Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«20» марта 2019 года Дело № А79-3650/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.03.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.12.2018 по делу №А79-3650/2018, принятое судьей Афанасьевым А.А., по заявлению Министерства внутренних дел по Чувашской Республике о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 04.04.2018 и предписания от 04.04.2018 № 81-К-2018.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерством внутренних дел по Чувашской Республике (далее по тексту - Министерство) 21.02.2018 в 09 час. 56 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115100004118000004 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения административного здания ОМВД России по Моргаушскому району, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 186 010 рублей. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.03.2018 № 0115100004118000004 победителем закупки признано общество с ограниченной ответственностью СК «Алексстрой» (далее по тексту - Общество) с предложением о цене контракта 859 857 рублей 25 копеек.
Указанный протокол размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 20.03.2018.
Министерство 26 марта 2018 года разместило проект контракта с формулировкой пункта 2.1 «Цена Контракта составляет 859 857 рублей 25 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость 18 % в размере 131 164 рублей 67 копеек.
Общество направило протокол разногласий, которым просило, в том числе, указать в проекте контракта «цена контракта составляет 859 857 рублей 25 копеек налогом на добавленную стоимость не облагается». Заказчик в указанной части с протоколом разногласий не согласился.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее по тексту - Управление) 28 марта 2018 года поступила жалоба Общества, в которой указывалось на то, что Общество использует упрощенную систему налогообложения и выполняемые им работы не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, не согласно с выделением суммы налога на добавленную стоимость в проекте контракта.
Решением Управления от 04.04.2018 по делу №81-К-2018 жалоба Общества признана обоснованной на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения административного здания ОМВД России по Моргаушскому району (изв. № 0115100004118000004) и Министерство признано нарушившим часть 1 статьи 34 и часть 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На основании указанного решения Министерству выдано предписание от 04.04.2018 по делу №81-К-2018 об устранении заказчиком -Министерством в срок до 20.04.2018 нарушения части 1 статьи 34 и части 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: направление победителю электронного аукциона (изв. № 0115100004118000004) проекта контракта, исключив из пункта 2.1 слова «в том числе НДС 18 % 131 164 руб. 67 коп.; продление сроков исполнения обязательств по контракту согласно части 7 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», об обеспечении оператором электронной площадки РТС - тендер заказчику - Министерству внутренних дел по Чувашской Республике возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания, об обязании до 23.04.2018 предоставить в Управление информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Министерство обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании их недействительными.
Решением от 20.12.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на неправильное применение норм материального права.
Указывает, что заказчик должен оплатить работы по цене, установленной контрактом согласно аукционной документации, независимо от того является подрядчик плательщиком налога на добавленную стоимость. Направление проекта контракта победителю закупки, применяющему упрощенную систему налогообложения, с выделением налога на добавленную стоимость противоречит требованиям части 1 статьи 34 и части 10 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку выделение налога на добавленную стоимость подразумевает оплату работ по контракту за вычетом размера налога на добавленную стоимость, то есть не по цене, предложенной победителем закупки.
Министерство и Общество отзывы на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
На основании изложенного, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.
В пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.
Как следует из материалов дела, начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 186 010 рублей.
Согласно пункту 5 Информационной карты документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 186 010 рублей. Цена контракта формируется с учетом всех расходов Подрядчика, связанных с выполнением работ по контракту, в том числе: стоимость работ, материалов, оплату труда рабочих, транспортных, накладных расходов, налогов (в том числе налог на добавленную стоимость), сборов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, которые несет Подрядчик при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2.1 Проекта государственного контракта «Цена Контракта составляет ___ рублей (сумма прописью), в том числе НДС по ставке % в размере ____ рублей (сумма прописью).
Цена контракта включает в себя: стоимость строительно-монтажных работ; стоимость материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ; стоимость доставки материалов и оборудования на Объект; стоимость работ по монтажу и пуско-наладке оборудования; стоимость тары, упаковки, погрузочно-разгрузочных работ, транспортных расходов; стоимость сбора, вывоза и утилизации строительного мусора, ТБО, вывоз оборудования с территории (площадки) Объекта; уплату налогов, страхования, обязательных платежей, а также иных расходов Подрядчика, необходимых для исполнения Контракта.
Пунктом 2.3 проекта контракта предусмотрено, что цена Контракта определена на весь срок исполнения Контракта и является твердой. При этом цена Контракта может изменяться только в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом №44-ФЗ и Контрактом.
Из пункта 4.4.4. проекта государственного контракта также следует требовать от Подрядчика представления, кроме того, актов сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счетов и счетов-фактур.
Контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника и на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
В документации по проведению электронного аукциона на право заключения контракта «Выполнение работ по капитальному ремонту ограждения административного здания ОМВД России по Моргаушскому району, в том числе проекте государственного контракта, указана цена, рассчитанная с учетом всех расходов Подрядчика, включая выделенную сумму налога на добавленную стоимость, связанных с выполнением работ по контракту, определение начальной максимальной цены контракта произведено проектно-сметным методом (локальная смета № 1).
В части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что только в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Других обязательных правил для заказчиков, предписывающих уменьшить сумму на размер налога на добавленную стоимость, исключить формулировку о налоге на добавленную стоимость либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с налогом на добавленную стоимость и сметы без налога на добавленную стоимость, то есть разработать условия документации и сформировать цену контракта в зависимости от применения системы налогообложения потенциальным контрагентом закон не содержит. Закон о контрактной системе не регулирует вопросы, связанные с порядком оформления счета-фактуры при заключении контракта с подрядчиком, операции по реализации работ, услуг которого не облагаются налогом на добавленную стоимость.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решение и выданное на его основании предписание о необходимости при направлении проекта государственного контракта участнику закупки, применяющему упрощенную систему налогообложения, устранить нарушения части 1 статьи 34 и части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, то есть путем исключения из пункта 2.1 проекта контракта упоминания о налоге на добавленную стоимость, не соответствует вышеназванным нормам Закона о контрактной системе.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам Управления.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашииполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.12.2018 по делу №А79-3650/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
А.М. Гущина