ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-4868/20 от 26.08.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

«02» сентября 2020 года                                                  Дело №А38-3024/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2020.

Полный текст постановления изготовлен 02.09.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «ТехноПлюс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.07.2020 по делу № А38-3024/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТехноПлюс» о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 12.05.2020 № 004393.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 27.03.2020 № 29 Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее – Министерство) проведен осмотр лесного участка в квартале 64 выделах 2а, 5 б, 6б Учебно-опытного участкового лесничества Куярского лесничества, арендатором которого является общество с ограниченной ответственностью «ТехноПлюс» (далее - Общество).

По результатам проверки составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от 27.03.2020.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Министерства 16.04.2020 составило в отношении него  протокол об административном правонарушении №004393 и 12.05.2020 вынесло постановление № 004393 о привлечении Общества  к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество  обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.07.2020  постановление от 12.05.2020  № 004393изменено в части назначения административного наказания: размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на неправильное применение норм материального права.

Полагает, что использование Обществом участка лесного фонда на основании договора аренды лесного участка, при наличии Проекта освоение лесов, исключает наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считает необоснованным вывод суд первой инстанции о том, что проект освоения лесов, лесная декларация являются теми самыми разрешительными документами, без которых использование лесных участков влечет самовольное занятие последних.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило отказать в её удовлетворении и оставить судебный акт без изменения. Заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

От Общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания.

Ходатайство рассмотрено и отклонено судом апелляционной инстанции ввиду отсутствия процессуальных оснований,

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Под самовольным занятием лесного участка понимается его фактическое занятие при отсутствии воли собственника этого участка (иного уполномоченного лица), выраженной в установленном порядке.

Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется строительство двух элементов благоустройства (физкультурный снаряд - горка), размером 16,6 м х 9,5 м и (физкультурный снаряд - горка), размером 25,6 м х 3,3 м не в соответствии с проектом освоения лесов, а также использование указанного земельного участка без лесной декларации.

Как следует из материалов дела, Общество использует лесной участок на основании договора аренды от 12.09.2017 № 11, заключенного с Министерством лесного и охотничьего хозяйства республики Марий Эл. Предметом договора аренды является земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 12:04:0230106:59.

Следовательно, Общество использует земельный участок лесного фонда на законных основаниях. Наличие договора аренды лесного участка исключает объективную сторону правонарушения, выраженную в самовольном занятии лесных участков, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 21, 26, 41, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утверждёнными приказом Рослесхоза от 21.02.2012 №62, указал на доказанность факта размещения временных строений в местах, не предусмотренных проектом освоения лесов, а лесную декларацию признал разрешительным документом.

Между тем, Проектом освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду Обществу, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 31 июля 2018 № 432 (л.д.21-24) было предусмотрена установка двух физкультурных снарядов – горка. Возведение указанных сооружений в размерах, не соответствующих характеристикам, предусмотренным проектом и не в местах, отведённых для их размещения, является  нарушением проекта, но не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризующуюся возведением построек без специальных разрешений на использование лесных участков.

Из имеющейся в материалах дела тематической  лесной карты (л.д.59-60) видно, что спорные сооружения расположены на арендуемой территории с незначительными отклонениями от предусмотренных проектом мест.

Вывод суда первой инстанции о разрешительном характере лесной декларации основан на неправильном толковании правовых норм.

В силу части 5 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для осуществления рекреационной деятельности осуществляется в соответствии с Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62.

В соответствии с пунктом 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство. При этом в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности размещение временных построек, физкультурнооздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов; лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации подавать ежегодно лесную декларацию.

Требования к лесной декларации установлены в Приказе Минприроды России от 16.01.2015 № 17, в котором указано, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Лесного кодекса лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Таким образом, в лесной декларации содержится намерение стороны, декларация должна соответствовать проекту освоения лесов и договору аренды.

Из системного толкования приведённых норм следует, что, не смотря на обязанность представления лесной декларации, она не обладает признаками разрешительного документа, следовательно, непредставление лесной декларации не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах вывод Министерства и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречит материалам дела, в связи чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.07.2020 по делу № А38-3024/2020 отменить.

Постановление Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл от 12.05.2020 № 004393 признать незаконным и отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                       

Т.В. Москвичева

Судьи 

М.Б. Белышкова

А.М. Гущина