«11» октября 2022 года Дело № А43-14366/2022
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Нижегородской таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2022 по делу № А43-14366/2022, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоАрм» (ИНН 2130211454, ОГРН 1192130006793) о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни от 04.05.2022 № 10408000-647/2022.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоАрм» (далее по тексту - Общество) 10.04.2022 в автоматическом режиме через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности, размещенный на официальном сайте ФТС России в сети Интернет представило статистическую форму учета перемещения товара с регистрационным номером №10408000/100422/С488690 за февраль 2022 года.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме №10408000/100422/С488690, Общество на основании договора от 08.12.2021 № 08/12/2021 в феврале 2022 году отгрузило в Республику Беларусь товар на общую сумму 1 482 000 рублей.
В соответствии с требованиями Правилведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» при отгрузке товаров в феврале 2022 года Общество должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, то есть до 15.03.2022 включительно.
В нарушение данных требований Общество, предоставило статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период – февраль 2022 года только 10.04.2022, т.е. с нарушением установленного срока.
Ввиду привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании постановления от 26.08.2021 по делу об административном правонарушении № 10408000-001084/2021, Нижегородская таможня (далее по тексту - Таможня), усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составила в отношении него протокол об административном правонарушении от 19.04.2022 №10408000/647/2022.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 04.05.2022 должностное лицо Таможни вынесло постановление № 10408000-647/2022 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 04.08.2022 Арбитражный суд Нижегородской области признал не подлежащим исполнению постановление Таможни от 04.05.2022 № 10408000-647/2022.
В апелляционной жалобе и пояснениях по делу Таможня ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Считает, что выявление и фиксация должностными лицами таможенных органов в ходе анализа сведений ведения статистической отчетности с использованием комплекса программных средств «Статистическое декларирование» фактов совершения административных правонарушений, заключающихся в нарушении срока представления статистических форм учета перемещения товаров, свидетельствует о невозможности применения пункта 5 Федерального закона от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункты 5, 8 Правил № 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил № 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил № 891).
На основании пункта 16 Правил № 891 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, статистическая форма учета Общества должна была быть представлена в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар отгружен со склада, то есть до 15.03.2022 включительно.
Однако в нарушение данных требований (пункта 9 Правил) Общество представило статистическую форму учета за февраль 2022 года только 10.04.2022, то есть с нарушением установленного срока.
Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами административного производства и по существу Обществом не оспаривается.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, Таможня и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Федеральным законом от 23.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон №70-ФЗ) статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из материалов дела постановлением от 04.05.2022 №10408000-645/2022, вступившим в законную силу, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Судом установлено, что данное постановление и оспариваемое постановление вынесены по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, что подтверждается вызовом на составление протоколов об административных правонарушениях от 12.04.2022 №10-0210/0205, докладной запиской от 19 апреля 2022 №10-02-09/0069 и датой представления статистических форм учёта.
Факт представления статистических форм учёта, как за февраль 2022 года, так и за август 2021 года (постановление от 04.05.2022 №10408000-645/2022) в один день -10.04.2022, таможенным органом не отрицается.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что, учитывая положения Закона №70-ФЗ, Общество подлежит привлечению к ответственности как за совершение одного административного правонарушения, в связи с чем, законным является первое (по номеру) постановление о привлечении к административной ответственности от 04.05.2022 №10408000-645/2022.
Довод Таможни о том, что Таможня не проводила контрольно-надзорное мероприятие в рамках государственного контроля, а осуществляла функции таможенной статистики в целях обеспечения сбора и анализа сведений, в связи с чем, на Общество не распространяются положения части 1 и части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку противоречит целям принятия Закона №70-ФЗ, принятого в целях снижение административной нагрузки на предприятия среднего и малого бизнеса.
По смыслу статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Поэтому в целях применения положений части 5 статьи 4.4 понятие «мероприятие контроля (надзора)» следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) и Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон №248-ФЗ),.
Понятие государственного контроля согласно Закону №294-ФЗ и Закон №248-ФЗ по своему содержанию и существу идентично фактическим полномочиям, функциям и задачам, которыми наделены таможенные органы при ведении статистической отчетности.
На основании изложенного, при одновременном поступлении статистических форм учёта, Таможне следовало принять одно постановление, следовательно, оспариваемое постановление принято с нарушением закона, и подлежало отмене.
Признание судом первой инстанции постановления таможенного органа от 04.05.2022 №10408000-647/2022 не подлежащим исполнению, права административного органа не нарушает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2022 по делу № А43-14366/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Нижегородской таможни оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | ФИО1 |