (далее- Правила № 5), а именно: в связи с несоответствием представленных документов требованиям, установленным названными Правилами, и предоставление их не в полном объеме.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства, изложенного в письме от 15.08.2022 № ДСХ-7804-05-08.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз Российской Федерации).

Решением от 02.06.2023Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы утверждает, чтопункт 10 раздела 2 Правил № 5 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидий, который в качестве таковых не содержит  нарушение срока уплаты начисленных процентов, предусмотренных кредитным договором.

Общество поясняет, что проценты (пени), начисленные вследствие нарушения обязательств по договору об открытии кредитной линии от 04.06.2007 № 074100/0200, к субсидированию им не заявлялись.

Общество полагает, что по смыслу положений пункта 3 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063 (далее – Правила № 1063), подпункта «в», пункта 1 Приложения № 1 к Правилам № 5 срок действия кредитного договора, принятого к субсидированию, может быть увеличен посредством заключения соглашения о продления срока действия кредита.

Общество считает, что в рассматриваемом споре мировые соглашения от 25.05.2016, от 24.09.2019  по делу № 2-270/2016, утвержденные Кольчугинским городским судом Владимирской области, являются частным случаем соглашения, они изменяют условия договора об открытии кредитной линии в части изменения сроков возврата кредита и уплаты процентов по нему.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Министерство и Минсельхоз Российской Федерации в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители Министерства и Минсельхоза Российской Федерации поддержали позицию, изложенную в отзывах на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 10 Правил № 1063 предусматривалось предоставление иных межбюджетных трансфертов при выполнении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 Правил № 1063 направлениям и включающего требования к заемщикам, размеры ставок, перечень документов, необходимых для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации, и сроки их рассмотрения, которые не должны превышать 10 рабочих дней;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление средств из бюджета субъекта Российской Федерации по указанным в пункте 2 Правил № 1063 направлениям.

При этом в силу пункта 11 Правил № 1063 средства из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства из бюджета субъектов Российской Федерации на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.

Согласно пункту 15 Правил № 1063 инвестиционные проекты, прошедшие отбор до 31.12.2016 включительно в порядке, установленном Минсельхозом Российской Федерации для предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), считаются отобранными для целей настоящих Правил и повторному отбору не подлежат.

Представленные заемщиком документы для получения средств из бюджета субъекта Российской Федерации рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней.

Уполномоченный орган вправе предоставить заемщику средства из бюджета субъекта Российской Федерации за несколько месяцев при условии представления заемщиком документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), а также платежных поручений, подтверждающих уплату процентов по кредиту (займу) за период, указанный в заявлении о получении средств из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за предшествующий год (пункт 16 Правил № 1063).

 В соответствии со статьей 78 БК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 №1063 постановлением Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 06.03.2020 № 5 утверждены Правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в рамках регионального проекта «Поддержка сельскохозяйственного производства и стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области согласно приложению к настоящему постановлению (далее – Правила №5, действовали на момент подачи Обществом заявления).

 Согласно пункту 1 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» Приложения к Правилам № 5 субсидии за счет средств областного и федерального бюджетов предоставляются на условиях софинансирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2018 № 1063 «О предоставлении и распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» по кредитным договорам, заключенным на реализацию инвестиционных проектов, отобранных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации до 31 декабря 2016 года включительно, а также инвестиционных проектов, реализация которых начата до 1 января 2010 года и не проходивших процедуру отбора, до дня полного погашения обязательств получателя субсидии в соответствии с кредитным договором.

 В силу пункта 3  раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» Приложения к Правилам № 5 субсидии предоставляются получателям субсидий при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не производится.

 Кредитные организации по 31 декабря 2020 года включительно при необходимости заключают с заемщиками дополнительные соглашения к кредитным договорам (договорам займа) в целях предоставления отсрочки по погашению основного долга, приходящегося на 2020 год, при условии, что срок такой отсрочки не превысит 1 года, в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в таких кредитных организациях.

  В силу пункта 6 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» Приложения к Правилам № 5 для получения субсидий получатели субсидий представляют в Департамент документы, в том  числе копию кредитного договора (пункт 6.2.6).

Основания для отказа в предоставлении субсидий предусмотрены пунктом 10 раздела 2 «Условия и порядок предоставления субсидий» Приложения к Правилам № 5, в том числе несоответствие представленных получателем субсидий документов требованиям, установленным настоящими Правилами предоставления субсидий, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов (пункт 10.2).

Как следует из материалов дела, между Обществом и открытым акционерного общества «Россельхозбанк» (далее - Банк) 04.06.2007  заключен договор об открытии кредитной линии № 074100/0200 с лимитом в размере 34 000 000 руб. со сроком погашения 28.05.2018.

Кредитная линия предоставлена в целях реконструкции  животноводческих ферм (пункт 2.1 договора от 04.06.2007  № 074100/0200).

