Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«16» декабря 2020 года Дело № А38-3988/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М.,Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.10.2020 по делу № А38-3988/2020, принятое по заявлению акционерного общества «Марий Эл Дорстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 03.06.2020 № 012/04/14.32-316/2020.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной счетной палатой Республики Марий Эл в отношении государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, направленных на реализацию основного мероприятия «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Республике Марий Эл» подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы «Развитие транспортной системы и повышение безопасности дорожного движения на период до 2022 года» за 2017 год.
Материалы проверки направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление).
Управлением в отношении акционерного общества «Марий Эл Дорстрой» (далее по тексту - Общество) и государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» возбуждено дело № 012/01/16-263/2019 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции).
Решением комиссии Управления от 23.09.2019 по делу № 012/01/16-263/2019 установлен факт нарушения Обществом и государственным казенным учреждением Республики Марий Эл «Марийскавтодор» статьи 16 Закона о защите конкуренции,выразившееся в заключении соглашения о выполнении обществом работ по ремонту, ликвидации дефектов покрытия и содержанию автомобильных дорог в Республике Марий Эл, которое приводит или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления в отношении Учреждения протокола от 19.05.2020 № 012/04/14.32-316/2020 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев указанный протокол и материалы административного дела, должностное лицо Управления 03.06.2020вынесло постановление № 012/04/14.32-316/2020 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 884 400 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 12.10.2020 размер назначенного штрафа уменьшен до 3 000 000 рублей.
В апелляционной жалобе Управление несогласно с решением суда в части снижения размера административного штрафа. Считает, что в рассматриваемом случае снижение административного штрафа не будет отвечать целям административного наказания.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 данного Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В данном случае поводом к возбуждению в отношении Учреждения дела об административном правонарушении и вынесению оспариваемого постановления послужило принятие Управлением решения от 23.09.2019 № 012/01/16-263/2019.
Указанным решением в действиях Общества установлено нарушение требований статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.02.2020 по делу № А38-8914/2019решение Управления от 23.09.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 012/01/16-263/2019 признано законным и обоснованным.
Судом установлено, что 2017 году отношения подряда между ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» и Обществом на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог республиканского значения на общую сумму 36 676 098 рублей возникли до заключения 13 государственных контрактов:- от 08.11.2017 № Ф.2017.467609 (электронный аукцион 0308200000117000091); от 08.12.2017 № Ф.2017.533842 (электронный аукцион № 0308200000117000104); от 08.11.2017 № Ф.2017.467602 (электронный аукцион № 0308200000117000088); от 27.10.2017 Ф.2017.457443 (электронный аукцион № 0308200000117000092); от 27.10.2017 № Ф.2017.457329 (электронный аукцион 0308200000117000095); от 08.11.2017 № Ф.2017.467584 (электронный аукцион 0308200000117000090); от 27.10.2017 № Ф.2017.457420 (электронный аукцион № 0308200000117000097); от 27.10.2017 № Ф.2017.457311 (электронный аукцион № 0308200000117000100); от 27.10.2017 Ф.2017.457316 (электронный аукцион № 0308200000117000101); от 27.10.2017 № Ф.2017.457302 (электронный аукцион № 0308200000117000093); от 27.10.2017 № Ф.2017.467593 (электронный аукцион № 0308200000117000089); от 27.10.2017 № Ф.2017.457088 (электронный аукцион № 0308200000117000099); от 27.10.2017 № Ф.2017.457431 (электронный аукцион № 0308200000117000098).
Согласно актам о приемке выполненных работ формы № КС-2 и исполнительной документации филиалов АО «Марий Эд Дорстрой» (исполнители работ по контрактам на основании договоров субподряда) работы по 12 контрактам были выполнены в период с 27 октября по 12 декабря 2017 года, по 1 контракту – с 8 по 15 декабря 2017 года). При этом по данным исполнительной документации по работам на объектах по ликвидации дефектов покрытия проезжей части автомобильных дорог температура воздуха в соответствующих районах республики составляла в период работы (с 27 октября по 15 декабря) не ниже+10°С.
Между тем по сведениям Марийского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» температура воздуха в соответствующих районах республики составляла от -9 С до +4 С, что не соответствует данным, отраженным в исполнительной документации.
В соответствии с имеющимися в материалах дела путевыми листами и товарно-транспортными накладными на отпуск асфальтобетонной смеси и асфальтобетона, работы, указанные в спорных государственных контрактах, проводились ранее их заключения от 8 до 117 дней.
Государственной счетной палатой Республики Марий Эл при проведении проверки установлено, что объемы асфальтобетона и асфальтобетонной смеси, указанные в путевых листах и товарно-транспортных накладных, оформленных до заключения государственных контрактов, совпадают с объемами, отраженными в актах приемки выполненных работ по форме № КС-2, подписанных заказчиком и подрядчиком при выполнении всех 13 спорных контрактов. Указанные документы содержат наименование автомобильных дорог, являющихся местом разгрузки, соответствующие предметам 13 контрактов.
Путевые листы и товарно-транспортные накладные являются соответствующими Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичными документами, подтверждающими фактическую доставку и приемку асфальтобетона и асфальтобетонной смеси как материалов для выполнения ремонтных работ на объектах, указанных в контрактах.
При этом проведенной контрольным органом проверкой документации в филиалах АО «Марий Эл Дорстрой»: Моркинском, Озеркинском, МариТурекском, Медведевском, Советском, Волжском, Новоторъяльском, выполнение работ в период, указанный в государственных контрактах, не подтвердилось.
Кроме того, из пояснений ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» и Общества от 22.03.2019 на запрос Государственной счетной палаты Республики Марий Эл следует, что работы по объектам, на которые заключены вышеуказанные государственные контракты, были выполнены до их заключения. Работы по указанным контракта выполнялись Обществом на основании предписаний и устных указаний заказчика.
На заседании 01.08.2019 Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 012/01/16-263/2019 директором ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» ФИО1 также даны устные пояснения, подтверждающие, что работы по 13 государственным контрактам были выполнены Обществом до их заключения.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исполнительная документация, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3, акты о приемке выполненных работ формы № КС-2, представленные Обществом для подтверждения выполнения работ в рамках 13 государственных контрактов в декабре 2017 года, являются недостоверными.
Судом установлено, что в действия ГКУ РМЭ «Марийскавтодор»и Общества имеется согласованность, направленная на предоставление Обществом необоснованных преимуществ относительно иных потенциальных застройщиков, лишенных доступа к строительству объекта в обход установленных законодательством процедур.
Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности Управлением антиконкурентных последствий заключённого соглашения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал доказанным событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях Учреждения в виде нарушения им статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Имеющиеся в материалах дела документы, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения не свидетельствуют об их исключительности.
На основании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о необходимости снижения размера штрафных санкций до 3 000 000 рублей.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.10.2020 по делу № А38-3988/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи А.М. Гущина
М.Н. Кастальская