Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
«09» октября 2019 года Дело № А43-3075/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.06.2019 по делу № А43-3075/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» о признании незаконными действий Управления архитектуры, градостроительства и ремонта администрации городского округа город Выкса Нижегородской области.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» – ФИО1 по доверенности от 03.06.2019 сроком действия 1 год.
Управление архитектуры, градостроительства и ремонта администрации городского округа город Выкса Нижегородской области – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество с ограниченной ответственностью «УК «Строймонтаж» – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 30.09.2019 № 1320 (входящий № 01АП-7465/19 от 30.09.2019) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Прокуратура Выксунского района города Выкса – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, в ходатайстве от 01.10.2019 № 6-5-2019 (входящий № 01АП-7465/19 от 30.09.2019) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области – надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» (далее - Общество) 30.07.2018 направило в администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области заявление о согласовании средств размещения информации на территории городского округа город Выкса: тип средства размещения информации - настенная конструкция, отдельные объемные буквы без подложки, с внутренней подсветкой; размер средства размещения - 2,50х0,50м, 1,25м; место размещения средства наружной рекламы и информации - 607060, <...>.
Письмом от 08.08.2018 (исх.№412) отдел архитектуры и градостроительства управления архитектуры, градостроительства и ремонта администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Управление) согласовал размещение на боковом фасаде дома над входом со стороны главного фасада дома (справа от входа в занимаемое помещение) вывески размером 2,50х0,45м, выполненной в виде объемных световых букв «Красное&Белое», и логотипа 0,20х0,50м, согласно представленному эскизному проекту.
На основании обращения председателя совета многоквартирного дома №2 по ул.Белякова г.Выкса Нижегородской области Выксунской городской прокуратурой проведена проверка законности согласования должностными лицами администрации размещения указанной вывески «Красное&Белое» на боковом фасаде многоквартирного дома №2 по ул.Белякова г.Выкса Нижегородской области, по результатам которой, установив, что названная конструкция (вывеска) является рекламной, и согласование ее размещения является незаконным ввиду отсутствия согласия собственников МКД, Выксунским городским прокурором главе местного самоуправления г.о.г.Выкса Нижегородской области 02.10.2018 выдано представление №1346ж-2018 об устранении нарушений федерального законодательства.
В связи с чем, письмом от 28.11.218 (исх.№654) Управление отозвало вышеназванное согласование размещения на боковом фасаде дома вывески магазина «Красное&Белое», расположенного по адресу: <...>, размером 2,50х0,50м, 1,25м, выполненной в виде объемных световых букв, и логотипа размером 0,20х0,50м.
Не согласившись с действиями Управления, выразившихся в отзыве ранее выданного разрешения на размещение вывески магазина «Красное&Белое», расположенного по адресу: <...> от 28.11.2018 года №654, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их незаконными.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.06.2019в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Указывает, что вывеска с обозначением «Красное&Белое» установлена в пределах границ арендуемого помещения, для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении входа в магазин. Содержащаяся на вывеске надпись не носит рекламный характер. Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили, явку полномочных представителей не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Постановлением администрации городского округа г. Выкса Нижегородской области от 27.03.2012 N 959 утверждены Правила размещения объектов наружной рекламы и информации в городском округе город Выкса Нижегородской области (далее - Правила №959), в соответствии с положениями которых отдел архитектуры и градостроительства управления архитектуры, градостроительства и ремонта администрации городского округа город Выкса Нижегородской области рассматривают и утверждают предлагаемые к размещению модели конструкций.
Согласно пунктам 2, 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) настоящий закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя, которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пункта 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.3.8 Правил №959 к объектам наружной рекламы относятся рекламные щиты, стенды, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), размещенные на земле или внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта, в кабинах таксофонов, уличных туалетах, на, в киосках и других объектах городской инфраструктуры, установленные на территории городского округа город Выкса в целях распространения рекламы.
Работы по установке (монтажу), эксплуатации и демонтажу рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правоположений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде дома требуется согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение соответствующего договора. Названное требование распространяется на случаи установки и эксплуатации рекламной конструкции.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 1 Постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», следует, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.
При этом при применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота (абзац 2 пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Так, не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой (абзац 5 пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Системное толкование указанных норм права позволяет придти к выводу о наличии различных оснований для размещения информации: реклама, соответствующая требованиям пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, целью которой является формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования (к которым относятся и средства индивидуализации юридического лица); иные информационные конструкции, а также информация, размещаемая в силу требований законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2014 № 303-ЭС14-395).
Как разъяснено в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», по смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Следовательно, коммерческое обозначение является средством индивидуализации юридического лица, а значит, может быть объектом рекламирования.
При этом, учитывая положения пункта 2 статьи 2 Закона о рекламе, его действие не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (подпункт 5 пункта 2 названной статьи).
В пункте 4 письма ФАС России от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации» также разъяснено, что вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обращаясь с заявлением о согласовании средств размещения информации, общество указало следующие параметры испрашиваемой к размещению конструкции: настенная конструкция, отдельно стоящие объемные буквы без подложки, с внутренней подсветкой, размер средства размещения информации: 2,50х0,50м, 1,25м, место размещения: <...>.
Согласно эскизу предлагаемой к размещению конструкции она представляет собой обозначение, состоящее из отдельных объемных световых букв «Красное&Белое».
