Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«07» сентября 2022 года Дело № А43-10620/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2022 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Национальная геологическая компания» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 июня 2022 года по делу № А43-10620/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Национальная геологическая компания» (ИНН <***>) к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным решения, формализованного в письме от 18.03.2022 №Исх-319-120724/22
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 02.09.2021 сроком действия 3 года, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 25.06.2020 №107724 3047390;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 25.10.2021 №58/21 сроком действия 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 27.06.2017 №107724 1978797; ФИО3 по доверенности от 21.09.2021 №50/21 сроком действия 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 08.04.2009 №ВСГ 3470065; ФИО4 по доверенности от 07.06.2022 №17/22 сроком действия 1 год, специалист
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Национальная геологическая компания» (далее по тексту - заявитель, ООО «Национальная геологическая компания») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство), формализованное в письме от 18.03.2022 №Исх-319-120724/22.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24 июня 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Национальная геологическая компания» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2022 по делу № А43-10620/2022 полностью и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Национальная геологическая компания» к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области удовлетворить в полном объеме.
С решением суда заявитель не согласен, считает, что оно было принято при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении судом норм материального и процессуального права и подлежит отмене.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство просит апелляционную жалобу ООО «Национальная геологическая компания» оставить без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, 28.10.2021 ООО «Национальная геологическая компания» обратилось в Министерство с заявкой №1/28 о включении участка недр «Карачарский», находящегося в 0,7 км юго-западнее д.Карачары Пильнинского района Нижегородской области (площадь участка 0,59 км2 ), в Перечень участков недр местного значения Нижегородской области для геологического изучения, разведки и добычи.
Письмом Министерство от 18.03.2022 №319-120724/22 отказало ООО «Национальная геологическая компания» во включении участка недр «Карачарский» в перечень участков недр местного значения Нижегородской области по причине того, что спорный участок недр расположен в границах территории, являющейся наиболее важной для сохранения предотлетного скопления серого журавля.
Не согласившись с решением Министерства от 18.03.2022 №319-120724/22, ООО «Национальная геологическая компания» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Министерства, формализованное в письме от 18.03.2022 №Исх-319-120724/22, принято в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка №428, в связи с чем отсутсвуют основания для признания его незаконным.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3.105 Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 №965, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области осуществляет подготовку перечней участков недр местного значения в установленном законодательством порядке.
Согласно части 3 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О Недрах» (далее - Закон о недрах) порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Названный порядок в настоящее время утвержден приказом Федерального агентства по недропользованию от 06.10.2020 №428 (далее - Порядок №428).
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней разработан в соответствии со статьей 2.3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" и регламентирует процедуру подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании перечней участков недр местного значения (пункт 1 Порядка №428).
В соответствии с пунктом 2 Порядка №428 в перечень участков недр местного значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях, включаются участки недр, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно пункту 9 порядка №428, в случае, если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения соответствует требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения), направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение: 1) в Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации) - в отношении наличия или отсутствия земельных участков из состава земель обороны, безопасности, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах", в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 2) в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах", в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 3) в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении наличия или отсутствия особо охраняемых природных территорий местного или регионального значения в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, а также запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О недрах", в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 4) пользователю недр - в отношении представления согласия на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (в случае если участок недр, предлагаемый к включению в проект перечня участков недр местного значения, расположен в границах участка недр, предоставленного в пользование, и заявителем не представлено согласие такого пользователя недр). Органы государственной власти Российской Федерации, указанные в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, рассматривают поступившую информацию об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения, в течение 30 рабочих дней со дня ее поступления. Результаты такого рассмотрения оформляются письмом в адрес соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем почтового отправления. Согласие пользователя недр на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (отказ в предоставлении согласия) оформляется письмом в адрес соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации путем почтового отправления.
В соответствии с пунктом 10 Порядка №428 основаниями для отказа во включении участка недр в перечень участков недр местного значения являются: 1) получение информации о наличии земельных участков из состава земель обороны, безопасности в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения; 2) запрет и (или) ограничение пользования недрами в границах участка недр, предлагаемого к включению в перечень участков недр местного значения, в соответствии со статьей 8 Закона о недрах; 3) предлагаемый к включению в перечень участков недр местного значения участок недр не относится к участкам недр местного значения, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах; 4) отказ пользователя недр в предоставлении согласия на включение участка недр в перечень участков недр местного значения (в случае, если участок недр, предлагаемый к включению в проект перечня участков недр местного значения, расположен в границах участка недр, предоставленного в пользование).
