г. Владимир
«27» октября 2022 года Дело № А79-3390/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.08.2022 по делу № А79–3390/2022,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 24.01.2022 №1418,
при участии в деле третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО1 – лично, на основании паспорта гражданина РФ; ФИО2 по устному ходатайству ФИО1 на основании части 4 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике – ФИО3 по доверенности от 02.09.2022 №35-23/14 сроком действия до 31.12.2022.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее – ФИО1, Предприниматель, налогоплательщик) 24.03.2021 поданы в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – Инспекция, налоговый орган) через Автономное учреждение Чувашской Республики «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее - МФЦ) заявление о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001) и иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации (копия паспорта).
Запись о государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя внесена в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) 29.03.2021.
Предпринимателем заключен договор субподряда с обществом с ограниченной ответственностью «Строй-Сервис» (далее - ООО «Сервис-строй») от 27.04.2021 № 1-2021.
По результатам выполненных работ, на основании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости работ и затрат (форма КС-3) за период с 29.03.2021 по 30.06.2021 ООО «Строй-Сервис» оплатило Предпринимателю платежными поручениями за период с 27.04.2021 по 30.06.2021 денежные средства в сумме 2 575 000 руб.
В период с апреля по июнь 2021 года Предприниматель платежными поручениями от 28.05.2021 № 6 на сумму 6387 руб. 45 коп., от 28.05.2021 № 7 на сумму 24 597 руб. 68 коп., от 04.06.2021 № 8 на сумму 7400 руб., от 17.06.2021 № 13 на сумму 9150 руб., от 28.06.2021 № 18 на сумму 5600 руб., от 30.06.2021 № 21 на сумму 600 руб. уплатил страховые взносы в общей сумме 53 735 руб.
Платежным поручением № 23 Предпринимателем 21.07.2021 произведен авансовый платеж по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) за полугодие 2021 года в размере 100 765 руб., исчисленный из дохода в сумме 2 575 000 руб. с уменьшением суммы авансового платежа на уплаченные страховые взносы (2 757 000 * 6% - 53 735 руб.).
Предпринимателем 15.02.2022 в Инспекцию представлена налоговая декларация по УСН за 2021 год, согласно которой сумма доходов составила 2 575 000 руб., сумма исчисленного налога составила 100 265 руб.
В связи с непредставлением Предпринимателем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года Инспекцией принято решение от 24.01.2022 № 1418 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Предпринимателем в адрес Инспекции по телекоммуникационным каналам связи 15.02.2022 направлено уведомление переходе на УСН № 26.2-1. В данном уведомлении указан признак заявителя - «1» (заявители, подающие уведомление одновременно с документами на государственную регистрацию), признак даты перехода на УСН - «2» (с даты постановки на учет в налоговый орган), признак объекта выбранного налогообложения - «1» (доходы).
Указанное уведомление Инспекцией обработано и сформировано сообщение (форма № 26.2-1) от 01.03.2022 № 2130220000001 о нарушении сроков представления уведомления о переходе на УСН, установленных пунктами 1 и 2 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Предпринимателю 01.03.2022 по телекоммуникационным каналам связи направлено требование о предоставлении пояснений от 01.03.2022 № 5118 о неправомерном представлении налоговой декларации по УСН за 2021 год в связи с отсутствием в Инспекции сведений о предоставлении уведомления о переходе на УСН в порядке и сроки, предусмотренные статьей 346.13 НК РФ.
Предприниматель обратился в вышестоящий налоговый орган с жалобой от 02.03.2022 на решение Инспекции от 24.01.2022 № 1418 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее – Управление, налоговый орган) от 30.03.2022 № 48 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции от 24.01.2022 № 1418.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление.
Решением от 09.08.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил заявленные Предпринимателем требования.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Управление настаивает на том, что налоговое законодательство однозначно определяет порядок приобретения права на применение УСН и последствия несоблюдения этого порядка, следовательно, при отсутствии соответствующего волеизъявления в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ плательщик обязан применять общий режим.
Управление утверждает, что в рассматриваемом случае доказательства признания налоговым органом Предпринимателя в качестве налогоплательщика по УСН отсутствует, напротив, Инспекция своими действиями (перепиской с налогоплательщиком) доказывает факт администрирования Предпринимателя в качестве плательщика налогов по общей системе налогообложения.
Как поясняет Управление, принимая во внимание факт отсутствия у налогового органа сведений (уведомления) о переходе налогоплательщика по УСН, неисполнение Предпринимателем обязанности по предоставлению налоговой отчетности по общей системе налогообложения за 3 квартал 2021 года Инспекция обоснованно приняла решение от 24.01.2022 № 1418 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Управления заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве заинтересованного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской в связи с реорганизацией в форме присоединения на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 31.08.2022.