Вместе с тем, исходя из содержания, внешнего вида и объема указанной конструкции, следует, что ее содержание не отвечает признакам, предъявляемым статьей 9 Закон о защите прав потребителей к раскрытию информации, необходимой потребителю.
В частности, в данной конструкции отсутствуют какие-либо сведения о фирменном наименовании общества, месте его нахождения и режиме работы (статья 3 Закона о защите прав потребителей).
Информация, предусмотренная статьей 9 Закона о защите прав потребителей (наименование Общества, адрес и режим работы), с использование товарного знака «Красное&Белое» размещена Обществом перед входом в магазин на его двери.
При этом внешний вид испрашиваемой Обществом к размещению конструкции, характер оформления объекта розничной торговли (в том, числе размер, подсветка букв) является мерой, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц (в частности, граждан), формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования (в данном случае сети магазинов, использующих в коммерческом обозначении товарный знак «Красное&Белое», зарегистрированный в установленном порядке Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в том, числе магазину общества).
Исходя из содержания информации, размещенной Обществом на спорной конструкции, следует, что целью размещения этой информации являлось не указание сведений об организации в соответствии с требованиями закона и обычаями делового оборота, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к магазину, использующему коммерческое обозначение «Красное&Белое», поскольку наименование магазина «Красное и Белое» создает у потребителей четкую ассоциацию с товаром, продаваемым под маркой данного магазина (в частности, алкогольной продукции).
Размещая спорную рекламную конструкцию, Общество не просто информирует неопределенный круг лиц о месте нахождения организации, а призывает потенциальных клиентов посетить данное заведение, формирует у неограниченного круга лиц интерес к нему, способствует продвижению товаров на рынке, используя средства индивидуализации.
Довод Общества о том, что спорная конструкция по своим размерам соответствует размерам вывесок, установленным Правилами №959, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу пункта 2.5.2 указанных Правил допускается размер вывески не более 0,80 м по горизонтали и 0,50 м по вертикали. При этом согласно названному пункту Правил вывеска предназначена для доведения до сведения потребителей информации на русском языке о наименовании (фирменном наименовании, коммерческом обозначении) изготовителя (исполнителя, продавца), фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) и режиме его работы, сведения, размещаемые в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Ссылка Общества на то обстоятельство, что указанный размер установлен исключительно для вывесок, предполагаемых к установке на фасадах зданий и сооружений с большим количеством арендаторов или собственников с одним или несколькими общими входами, основана на неверном толковании указанного пункта Правил №959, регламентирующего размещение всех типов вывесок.
Таким образом, предполагаемая к размещению спорная конструкция по своему размеру 2,50х0,50м не соответствует размерам вывесок, допускаемых к размещению на территории городского округа город Выкса (0,80мх0,50м), ее размер и характер (дублирование, учитывая размещение вывески на двери магазина, коммерческого наименования с использованием отдельностоящих объемных букв с подсветкой в ночное время суток), расположение на протяжении 2,5 метров фасада дома свидетельствуют о направленности ее размещения с целью формирования и поддержания интереса к мести магазинов «Красное&Белое». В связи с чем, является рекламной конструкцией.
Ссылки Общества на заключение эксперта №054-02-00873 от 24.07.2015 обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку данное заключение не имеет отношения к рассматриваемой в рамках настоящего дела конструкции. Согласно его содержанию, предметом исследования эксперта являлись иные конструкции, выполненные с использованием красно-белого поля фасадов, а также путем нанесения методом трафарета на фасад двери магазина, содержащие информацию о фирменном/коммерческом наименовании организации, месте ее нахождении и режиме работы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, спорная конструкция (обозначение, состоящее из отдельных объемных световых букв «Красное&Белое») является рекламной, и, следовательно, может быть размещена только на стене многоквартирного дома только при наличии принятого в соответствии с нормами жилищного законодательства общим собранием собственников многоквартирного дома решения.
Согласия собственников многоквартирного дома №2 по ул.Белякова г.Выкса Нижегородской области на размещение на фасаде данного многоквартирного дома рекламной конструкции, выраженное в соответствующем решении общего собрания, в рассматриваемом случае не имеется, соответствующий договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде спорного многоквартирного дома Обществом с уполномоченным собственниками лицом не заключался.
Указанные обстоятельства также подтверждены обществом с ограниченной ответственностью «УК «Строймонтаж», осуществляющим управление спорным многоквартирным домом на основании договора управления, в рамках настоящего дела и Выксунской городской прокуратурой, проводившей соответствующую проверку на основании обращения председателя совета многоквартирного дома №2 по ул.Белякова г.Выкса Нижегородской области.
При изложенных обстоятельствах, ввиду отсутствия у Общества правовых оснований для размещения спорной рекламной конструкции на фасаде многоквартирного дома №2 по ул.Белякова г.Выкса Нижегородской области (отсутствие соответствующего разрешения собственников помещений данного МКД) оспариваемые действия Управления по отзыву ранее выданного разрешения на размещение спорной конструкции (письмо от 28.11.2018 года №654) не противоречат требованиям действующего законодательства и направлены на защиту прав и законных интересов собственников многоквартирного дома, которым в силу вышеприведенных норм жилищного законодательства принадлежит право распоряжаться общим имуществом МКД.
Оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возможность размещения вывески с использованием коммерческого наименования «Красное&Белое» реализована им путем размещения такой вывески на двери магазина.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.06.2019 по делу № А43-3075/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альфа Пенза» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи А.М. Гущина
М.Н. Кастальская