В соответствии со статьей 8 Закона о недрах пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено, в том числе в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1).
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2).
Согласно статьям 22, 24 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Предусматриваться мероприятия по сохранение среды обитания животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, не допускаются.
В соответствии с пунктом 3.1. Типового положения о территориях охраняемого ландшафта регионального значения в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 13.08.2007 №288, в границах территорий охраняемого ландшафта постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, приводящая к коренному преобразованию, повреждению и порче ландшафта и его отдельных элементов, влекущая за собой принципиальное нарушение структуры природных комплексов.
В рассматриваемом случае судом установлено, что согласно картографическому материалу участок недр «Карачарский», расположенный в 0,7 км юго-западнее д.Карачары Пильнинского района Нижегородской области, находится в границах территории, планируемой в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 10.08.2006 №591-р «Об особо охраняемых природных территориях» для создания территории охраняемого ландшафта регионального значения «Пойма р.Суры между с.Медяна и с.Ратово и территория предотлетного скопления серых журавлей у с.Рыбушкино, Петряксы, Болтинка» (далее - проектируемая территория охраняемого ландшафта).
В соответствии с пунктом 9 указанного распоряжения проведение работ, связанных с добычей полезных ископаемых, в пределах проектируемых особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) осуществляется по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области в области организации, охраны и использования ООПТ (в настоящее время - Министерство).
Проектируемая территория охраняемого ландшафта организуется, в том числе, с целью охраны Барятинского предотлетного скопления серых журавлей - вида, занесенного в Красную книгу Нижегородской области (Перечни видов (подвидов, популяций) живых организмов, занесенных в Красную книгу Нижегородской области и в приложения к Красной книге Нижегородской области, утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 09.07.2013 №455).
В январе 2021 года состоялось заседание комиссии по Красной книге Нижегородской области по обсуждению вопроса прохождения трассы проектируемой скоростной автомобильной дороги М-12. Данный объект также пересекает проектируемую территорию охраняемого ландшафта в Пильнинском районе между населенными пунктами Языково и Барятино вблизи рассматриваемого участка недр. В ходе данного заседания отмечено, что Барятинское предотлетное скопление серых журавлей - одно из крупнейших в европейской части России. Членами комиссии по Красной книге Нижегородской области были представлены границы территории, являющейся наиболее важной для сохранения указанного предотлетного скопления. Исходя из картографических материалов, рассматриваемый участок недр находится в границах этой территории. Специалистами было указано на то, что одним из лимитирующих факторов для серого журавля является беспокойство в местах предотлетных скоплений (данный фактор отражен в Красной книге Нижегородской области (том I «Животные»), издание 2014 г.). Кроме того, отмечено, что изменение ландшафта может также привести к разрушению предотлетного скопления серых журавлей, т.е. к нарушению путей миграции птиц. Деятельность по добыче недр ведет к изменению ландшафта и сопровождается шумовым воздействием. Таким образом, намечаемая деятельность по добыче недр приведет к разрушению предотлетного скопления серых журавлей, нарушению путей их миграций, что негативно скажется на объекте охраны будущей ООПТ. Кроме того, добыча недр повлечет за собой принципиальное нарушение структуры природных комплексов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения пункта 9 распоряжения Правительства Нижегородской области от 10.08.2006 №591-р «Об особо охраняемых природных территориях», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Министерства, формализованное в письме от 18.03.2022 №Исх-319-120724/22, принято в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка №428, поскольку осуществление деятельности, связанной с добычей недр на участке «Карачарский», согласованию не подлежит.
Довод заявителя о том, что им с целью разработки эффективных природоохранных мероприятий при подготовке проектной документации будут разработаны комплексы мер для сохранения растительного и животного мира, а также мероприятия по сохранению редких видов живых организмов и дополнительные инженерно-экологические изыскания, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку действующим законодательством установлен запрет на производство деятельности по добыче недр на участках, являющихся средой обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления ООО «Национальная геологическая компания» не имеется.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 июня 2022 года по делу № А43-10620/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Национальная геологическая компания» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Национальная геологическая компания» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 20.07.2022 №132.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | А.М. Гущина |
Т.В. Москвичева |