ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-5132/2021 от 05.08.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

12 августа 2021 года                                                  Дело №А43-5108/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2021.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.08.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,

судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2021 по делу                                  № А43-5108/2021, принятое по заявлению муниципального казенного учреждения «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.02.2021 № 11.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Региональная служба по тарифам Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу от 03.08.2021 (входящий № 01АП-5132/21 от 04.08.2021) просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

При рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью «Заводские сети» (далее – ООО «Заводские сети») Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее – РСТ                  по НО, административный орган) установлен факт неправомерного применения муниципальным казенным учреждением «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» (далее – Учреждение, комитет, заявитель) при расчете размера платы за пользование водоотводящими объектами, используемыми для приема и транспортировки сточных вод, тарифа в сфере водоотведения, не установленного РСТ по НО.

По данному факту 23.11.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее определение.

Усмотрев в деянии комитета признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо РСТ по НО 04.02.2021 составило протокол об административном правонарушении № 2.

Постановлением от 18.02.2021 Комитет привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.

При этом, руководствуясь частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), частью 1 статьи 1.6, частью 2 статьи 2.1, частью 2 статьи 14.6КоАП РФ, положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ),Правил пользования водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности г. Нижнего Новгорода, утвержденных постановлением Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 25.06.2008 № 104 (далее – Правила № 104), суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности замены административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

По мнению заявителя срок давности привлечения его к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение, истек.

Кроме того, комитет указывает на отсутствие в его деянии состава вмененного административного правонарушения, поскольку плата за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности, не подлежит тарифному регулированию. Заявитель ссылается при этом на утвержденные постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода Правила пользования водоотводящими объектами, находящимися в собственности города Нижнего Новгорода и установленную плату за пользование ими.

Подробно доводы Комитета приведены в апелляционной жалобе.

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе, за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

На территории Нижегородской области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов в сфере водоотведения, является РСТ по НО. Государственное регулирование тарифов в сфере водоотведения осуществляется посредством установления тарифов для каждой конкретной ресурсоснабжающей организации, осуществляющей деятельность в сфере водоотведения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, распоряжением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.10.2000                            № 3070-р «О мерах по развитию и обслуживанию объектов ливневой канализации г.Нижнего Новгорода» объекты ливневой канализации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода, в т.ч. и Автозаводский главный обводной канал, включены в состав муниципальной имущественной казны г.Нижнего Новгорода.

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 21.12.2006 № 4553 «О передаче имущества муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода» вышеуказанное имущество предоставлено в безвозмездное пользование администрации Автозаводского района                               г. Нижнего Новгорода.

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 10.12.2009 № 5745 Учреждение определено уполномоченным органом по контролю за пользованием водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности г. Нижнего Новгорода, и ему поручено заключать договоры на прием сточных вод с организациями независимо от формы собственности, осуществляющими сброс сточных вод в водоотводящие объекты.

Между ООО «Заводские сети» (абонент) и Комитетом заключен договор от 22.04.2011 №15/01/11 на пользование водоотводящими объектами (далее – договор), в соответствии с которым абонент для транспортировки поверхностных и близких к ним по составу производственных стоков использует водоотводящие объекты и принимает на себя обязательства по выплате абонентской платы за пользование водоотводящими объектами в размере, предусмотренном настоящим договором.

В соответствии с условиями данного договора комитет определяет абоненту размер абонентской платы за пользование водоотводящими объектами в соответствии с Правилами № 104, а также установленным нормативом объемов стоков и фактической концентрацией загрязняющих веществ.

Согласно пункту 1.7 раздела 1 Правил № 104 тариф за пользование водоотводящими объектами утверждается администрацией г. Нижнего Новгорода.

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 20.02.2020 № 577 «Об утверждении тарифа за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода», утвержден тариф за пользование водоотводящими объектами в размере                   7 руб. 70 коп. за 1 куб.м сточных вод.

Во исполнение договора заявитель ежеквартально рассчитывает фактический размер платы за пользование водоотводящими объектами, используемыми для приема и транспортировки сточных вод и выставляет платежные документы за пользование данными водоотводящими объектами, что подтверждается расчетами фактического размера платы за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности за 1, 2, 3 кварталы 2020 года, счетами от 06.04.2020 № 00000060, от 30.06.2020 № 00000147, от 30.09.2020 № 00000216, актами об исполнении обязательств и актами об определении стоимости за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности г.Нижнего Новгорода.

