Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«28» сентября 2023 года Дело № А11-4820/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2023 по делу № А11-4820/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КОВРОВЛЕСПРОМ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 28.04.2023 о наложении штрафа по делу № 02/04/14.24-10/2023 об административном правонарушении
при участии:
от заявителя– Добряев Д.А. по доверенности от 11.09.2023 № 50 сроком действия до 01.04.2024, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 29.06.1997 № АВС 0140281;
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 24.07.2023 №МШ/58465/23 сроком действия до 16.01.2024, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 20.05.2007 № ВСГ 0834745
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КОВРОВЛЕСПРОМ" (далее по тексту – ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, в котором просит отменить постановление Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, ответчик) от 28.04.2023 № 02/04/14.24-10/2023 о привлечении ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 01.08.2023 года постановление Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2023 по делу № 02/04/14.24-10/2023 о привлечении ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено в части назначения административного наказания, заменив административный штраф в размере 150 000 руб. на предупреждение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФАС России обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит Первый арбитражный апелляционный суд отменить решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2023 по делу № А11-4820/2023 и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
По мнению ФАС России, в рассматриваемом случае оснований для изменения Постановления ФАС России в части назначения административного наказания не имелось, решение суда первой инстанции в части выводов об обратном принято с нарушением норм материального права, в связи с чем на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт подлежит отмене
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель заявителя в судебном заседании устно возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела,в целях осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623, ФАС России запрошена информация у АО "СПбМТСБ" о внебиржевых договорах.
Запрашиваемая информация была представлена в ФАС России АО "СПбМТСБ" письмом от 09.01.2023 № 3-23-кт (вх. от 09.01.2023 № 1132-ДСП/23).
По результатам рассмотрения представленных материалов ФАС России установлено, что 24.11.2022 ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" подписано дополнительное соглашение № 4 к внебиржевому договору от 16.07.2022 № 110/07/2022-П, согласно которому ООО "Ориентир" приобрело у ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" 250 куб. метров балансов еловых (ОКПД2 02.20.11.132).
Сведения, предусмотренные Положением, были предоставлены ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" на биржу только 02.12.2022, что подтверждается реестром содержащим сведения о заключенных не на организованных торгах договорах по реализации нефтепродуктов, нефти сырой, газа природного, сжиженного углеводородного газа, угля, лесоматериалов, минеральных удобрений нефтью "СПбМТСБ" (регистрационная запись: 5547349).
По данным Рослесхоза, представленным письмом от 16.05.2022 № АП-06-35/11650 (вх. от 16.05.2022 № 88861-М/22) на запрос ФАС России (исх. от 13.04.2022 № В К/3 6209/22), объем вырубки (заготовки) лесоматериалов круглых в соответствии с кодами ОКПД2 (ОК 034-2014) 02.20.11 группой лиц ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" за 2021 год свыше 15 тыс. куб. метров, а именно: "25 642 куб. метров, код: 02.20.11".
На основании изложенного, на ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" распространяются требования Положения о предоставлении на биржу информации о внебиржевых договорах в отношении лесоматериалов.
В связи с установлением указанных обстоятельств определением ФАС России от 10.02.2023 в отношении ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" возбуждено дело № 02/04/14.24-10/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, и проведении административного расследования.
ФАС России составлен протокол об административном правонарушении от 22.02.2023 и вынесено постановление от 28.04.2023 по делу № 02/04/14.24-10/2023 о привлечении ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением ФАС России, ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Изменяя постановление о назначении административного наказания, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначить ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" административное наказание в виде предупреждения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации.
Объект административного правонарушения: общественные отношения, урегулированные законодательством Российской Федерации об организованных торгах, в сфере внебиржевой торговли.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в нарушении пункта 14 Положения, выразившемся в непредставлении информации о дополнительном соглашении, заключенном не на организованных торгах, в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 утверждено Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее - Положение).
Согласно подпункту "и" пункта 2 Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении лесоматериалов круглых в соответствии с кодами ОКПД2 (ОК 034-2014) 02.20.11, 02.20.12 при объеме вырубки (заготовки) группой лиц производителя за предшествующий год свыше 15 тыс. куб. метров и при условии, что объем сделки составляет не менее 60 куб. метров.
В силу пункта 6 Положения предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении товаров, предусмотренных пунктом 2 Положения, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц. Информация о внебиржевых договорах включает сведения, предусмотренные пунктами 13 и 17 Положения, а также сведения о дополнительных соглашениях и изменениях, внесенных во внебиржевые договоры, определяющих (изменяющих) сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения.
В соответствии с пунктом 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (далее - лицо, заключившее внебиржевой договор).
Согласно пункту 14 Положения в отношении товаров, предусмотренных подпунктами "а" и "в" – "о" пункта 2 Положения, сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами "а" – "к" и "м" – "х" пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение и (или) иной документ, определяющий предусмотренные подпунктами "а" – "к" и "м" – "х" пункта 13 Положения сведения) - со дня изменения соответствующих сведений.
В рассматриваемом случае, факт нарушения ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" требований законодательства подтверждается материалами дела.
При изложенных обстоятельствах вывод ФАС России о наличии в действиях ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" события вменяемого административного правонарушения соответствует материалам дела.
Согласно частям 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" предприняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение выявленных нарушений, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Таким образом, бездействие ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ", выразившееся в нарушении стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных Положением сроков предоставления информации об указанном договоре, нарушает пункт 14 Положения и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление принято ФАС России в пределах его полномочий, а также в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Федеральной антимонопольной службы судом не установлено.
Оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае не имеется.
В то же время, исследовав обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным заменить вмененное ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, при этом обоснованно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не ограничиваются проверкой в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", поскольку из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
Доводы ФАС России о том, что ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" ранее привлекалось к административной ответственности судом апелляционной инстанции проверен и признан необоснованным.
Действительно, ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" постановлением по делу об административном правонарушении от 27 декабря 2016 года ООО «КовровЛесПром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Владимирского областного суда от 11 мая 2017 года по делу № 11-91/17 постановление по делу об административном правонарушении от 27 декабря 2016 года и решение судьи Селивановского районного суда от 10 марта 2017 года в отношении ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" оставлены без изменения.
Временем совершения административного правонарушения в рассматриваемом случае является период с 24.11.2022 по 02.12.2022.
Согласно части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В силу части 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Истечение сроков, указанных в статьях 4.6 и 31.9 КоАП РФ, в период течения которых лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключает возможность учета таких административных правонарушений в качестве основания, препятствующего применению взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Таким образом, суд пришел к выводу об истечении периода (срока давности), истечение которого позволяет применить правила о замене административного штрафа на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Ссылки ФАС России на постановление Министерства лесного хозяйства Владимирской области от 26.06.2023 № 06/01-10-68 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "КОВРОВЛЕСПРОМ" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб. не могут быть приняты во внимание, поскольку данное правонарушение совершено после вменяемого ФАС России правонарушения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что применение в данном случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, поскольку сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию, чем достигаются цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.08.2023 по делу № А11-4820/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья | М.Н. Кастальская |
Судьи | Т.А. Захарова |
Т.В. Москвичева |