Согласно пункту 1.7 договора от 04.06.2007  № 074100/0200 (с учетом дополнительного соглашения к нему от 26.09.2014) предоставление кредита осуществляется траншами в валюте кредита (российский рубль), возврат каждого транша осуществляется в соответствии с графиком возврата основного долга. Предоставленный заемщику кредит должен быть возвращен Банку в полном объеме не позднее 28.05.2018 включительно.

В 2007 году Общество подало заявку в Департамент сельского хозяйства Владимирской области (в настоящее время - Министерство) для включения в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию.

По паспорту инвестиционного проекта общий объем финансирования проекта составлял 42 000 000 руб.

Дата начала реализации инвестиционного проекта обозначена как 04.06.2007, плановая дата окончания реализации проекта 04.10.2009.

Договор об открытии кредитной линии от 04.06.2007  № 074100/0200 прошел процедуру отбора согласно пункту 15 Правил № 1063.

Согласно уведомлению от 27.09.2007 № 23/2 Министерство включило Общество в перечень заемщиков на получение целевых средств (субсидий).

Между Обществом и Министерством 12.02.2014  заключен договор государственной поддержки основных направлений сельскохозяйственного производства № 658/14, предметом которого являлась государственная поддержка сельскохозяйственного производства путем возмещения получателю субсидии части затрат на уплату процентов по договору об открытии кредитной линии от 04.06.2007 № 074100/0200.

Аналогичный договор заключен между Обществом и Министерством в 2007 году.

Согласно пункту 4.3 договора от 12.02.2014  № 658/14 настоящий договор действует с момента его подписания до полного исполнения сторонами обязательств в рамках кредитного договора от 04.06.2007  № 074100/0200.

Последняя выплата субсидий была произведена Обществу в 2015 году. В дальнейшем Общество не смогло выполнять свои обязательства по договору от 04.06.2007  № 074100/0200, в связи с чем у Общества перед Банком сформировалась просроченная задолженность, что являлось препятствием для получения субсидий (пункт 11 Правил № 1063).

Между Обществом и Банком 25.05.2016 заключено мировое соглашение, по которому Общество должно было погасить образовавшуюся задолженность с рассрочкой до 2019 года включительно в размере - 23 048 471 руб. 56 коп., в том числе по погашению основного долга - 20 491 714 руб. 31 коп., по начисленным процентам за период с 29.09.2015 по 24.05.2016 - 1 827 090 руб. 99 коп. и пени.

В связи с нарушениями условий мирового соглашения между Обществом и Банком заключено очередное мировое соглашение от 24.09.2019.

Согласно пункту 2 мирового соглашения от 24.09.2019 оно заключается сторонами в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 02.10.2007 3229-Фз «Об исполнительном производстве» для целей установления порядка добровольного погашения задолженности по исполнительным листам, выданным на основании определения Кольчугинского городского суда Владимирской области от 06.06.2016 по делу №2-270/2016.

По мировому соглашению от 24.09.2019 Общество и поручители - физические лица осуществляют погашение требований Банка-взыскателя по взысканию задолженности, возникшей на основании кредитного договора от 04.06.2007  № 074100/0200.

Обществом указанное мировое соглашение исполнено в полном объеме в августе 2021 года.

 В мировом соглашении не содержится указаний на то, что этим соглашением изменяются какие-либо обязанности Общества, вытекающие из кредитного договора  от 04.06.2007  № 074100/0200, напротив, в пункте 4 названного мирового соглашения закреплено, что стороны подтверждают действие кредитного договора от 04.06.2007  № 074100/0200.

Отказывая в предоставлении субсидии, Министерство указало на непредставление кредитного договора, по условиям которого выполнялись обязательства по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов за период с 06.06.2016 по 29.08.2021.

Повторно исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции посчитал правильной позицию Министерства о том, что в рассматриваемом случае дополнительные соглашения к кредитному договору об изменении сроков исполнения обязательств по уплате основного долга и процентов не заключались между Обществом и Банком.

Тем самым Обществом условия выполнения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, предусмотренные кредитным договором от 04.06.2007  № 074100/0200, не выполнялись.

Применительно к Правилам №1063 и Правилам №5 не подлежат субсидированию затраты на уплату просроченной задолженности, погашение которой урегулировано мировым соглашением, заключенным на стадии исполнительного производства.

Суд первой инстанции правильно указал, что представленные Обществом мировые соглашения не согласовывались с Министерством и Минсельхозом Российской Федерации, при том, что они предусматривают существенное увеличение размера причитающейся субсидии по сравнению с первоначальным договором, прошедшим соответствующий отбор, а также отличаются от него по составу лиц.

При таких обстоятельствах отказ Министерства с указанием на несоответствие представленных Обществом документов требованиям, установленным Правилами №5, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов (пункт 10.2 Правил № 5) обоснованно признан судом первой инстанции правомерным.

Суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

 Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

 Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

  Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.06.2023 по делу                           № А11-13326/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Ополье» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                 Т.А. Захарова

                                                                                            М.Н. Кастальская