Расчет платы заявителем производился согласно Приложению № 1 к договору по следующей формуле: ВОМС = (Уплан - Уплан х m/n) х Тпл. + Уплан х m/n х Тпл. х К2, где: ПВОМС – плата за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности; Уплан – плановый (нормативный) объем сточных вод, отводимый абонентом через ВОМС; Тпл. – тариф за пользование ВОМС;                  n - общее количество контролируемых показателей (загрязняющих веществ); m - количество контролируемых показателей (загрязняющих веществ), по которым превышены установленные нормативы.

При этом, как следует из писем ООО «Заводские сети» о фактических параметрах за 1, 2, 3 кварталы 2020 года, объем поверхностных сточных вод рассчитывался в среднеквартальном значении, и при расчетах за указанные периоды не изменялся. Вместе с тем, показатели объема производственных сточных вод учитывались согласно данным «Журнала учета водопотребления (водоотведения) сточных вод в водоотводящие объекты» и при расчетах за 1, 2, 3 кварталы 2020 года имели разные количественные значения.

Факт оказания услуг и взимания платы по данному договору заявитель не оспаривает.

Исходя из предмета договора и его фактического исполнения административный орган правомерно установил, что за оказываемые заявителем услуги тарифы подлежат установлению РСТ НО.

Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что он не осуществляет отпуск и прием сточных вод, а также эксплуатацию водопроводных и канализационных систем и, следовательно не является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а его деятельность не подпадает под действие Федерального закона № 416-ФЗ.

С учетом понятий, определенных  статьей 2 Федерального закона                          № 416-ФЗ, суд установил, что заявитель осуществляет эксплуатацию отдельных объектов централизованной системы водоотведения, которые предназначены для приема поверхностных сточных вод и производственных сточных вод, а также последующей транспортировки их в водные объекты города.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Основ ценообразования тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцировано такой категории сточных вод, как поверхностные сточные воды.

При этом в соответствии с пунктом 41 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением или без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, в зависимости от своего предназначения системы водоотведения включают в себя в том числе, централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод.

При этом наличие или отсутствие связи системы ливневой канализации с системой хозяйственно-бытовой канализации правового значения не имеет.

Материалами дела подтверждается, что ливневые объекты водоотведения, с помощью которых осуществляется прием и транспортировка сточныхна территории Автозаводского района г.Нижнего Новгорода, в том число отводимых ООО «Заводские сети», являются составляющими единой централизованной системы водоотведения.

Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оказание услуг по водоотведению с использованием ливневых систем водоотведения относится к регулируемым видам деятельности.

Таким образом, комитет и ООО «Заводские сети» в спорных периодах состояли в фактических договорных отношениях в сфере водоотведения, плата за пользование водоотводящими объектами представляет собой плату за транспортировку сточных вод и подпадает под понятие «водоотведение» в соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ и, согласно положениям подпункта «в» пункта 4, подпункта «б» пункта 11 раздела II Основ ценообразования, подлежит государственному регулированию.

До настоящего времени РСТ по НО не осуществляло государственное регулирование тарифов в сфере водоотведения в отношении заявителя.

Доводу заявителя о применении им величины тарифа, установленного постановлением администрации г. Нижнего Новгорода, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, поскольку указанный тариф не является тарифом на транспортировку сточных вод.

Поэтому факт его применения в расчетах с ООО «Заводские сети» не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя признаков нарушения порядка ценообразования.

Таким образом, комитет неправомерно применил при расчете размера платы за пользование водоотводящими объектами, используемыми для приема и транспортировки сточных вод, тариф в сфере водоотведения, не установленный РСТ по НО.

Доказательств невозможности выполнения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах в деянии комитета имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда о невозможности применения в рассматриваемом случае, статьи 2.9 Кодекса о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.

Оспариваемым постановлением заявителю назначен штраф в размере менее минимального, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, с учетом положения статьи 4.1 КоАП РФ, что свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах по делу.

По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае, заявителю назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) составляет 1 год.

Факт применения в расчетах за транспортировку сточных вод тарифа, не утвержденного РСТ по НО имел место в 1,2, 3 кварталах 2020 года, постановление о назначении административного наказания по делу вынесено 18.02.2021, что свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения заявителя к ответственности.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных комитетом требований.

Апелляционная жалобакомитета по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2021 по делу № А43-5108/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

М.Б. Белышкова

Судьи

А.М. Гущина

 Т.В. Москвичева