ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-7412/20 от 08.12.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«08» декабря 2020 года                                                    Дело № А43-24059/2020

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В., рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области  от 23.10.2020 по делу                        № А43-24059/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества «Управление отходами - НН» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 15.07.2020 № 515-12-214/2020.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту – Инспекция) в период с 05.07.2020 по 08.07.2020проведена проверка по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, р.п. Первомайский, автобусная остановка «Больничная», в ходе которой выявлен факт невывоза мусора с территории контейнерной площадки.

Вышеназванные обстоятельства зафиксированы в актах проверки (обследования), систематического наблюдения за исполнением обязательных требований от 05.07.2020 № 515-12/214/2020,от 06.07.2020 № 515-12-214-1/2020, от 07.07.2020 №515-12-214-2/2020, от 08.07.2020 №515-12-214-3/2020.

Усмотрев в действиях акционерного общества «Управление отходами-НН» (далее по тексту - Общество) состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 3.07.2020 №515-12-214/2020 и 15.07.2020 вынесло постановление                 №515-12/214/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.

Решением от 23.10.2020 (резолютивная часть от 28.09.2020) заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

Считает, что вина Общества полностью доказана, поскольку именно Общество является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, р.п. Первомайский, автобусная остановка «Больничная» и обязано соблюдать требования Правил №354.

Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг (далее - Правила № 354).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение пункта 17 Приложения №1 к Правилам № 354, выразившееся в невывозе более трёх суток бытового мусора с территории контейнерных площадок (имеется бытовой мусор, не осуществлён подбор мусора после погрузки) по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, р.п. Первомайский, автобусная остановка «Больничная».

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 9 Правил №1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Согласно пункту 10 Правил №1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 11 Правил №1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

В силу пункта 15 Правил №1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Размещение мусора в мусоронакопители возложено в силу приведенных норм на потребителей (в том числе, собственников помещений многоквартирных домов). При невыполнении указанной обязанности надлежащим образом ответственность за обеспечение чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок возлагаются на самих собственников, а также уполномоченные ими управляющие организации. Обеспечение складирования мусора в бункеры и контейнеры, поддержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории не входит в зону ответственности регионального оператора, обязанного осуществить сбор и вывоз мусора, размещенного в бункерах и контейнерах, непосредственно с территории контейнерной площадки.

Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области и является исполнителем коммунальной услуги, на которого возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.

В ходе обследования по адресу: Нижегородская область, Городецкий район, р.п. Первомайский, автобусная остановка «Больничная», установлено скопление мусора и бытовых отходов на прилегающей к контейнерной площадке территории.

Однако из представленных Инспекцией фотографий не следует, что имеющийся на территории контейнерной площадки мусор образовался в результате не осуществленного подбора после погрузки. Из фотоматериалов, являющихся приложением к актам, видно, что на территории контейнерной площадки складируются мешки с мусором, бытовые отходы.

При этом, обязанность по содержанию территории вокруг контейнерных площадок на регионального оператора вышеназванными нормами права не возложена, иное противоречило бы целям его деятельности.

Кроме того, документальных доказательств, свидетельствующих о том, что территория, прилегающая к контейнерной площадке, является специально отведенной площадкой для крупногабаритного мусора, материалы дела не содержат.

На основании изложенного, при наличии вышеперечисленных обстоятельств, зафиксированных в актах с приложенными фотоматериалами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что сам факт складирования около спорных контейнерных площадок мусора не позволяет достоверно установить, что лицом, ответственным за данное нарушение является именно Общество.

Документальных доказательств, опровергающих данное обстоятельство, административным органом в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об  отсутствии события вменяемого правонарушения, соответствует материалам дела.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области  от 23.10.2020 по делу № А43-24059/2020 оставить без изменения.

 Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области оставить   без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                           Т.В. Москвичева