ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-7488/2021 от 16.11.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

«22» ноября 2021 года                                                   Дело № А43-3096/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2021.

Полный текст постановления изготовлен  22.11.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2021 по делу  № А43-3096/2021,

принятое по заявлению акционерного общества «Выксунский металлургический завод» о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 02.11.2020 №104-П в части пунктов 4,6,7,8,9.

В судебном заседании приняли участие представители:

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия – ФИО1 на основании доверенности от 11.05.2021 №128 сроком действия до 30.04.2022;

акционерного общества «Выксунский металлургический завод» – ФИО2 на основании доверенности от 17.11.2020 №2000-Д-570/20 сроком действия до 21.11.2021.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее – Управление) на основании приказа исполняющего обязанности руководителя от 24.09.2020 № 1157 (в редакции приказов от 30.09.2020 № 1177, от 07.10.2020 № 1223, от 12.10.2020 № 1236) должностными лицами Управления в период с 05.10.2020 по 30.10.2020 в отношении акционерного общества «Выксунский металлургический завод» (далее – Общество) проведена плановая проверка с использованием средств дистанционного взаимодействия за соблюдением последним обязательных требований в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, геологического изучения, рационального использования и охраны недр при осуществлении деятельности на литейно-прокатном комплексе Общества, расположенном по адресу: <...>.

В ходе проверки Управлением установлено, что деятельность Общества на промышленной площадке Литейно-прокатный комплекс Дивизиона нефтегазопроводных труб (далее - Комплекс) связана с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Комплекс поставлен на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, федерального государственного экологического надзора, код объекта 22-0152-002267-П (Нижегородская область, Выксунский район, Проммикрорайон № 7, здание 1/71), I категория, категория риска высокая.

Обществом в 2018 году проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработан и утвержден проект нормативов предельно-допустимых выбросов. На основании утвержденного проекта получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 11.12.2018 № 0136 для Комплекса, сроком действия до 10.12.2025.

В ходе проверки Управлением выявлены нарушения Обществом требований части 1 статьи 22, статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), части 3 статьи 19, части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ), статьи 11, частей 2 и 3 статьи 14, статьи 18, части 1 статьи 19, части 1 статьи 22, статьи 24 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255),  пункта 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее - Приказ № 50, действующий в период рассматриваемых правоотношений), пунктов 4 и 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (далее - Приказ № 721, действующий в период рассматриваемых правоотношений), пункта 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее - Постановление № 712, действующий в период рассматриваемых правоотношений), а именно:

- не выполнены мероприятия по сокращению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий с 03.08.2020 по 06.08.2020 и с 01.10.2020 по 04.10.2020 (объект -22-0152-002267-П) (пункт 4 предписания от 02.11.2020 № 104-П);

- нарушен срок сдачи Технического отчета (объект - 22-0152-002267-П) по обращению с отходами за период 2019-2020 годов (пункт 6 предписания от 02.11.2020 № 104-П);

- в приложении № 4 первичного учета об образовании отходов (объект - 22-0152-002267-П) не отображаются сведения о следующих видах отходов: светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства; смазочно-охлаждающие жидкости, отработанные; отходы аккумуляторов; отходы от строительства и ремонта;  опилки загрязненные нефтью или нефтепродуктами; отходы резиновых изделий(резинотехнические изделия и рукава высокого давления утратившие потребительские свойства); отходы из пластмасс загрязненные (пункт 7 предписания от 02.11.2020 № 104-П);

- в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и утвержденных нормативах образования отходов и лимитов на их размещение (объект - 22-0152-002267-П) отсутствуют следующие отходы: светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства; смазочно-охлаждающие жидкости, отработанные; отходы аккумуляторов; отходы из полиэтилена; отходы из полиуретана; отходы от строительства и ремонта; опилки загрязненные нефтью или нефтепродуктами; бой стекла; отходы резиновых изделий (резинотехнические изделия и рукава высокого давления утратившие потребительские свойства); отходы из пластмасс загрязненные; лом и отходы меди несортированные незагрязненные (пункт 8 предписания от 02.11.2020 № 104-П);

- отсутствуют разработанные и утвержденные паспорта на отходы (объект - 22-0152-002267-П): пыль газоочистки черных металлов незагрязненная; обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) опилки (загрязненные нефтью и нефтепродуктами) (пункт 9 предписания от 02.11.2020 № 104-П).

Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 02.11.2020 №104-П. В этот же день Обществу выдано предписание № 104-П, в соответствии с которым Обществу необходимо в срок до 01.09.2021 устранить выявленные нарушения.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления от 02.11.2020 №104-П в части пунктов 4,6,7,8,9.

Решением от 31.08.2021 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленное Обществом требование и признал недействительным пункт 9 предписания Управления от 02.11.2020 № 104-П об устранении выявленных нарушения обязательных требований в части необходимости разработки и утверждения паспорта на отход «пыль газоочистки черных металлов незагрязненная». В остальной части в удовлетворении требований Обществу отказано.

Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить в части удовлетворения заявленных Обществом требований.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что помещение, в котором осуществляется погрузка отхода из бункера в транспортные средства, является неразрывной цепочкой обращения с отходами, поскольку данный отход образовывается в бункере и затем поступает в производственное помещение, из которого осуществляется погрузка данного отхода.

По мнению Управления, выводы суда первой инстанции об ошибках, допущенных при проведении проверки, не соответствуют действительности.

Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель Общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела материального носителя с видеозаписью отбора проб.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.

