г. Владимир
«29» сентября 2022 года Дело № А43-11961/2022
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кастальской М.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Нижегородской таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 04 июля 2022 года по делу № А43-11961/2022, принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приборы-Системы" (ОГРН1075259004974, ИНН5259069129) о признании незаконным постановления Нижегородской таможни от 29.11.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10408000-1504/2021.
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Приборы-Системы" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным постановления Нижегородской таможни от 29.11.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №104080001504/2021.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2022 года по делу № А43-11961/2022, вынесенным в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд требования общества с ограниченной ответственностью "Приборы-Системы" (ОГРН1075259004974, ИНН5259069129), г.Н.Новгород, удовлетворил, постановление Нижегородской таможни от 29.11.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10408000-1504/2021 признал незаконным и отменил полностью. Также судом отказано в удовлетворении ходатайства Нижегородской таможни о переходе к рассмотрению дела в общем порядке и в удовлетворении ходатайства Нижегородской таможни о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения по делу №а43-11319/2022.
В связи с поступлением ходатайства от заинтересованного лица, судом изготовлен полный мотивированный текст решения от 04 июля 2022 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, Нижегородская таможня обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2022 по делу № А43-11961/2022 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Нижегородская таможня с данным решением суда не согласна, и считает, что выводы суда являются несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование апелляционной жалобы таможня настаивает, что в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Таможня указывает, чтонесвоевременное представление статистической формы учета перемещения товаров является действием, дата совершения данного правонарушения - это дата фактического исполнения обязанностей (в рассматриваемом случае 01.09.2021). Таким образом, по мнению административного органа, в рассматриваемом случае сроки давности привлечения Общества к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, Нижегородской таможней соблюдены, истекают 01.09.2022.
Подробно доводыприведены административным органом в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Настоящая апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела,01.09.2021 Общество представило в Нижегородскую таможню с использованием электронной цифровой подписи на официальном сайте ФТС России в сети Интернет статистическую форму учета перемещения товара с регистрационным номером 10408000/010921 /С 166021.
Данную статистическую форму ООО «ПРИБОРЫ-СИСТЕМЫ» не аннулировало.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме 10408000/010921/С166021 Общество вывезло в Республику Беларусь в адрес ООО «ПРОМКОРОС-Сервис» по договору поставки № 4 от 24.04.2020 товары общей стоимостью - 218025,00 рубль. Отчетный период -июнь 2020 года.
Направление перемещения - экспорт. Страна отправления - Россия. Страна назначения -Республика Беларусь.
Заявителем в статистической форме является генеральный директор ФИО1.
Из представленных копий документов следует, что товары отгружены Обществом в июне 2020 года в Республику Беларусь.
Исходя из требований Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, статистические формы учета перемещения товаров при отгрузке товара Общество должно было представить в таможенный орган не позднее 8-ю рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар был отгружен, т.е. за отчетный период июнь 2020 года - до 13.07.2020 включительно.
Согласно статье 1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которою постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, с учетом положений п.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891, статистические формы учета перемещения товаров при отгрузке товара, Общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар был отгружен, т.е. отчетный период июнь 2020 года - до 15.07.2020 включительно.
Однако, в нарушение данных требований Общество, согласно дате в регистрационном номере представило статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период -июнь 2020 года в Нижегородскую таможню 01.09.2021, т.е. с нарушением установленного законодательством срока.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ 14.10.2021 составил протокол об административной правонарушении по делу №10408000-1504/2021.
29.11.2021 таможенный орган вынес постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10408000-1504/2021, которым привлек Общество к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 50 000рублей.
Не согласившись с указанным постановлением от 29.11.2021 Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Признавая постановление Нижегородской таможни от 29.11.2021 №10408000-1504/2021 незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 ст.19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической
формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 ст.19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста
тысяч рублей.
В соответствии со ст.254 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №289-ФЗ) одной из основных функций (обязанностей) таможенных органов Российской Федерации является ведение таможенной статистики Российской Федерации.
Согласно ст.276 Федерального закона №289-ФЗ таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику. Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно ст.278 Федерального закона №289-ФЗ, статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно ст.1.7. КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размешенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенною электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статистическая форма заполняется в соответствии с правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением №2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329.
Согласно п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки -российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно п.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочею дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 №891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. №1329».
Согласно п.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочею дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в кагором произведены отгрузка или получение товаров.
Согласно п.16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 №891, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 19.7.13 КоАП России предусматривает ответственность для должностных и юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Судом установлено и следует из представленных в материалы дела документов, что товары отгружены Обществом в июне 2020 года в Республику Беларусь.
Исходя из требований Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329, статистические формы учета перемещения товаров при отгрузке товара ООО «ПРИБОРЫ-СИСТЕМЫ» должно было представить в таможенный орган не позднее 8-ю рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар был отгружен, т.е. за отчетный период июнь 2020 года - до 13.07.2020 включительно.
Согласно статье 1.7 КоАП России, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которою постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, с учетом положений п.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 №891, статистические формы учета перемещения товаров при отгрузке товара, Общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар был отгружен, т.е. отчетный период июнь 2020 года - до 15.07.2020 включительно.
Однако, в нарушение данных требований Общество, согласно дате в регистрационном номере представило статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период -июнь 2020 года в Нижегородскую таможню 01.09.2021, т.е. с нарушением установленного законодательством срока.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что оснований для вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности у таможенного органа не имелось, поскольку на момент его принятия истекла давность привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение требований таможенного законодательства Российской Федерации, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом случае соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 15.07.2020 (то есть к определенному сроку), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Поскольку форма статистической отчетности должна была быть представлена в срок до 15.07.2020 к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 15.07.2021, однако административное дело рассмотрено лишь 29.11.2021, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Следовательно, истек срок давности привлечения общества к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления от 29.11.2021.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Нижегородской таможни от 29.11.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10408000-1504/2021.
Судебная практика, на которую ссылается таможенный орган в апелляционный жалобе, не может быть принята во внимание, так как приведенные им судебные акты вынесены по делам с иными правоотношениями и при других установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах.
Все доводы заявителя жалобы, проверены и отклонены как не влияющие на законность принятого судебного акта, они были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, которая подробно изложена в обжалуемом судебном акте по каждому доводу.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04 июля 2022 года по делу № А43-11961/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородской таможни– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.Н. Кастальская