ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-6447/19 от 21.08.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«28» августа 2019 года                                                  Дело № А43-10499/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 28.08.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН <***>,                               ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2019 по делу № А43-10499/2019, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» о признании незаконным и отмене постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 05.03.2019.

В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» – ФИО1 по доверенности от 01.07.2019 № УдЭ/05-10/359 сроком действия до 01.11.2019.

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В ходе осуществления контроля за представлением деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление) проверен порядок представления публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее - Общество) декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 7 (далее - декларация № 7), декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 9 (далее - декларация № 9) в соответствии с Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, за 2 и 3 кварталы 2018 года.

Усмотрев в действияхОбщества состав административного правонарушения, предусмотренного статей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении него протоколы от 24.01.2019 №1/13Ю и №1/14Ю.

Рассмотрев названные протоколы и иные материалы дела, должностное лицо Управления  вынесло постановления от 05.03.2019 №2/13Ю, №2/14Ю о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей по каждому постановлению.

Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными и отмене.

Решением от 14.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

Указывает, что подача декларации лицом, не имеющим лицензию, предусмотренной главой III Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не возможна, так как в декларациях необходимо прописывать сведения о лицензии, таким образом декларации должны предоставлять только лица, имеющие лицензии. Поскольку у Общества отсутствуют лицензии на перевозку, то заполнить данную декларацию не представляется возможным.

Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде штрафа для юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:

-закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно: перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.

Требования пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям по представлению деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции начиная с I квартала 2018 года.

Согласно правовым положениям Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 (далее - Правила) декларации №№ 7, 9 представляются:

-организациями, осуществляющими закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год для производства алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях (пункт 2);

-организациями, осуществляющими перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (пункт 2);

-организациями, осуществляющими закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки и розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), в частности, декларация № 7 (пункт 9);

-организациями, осуществляющими перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в частности, декларация № 9 (пункт 11);

-ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 15);

-по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи» (пункт 16);

-в целом по организации, сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая их обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее -Росалкогольрегулирование) (пункт 17).

Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Следовательно, Правила подлежат применению, в части не противоречащей Федеральному закону № 171 -ФЗ, а, следовательно, пункт 2 Правил в части объема закупаемого этилового спирта (более 200 дал в год) не применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2018 года.

Таким образом, с 01.01.2018 данные организации вне зависимости от объема закупленного спирта обязаны декларировать закупки этилового спирта.

Также с 01.01.2018 организации, перевозившие этиловый спирт в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, обязаны осуществлять декларирование перевозок этилового спирта.

Подача деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - декларации) в Росалкогольрегулирование осуществляется путем использования сервиса «Электронные услуги для организаций» на официальном сайте Росалкогольрегулирования www.fsrar.ru.

В соответствии с пунктом 21 Правил Росалкогольрегулирование и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи. При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи, днем ее представления считается дата ее отправки.

Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 №198 утвержден Формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, который описывает требования к XML файлам (далее - файлам обмена) передачи декларации в форме электронного документа, поэтому т. случае направления декларанту квитанции о приеме декларации в форме электронного документа подтверждается прохождение файлом обмена форматно-логического контроля ввиду соответствия требованиям   нормативных   правовых   актов,   определяющих   порядок заполнения формат представления деклараций, и устанавливается дата представления декларации в форме электронного документа.

Принятые декларации в форме электронных документов находятся в Базе данных деклараций и отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (далее - АИС «Паспорт»), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».

Подсистема декларирования АИС «Паспорт» содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях в форме электронных документов, журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля, механизмы формирования оперативной отчетности.

Как следует из материалов дела, за проверяемый отчетный период Общество осуществляло деятельность по обороту (закупке и перевозке) этилового спирта.

Согласно данным единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) во 2 квартале 2018 года объем поставки спирта этилового ректификованного из непищевого растительного сырья (код вида продукции 025) общество с ограниченной ответственностью «Кировский биохимический завод» (ИНН <***>) в адрес Общества составил 21 дал (объем безводного спирта).

Согласно данным ЕГАИС в 3 квартале 2018 года объем поставки спирта этилового ректификованного из непищевого растительного сырья (код вида продукции 025) общество с ограниченной ответственностью «Кировский биохимический завод» (ИНН <***>) в адрес Общества составил 12 дал (объем безводного спирта).

В ЕГАИС информация о перевозчике этилового спирта не зафиксирована (отсутствует).

Принятые декларации в форме электронных документов находятся в Базе данных деклараций и отображаются в подсистеме декларирования, находящейся в автоматизированной информационной системе формирования и ведения электронных паспортов организаций (далее -АИС «Паспорт»), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».

Подсистема декларирования АИС «Паспорт» содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях в форме электронных документов, журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля, механизмы формирования оперативной отчетности.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

По результатам контроля установлено, что декларации №№ 7, 9 за 2 квартал 2018 года в форме электронных документов в Росалкогольрегулирование Обществом представлены 25.12.2018 с нарушением срока их подачи после 20.04.2018 года, а также за 3 квартал 2018 года в форме электронных документов в Росалкогольрегулирование представлены 30.01.2019, то есть с нарушением срока их подачи после 22.10.2018 года.

Факт несвоевременного представления деклараций № 7, 9 за 2 и 3 кварталы 2018 года в форме электронных документов подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество располагает необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на алкогольную продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в форме электронных документов), но им заблаговременно не приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона № 171-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в части представления деклараций в установленный срок.

В рассматриваемом случае возможность своевременного представления деклараций за 2 и 3 кварталы 2018 года находилась в сфере полного контроля Общества. Непредоставление декларациях в установленный законом срок не было вызвано какими-либо чрезвычайными, либо иными непреодолимыми для заявителя обстоятельствами. Доказательств обратного заявителем в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

При достаточной степени заботливости и осмотрительности Общество ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на профессиональных участников данного рынка, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Довод Общества о том, что оно не обязано предоставлять декларации на данную продукцию поскольку Общество не является перевозчиком спиртосодержащей продукции, закупленная продукция не превышает 200далл, Общество не имеет лицензии на такой вид деятельности, обоснованно не принят судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязаны осуществлять декларирование объема закупки этилового спирта.

Требования пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям по представлению деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции начиная с I квартала 2018 года.

Следовательно, с 01.01.2018 данные организации вне зависимости от объема закупленного этилового спирта, обязаны декларировать объемы его закупки.

Довод Общества об отсутствии возможности подачи деклараций ввиду того, что при их заполнении необходимо указывать сведения о лицензии, которой у Общества не имеется, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку при обращении в административный орган Управление указало Обществу на необходимость заполнения деклараций без указания сведений о лицензии, что подтвердил представитель общества в судебном заседании 10.06.2019.

Более того, представление в дальнейшем Обществом деклараций свидетельствует о том, что у Общества имелась возможность подать данные сведения, однако общество не предприняло своевременно все возможные и зависящие меры.

С учетом изложенного в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель Общества извещен надлежащим образом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.

Первый арбитражный апелляционный суд, исходя из характера вменяемого заявителю правонарушения и обстоятельств его совершения, не находит оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.06.2019 по делу № А43-10499/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                                      Т.В. Москвичева

Судьи                                                                                         А.М. Гущина

                                                                                          М.Н. Кастальская