г. Владимир
13 октября 2022 года Дело № А79-318/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2022.
В полном объеме постановление изготовлено 13.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремтехсервис» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.06.2022 по делу № А79-318/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ремтехсервис» о признании недействительными решений Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии от 08.11.2021 и от 17.12.2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Ремтехсервис» - ФИО1 на основании доверенности от 09.11.2021 сроком действия на 3 года (т.2, л.д. 33).
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий №01АП-5666/222 от 05.09.2022).
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Ремтехсервис» (далее - ООО «Ремтехсервис», Общество, заявитель) обратилось в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Управление, надзорный орган) с заявлением об изменении присвоенной ранее его деятельности и используемому им производственному объекту - «Цех литейный по производству чугуна» категории риска (класса опасности) на категорию низкого риска (6 класс опасности) согласно Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806 (далее – Правила № 806).
Решением от 08.11.2021 Управление отказало в удовлетворении заявления, ссылаясь на подпункт «б» пункта 20 Правил № 806.
Жалоба ООО «Ремтехсервис», рассмотренная в порядке статьи 43 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) решением от 17.12.2021 оставлена без удовлетворения.
ООО «Ремтехсервис», не согласившись с указанными решениями, обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании их недействительными.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.06.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Ремтехсервис» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой и письменными пояснениями к ней, в которых просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
ООО «Ремтехсервис» в апелляционной жалобе и пояснениях к ней приводит доводы о том, что суд при рассмотрении данного дела вышел за пределы заявленных требований, поскольку законность проведения Управлением проверок является предметом рассмотрения в рамках иных дел.
Заявитель настаивает на том, что он относится к низкой категории риска, как в области гражданской обороны, так и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) и согласно действующему на момент обращения законодательству должен быть включен в соответствующие реестры. При этом указывает, чтодеятельность и объекты ООО «Ремтехсервис» согласно количественным и качественным показателем соответствуют критериям низкого риска и должны быть изменены.
Общество считает ошибочным вывод суда о соответствии заявителя ранее присвоенной категории риска. Заявитель полагает, что в течение 5 дней с момента вступления в силу постановлений Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 №1007 «О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны» (далее – Постановление № 1007) и №1013 «О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее – Постановление № 1013), которыми установлены новые критерии отнесения потенциально опасных объектов к категориям риска, Управление должно внести соответствующие изменения независимо от обращения контролируемого лица.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в ходе судебного заседания.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просило решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося представителя надзорного органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания решений (действий) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 3 статьи 8.1Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее - Правила N 806), а также перечни видов федерального и регионального государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
К указанному перечню отнесены в том числе, государственный надзор в области гражданской обороны и государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Критериями отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», 24.12.2015 № 1418 «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действовавшими до 01.07.2021, ООО «Ремтехсервис» отнесено к высокой категории риска и в области гражданской обороны, и в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как организация, эксплуатирующая потенциально опасный объект.
ООО «Ремтехсервис» с 2018 года включено в Перечень потенциально опасных объектов, утвержденный председателем Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в Чувашской Республикекак опасный производственный объект, на котором получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплавов 500 килограммов и более.
Письмом от 13.02.2018 №928-3-1-6 Управление уведомило ООО «Ремтехсервис» о включении их в указанный Перечень в соответствии с действовавшими в указанный период постановлениями Правительства Российской Федерации № 305 и № 1418.
После завершения проверок в области защиты населения и территорий от ЧС и в области гражданской обороны, проведенных в отношении ООО «Ремтехсервис» (30.06.2021), указанныепостановления утратили силу.
С 01.07.2021 вступили в силу постановления № 1007 и № 1013 которыми установлены новые критерии отнесения к категориям риска (класса опасности)с учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В соответствии с Правилами разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 №1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам» установлен порядок разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам. Критерии должны состоять из конкретных (количественных и качественных) показателей и соответствующих им значений. На основании значений конкретных показателей объекты, подлежащие отнесению к потенциально опасным объектам, включаются в одну из категорий опасности потенциально опасных объектов.
В соответствии с Правилами формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2021 №1155, установлен порядок формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов 1 -6 категорий опасности. Данное постановление вступило в силу только 01.03.2022.
Письмом от 26.08.2021 Общество было уведомлено надзорным органом о том, что с 01.03.2022 будет организована работа по формированию и ведению нового Перечня потенциально опасных объектов (т.1, л.д.11-12).
Между тем, пунктом 25 Положения, утвержденного постановлением № 1013, установлено в случае неприсвоения категорийзначимости категорий опасности потенциально опасным объектам деятельность граждан и организаций, эксплуатирующих такие потенциально опасные объекты, подлежат отнесению к высокой категории риска.
Аналогичные нормы изложены и в пункте 26 Положения, утвержденного постановлением № 1007.
Обществом не оспаривается, что на момент обращения с заявлением в Управление ему в соответствии с указанными постановлениями критерия риска (класса опасности) не присвоена.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Общества о том, что поскольку ему не присвоены определенные категории риска или классы опасности, то в соответствии с пунктом 11 Правил №806 он считается отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет регулирование деятельности, к потенциально опасным объектам, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.08.2021 №273, ООО «Ремтехсервис» относится к потенциально опасным объектам 6 категории опасности (низкий уровень опасности).
Согласно пункту 9 Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов, эксплуатирующие потенциально опасный объект, представляют до 1 декабря 2022 года сведения, необходимые для формирования и ведения перечня, в МЧС России через соответствующие территориальные органы по месту нахождения потенциально опасного объекта или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным довод Общества о том, что в течение 5 дней с момента вступления в силу постановлений № 1007 и №1013, которыми установлены новые критерии отнесения потенциально опасных объектов к категориям риска, Управление должно внести соответствующие изменения независимо от обращения контролируемого лица.
Вопреки утверждению заявителя обжалуемый судебный акт не содержит вывода о законности проведения надзорным органом в отношении заявителя каких-либо проверок, поскольку предметом настоящего спора являются ненормативные правовые акты надзорного органа.
Решение Управления от 08.11.2021 по заявлению Общества об изменении присвоенной ранее деятельности юридического лица категории риска (класса опасности) и решение от 17.12.2021 по жалобе на него соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Материалы дела не содержат доказательств нарушения оспариваемыми заявителем актами Управления прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах оспариваемое Обществом решение Управления соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемых заявителем решений Управления недействительными, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО «Ремтехсервис» требований.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд Чувашской Республики Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ООО «Ремтехсервис» по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченная ООО «Ремтехсервис» подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 14.06.2022 по делу № А79-318/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремтехсервис» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ремтехсервис» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.07.2022 №1274.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | М.Б. Белышкова |
Судьи | А.М. Гущина |
М.Н. Кастальская |