Рассмотрев ходатайство о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции считает необходимым его удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В этой связи суд апелляционной инстанции производит замену заинтересованного лица по делу - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксарына её правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
Предприниматель в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Предприниматель и его представитель в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статья 76 НК РФ предусматривает один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов - приостановление операций по счетам в банках. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 76 НК РФ под приостановлением операций по счету понимается прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Такой способ обеспечения исполнения обязанностей применяется, в частности, в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган (подпункт 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 76 НК РФ установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
Пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ установлено, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ (пункт 2 статьи 346.11 НК РФ).
В силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять этот специальный налоговый режим.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утвержден 04.07.2018), налоговые органы обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков., не уведомивших инспекцию о переходе на специальный налоговый режим.
Налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления о применении УСН, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.
В силу правовой позиции, сформулированной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 № 229-О, от 28.02.2019 № 279-О, пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, при толковании и применении положений пункта 2 статьи 346.13, подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ судам следует исходить из того, что выбор режима налогообложения (общий или УСН) является правом субъекта малого или среднего предпринимательства; применение субъектами малого и среднего предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер; правовое значение уведомления, направляемого согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты; волеизъявление хозяйствующего субъекта, соответствующего критериям применения УСН, на использование данного специального налогового режима может быть выражено не только в форме письменного уведомления, но и в форме фактического применения данного режима (уплате авансовых и налоговых платежей по УСН, представлении отчетности); функция налогового органа состоит в надлежащем администрировании поступающих налоговых платежей и не может быть использована для принудительного перевода налогоплательщика с УСН на общий режим вопреки волеизъявлению хозяйствующего субъекта (при условии соответствия последнего критериям применения УСН).
Иное толкование указанных законоположений противоречит смыслу и назначению специального режима налогообложения УСН, который в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлен в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в качестве меры, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что с момент регистрации Предприниматель применял УСН, сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи по УСН.
Налоги по общей системе налогообложения Предприниматель не начислял и не уплачивал.
Инспекцией начисление Предпринимателю налогов по общей системе налогообложения не произведено.
Налоговым органом не отрицается, что авансовый платеж в сумме 100 765 руб. по УСН за 2021 год по платежному поручению от 21.07.2021 №23 принят Инспекцией и отражен в лицевом счете Предпринимателя по УСН.
Данное обстоятельство подтверждено представителем Управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Уведомление об отнесении указанного платежа к невыясненным ввиду отсутствия информации о применении Предпринимателем УСН налоговым органом в адрес Предпринимателя не направлялось.
В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ установлено, что по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании пункта 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Предприниматель своевременно (21.07.2021) уплатил авансовые платежи от дохода, полученного в период с апреля по июнь 2021 года, за вычетом страховых взносов.
На момент принятия решения Инспекцией (24.01.2022) сроки для представления налоговой декларации по УСН за 2021 год и уплаты налога (30.04.2022) не наступили. При этом, налоговый орган располагал информацией для того, чтобы квалифицировать деятельность Предпринимателя как осуществляемую в рамках упрощенной системы налогообложения.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля Инспекцией направлено требование о представлении документов от 03.03.2022 № 4535 в адрес ООО «Сервис-строй» по взаимоотношениям с Предпринимателем.
ООО «Сервис-строй» по требованию налогового органа представило договор подряда от 27.04.2021 № 1-2021, акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости работ и затрат (форма КС-3) за период с 29.03.2021 по 30.06.2021, платежные поручения.
В соответствии с пунктом 2.1 договора субподряда от 27.04.2021 № 1-2021 стоимость работ составляет 2 610 000 руб., НДС не облагается.
В актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справках о стоимости работ и затрат (форма КС-3), составленных между ИП ФИО1 и ООО «Сервис-строй», налог на добавленную стоимость не выделен.
Счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость ООО «Сервис-Строй» (ИНН <***>) в адрес Предпринимателя также не выставлялись.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что в настоящем случае, несмотря на отсутствие доказательств своевременного направления в Инспекцию соответствующего письменного уведомления, Предприниматель в 2021 году соответствовал критериям лиц, имеющим право на применение УСН. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предприниматель доказал фактическое применение в 2021 году с момента регистрации в качестве Предпринимателя упрощенной системы налогообложения, своевременную уплату авансовых платежей и налога, своевременное представление налоговой отчетности за спорный период.
При таких обстоятельствах правомерное применение Предпринимателем УСН в 2021 году в отношении деятельности по проведению строительных работ и полученного в 2021 году дохода исключает обязанность по представлению отчетности по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 год.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение от 24.01.2022 № 1418 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, принятое Инспекцией в связи с непредставлением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2021 года, не соответствует действительной налоговой обязанности Предпринимателя по причине правомерного применения УСН в 2021 году, поэтому является незаконным, нарушающим его права и интересы.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
произвести замену Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на его процессуального правопреемника – Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.08.2022 по делу № А79–3390/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
Т.В. Москвичева