Поскольку Управление в апелляционной жалобе указывает на обжалование судебного акта только в части, а Общество не заявило возражений по поводу обжалования решения в иной части, то суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Порядок проведения выездной проверки установлен в статье 12 Федерального закона № 294-ФЗ.

Подпунктом 30 части 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного экологического надзора, в том числе Федеральный законом № 7-ФЗ, Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096.

Положением о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 № 507, установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Нижегородской области и Республики Мордовия (далее - Положение № 507).

Управление в пределах своей компетенции осуществляет федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный надзор; государственный надзор в области обращения с отходами; государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 4.1 Положения № 507).

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (пункт 13 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426; пункт 10 Положения о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476, действовавшие в период рассматриваемых правоотношений).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному   или   муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.

В рассматриваемом случае проверка проведена и оспоренное  предписание выдано уполномоченным органом.

В силу пункта 6 постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления, проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, за исключением случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления.

Проверка в отношении Общества проведена должностными лицами Управления с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Грубых нарушений процедуры проведения проверки и выдачи предписания не установлено.

Законность действий Управления по проведению плановой проверки рассмотрена в рамках дела № А43-41582/2020.

В силу статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 Постановления № 712 на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Виды отходов приведены в Федеральном классификаторе каталога отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

В пункте 9 предписания  от 02.11.2020 № 104-П Управлением в качестве нарушения Обществу вменено то, что у него отсутствуют разработанные и утвержденные паспорта на отходы (объект - 22-0152-002267-П), в частности на пыль газоочистки черных металлов незагрязненная.

Между тем Общество в материалы дела представлен паспорт отхода - пыль газоочистки черных металлов незагрязненная, код по ФККО - 3 61 231 01 42 4, с присвоением IV классу опасности (т.4 л.д. 58-61).

Данный отход образуется в результате очистки бункеров пылегазоочистного оборудования при выплавке стали в электродуговой печи.

Отраженный в паспорте отхода 4 класс опасности установлен заключением аккредитованного испытательного аналитического центра НИИ химии ННГУ им.Н.И. Лобачевского (протокол количественного химического анализа отхода от 31.10.2017 №609/17) (т.4 л.д.63-68).

В ходе проведения проверки лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» произведен отбор проб отходов на химический состав и токсичность (протокол от 15.10.2020 № 326), в том числе в отношении пыли газоочистки черных металлов незагрязненная, код по ФККО - 3 61 231 01 42 4 (после очистки бункеров пылегазоочистного оборудования). Результаты   биологического тестирования (два тест - объекта) показали острое токсическое действие на тест-объекты (DaphniamagnaStraus и ParameciumCaudatum) и отнесение данного отхода к III классу (протокол от 27.10.2020 №1109/Т-Отх).

Между тем, непосредственно в акте отбора проб отходов от 15.10.2020 №326 не указана точка отбора пробы спорного отхода, схема отбора проб не составлялась (т.3 л.д.85-87).

В соответствии с пунктом 4.5 ПНД Ф 12.1:2:2.2.2:2.3:3.2-03 Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления (утвержденных ФБУ ФЦАО) отбор проб твердых отходов для определения их токсичности производится в соответствии с требованиями соответствующих методик определения.

 В протоколе от 27.10.2020 №1109/Т-Отх в качестве нормативного документа на проведение анализа отражен ПНД Ф Т 14.1:2:3:4.12-06  Т16.1:2:2.3:3.9-06, регламентирующий процедуру отбора проб.

Актом отбора проб отходов от 15.10.2020 №326 не зафиксирована процедура отбора проб, включая место отбора проб.

Вступившим в законную силу судебным актом Выксунского городского суда Нижегородской области от 19.02.2021 по делу №12-3/2021 установлено, что отбор проб в ходе проверки произведен из производственного помещения, которое не является источником образования рассматриваемого отхода и не является емкостью для его накопления, отбор производился путем соскребания лопатой с пола находящегося на нем вещества, а не путем отбора точечных проб отхода на разных уровнях емкости для накопления отхода.

Нарушения, допущенные при отборе проб, вызывают обоснованные сомнения в достоверности протокола от 27.10.2020 №1109/Т-Отх.

При наличии у Общества паспорта отхода - пыль газоочистки черных металлов незагрязненная, код по ФККО - 3 61 231 01 42 4, с присвоением IV классу опасности, изложенное в пункте 9 предписания от 02.11.2020 № 104-П указание на  отсутствие разработанного и утвержденного паспорта на отход (объект - 22-0152-002267-П) - пыль газоочистки черных металлов незагрязненная, не может быть признано законным.

          Предписание подлежит выдаче лицу, противоправные действия (бездействие) которого повлекли нарушение законодательства, и должно быть направлено на устранение выявленных нарушений.

         Вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить строго определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.

         Поскольку обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования.

         Пункт 9 оспоренного предписания в части рассматриваемого отхода (пыль газоочистки черных металлов незагрязненная) не содержит четких формулировок и конкретные действия, которые должно выполнить Общество во исполнение данного предписания, не позволяет определить пределы, в которых его следует исполнять.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно посчитал пункт 9 предписания Управления в части обязания Общества разработать паспорт на отход - «пыль газоочистки черных металлов незагрязненная» незаконным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции по приведенным в ней доводам.

  Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

  Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.08.2021 по делу  № А43-3096/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                     А.М. Гущина

Судьи                                                                                  М.Б. Белышкова

                                                                                             Т.В. Москвичева