«08» октября 2019 года Дело № А11-3642/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2019.
Полный текст постановления изготовлен 08.10.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.06.2019 по делу № А11-3642/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «М-Неруд» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене решения Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 04.03.2019 № ДПП-1071-05-06.
В судебном заседании приняли участие представители:
Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области – ФИО1 по доверенности от 02.08.2019 № ДПП-07-16 сроком действия 3 года;
общества с ограниченной ответственностью «М-Неруд» – ФИО2 по доверенности от 14.03.2019 сроком действия до 31.12.2019.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 Закона Владимирской области от 10.07.2002 № 65-03 «О порядке предоставления и порядке пользования участками недр местного значения, а также регулировании отдельных вопросов недропользования на территории Владимирской области» (далее - Закон Владимирской области № 65-03) и постановлением администрации Владимирской области от 25.11.2014 № 1198 обществу с ограниченной ответственностью «М-Неруд» (далее – Общество) было предоставлено право пользования участком недр «Брыковы Горы -2014» для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения песчано-гравийных пород в Александровском районе.
Во исполнение условий выданной лицензии на пользование недрами серии ВЛМ 80209 ТП от 05.12.2014 Обществом за счет собственных средств выполнено геологическое изучение недр «Брыковы Горы – 2014» в границах предоставленного геологического отвода площадью 88,2 га.
Общество 29.06.2018 обратилось в Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее – Департамент) с заявлением с целью получения права пользования разведанным участком недр для осуществления разведки и добычи песчано-гравийных пород на основании статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) с приложением комплекта документов, предусмотренных постановлением Губернатора Владимирской области от 11.03.2009 № 181 «О порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения».
Письмом от 04.03.2019 № ДПП-1071-05-06 Обществу отказано в предоставлении права пользования участком недр. В обоснование отказа Департамент указал, что вблизи деревень Мякишево, Астафьево, Брыковы Горы, Лукьянцево, Конюхово, Данилково Александровского района расположены карьеры, на которых уже ведется добыча песчано-гравийных пород. Разработка этих карьеров способствует возникновению социальной напряженности в этом районе, многократному увеличению обращений граждан в весенне-летний период по вопросам экологической обстановки. В связи с социальной напряженностью и экономической нецелесообразностью добычи песчано-гравийных пород на указанном участке недр, предоставление месторождения «Брыковы Горы – 2014» в настоящее время не планируется.
Общество не согласилось с отказом Департамента и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Департамента от 04.03.2019 № ДПП-1071-05-06 об отказе в предоставлении права пользования участком недр полностью и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением от 25.06.2019 Арбитражный суд Владимирской области заявленные Обществом требования удовлетворил.
Департамент обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Как утверждает заявитель апелляционной жалобы, пакет документов Общества был составлен с многократными грубыми нарушениями законодательства. Заявление, поданное Обществом, не соответствует форме заявления, поскольку в нем отсутствует дата. В заявлении Общества указан вид пользования «разведка и добыча песчано-гравийных пород на участке недр «Брыковы Горы – 214». Однако, недр с таким наименованием в перечне участков недр не имеется.
Департамент полагает, что судом не дана оценка доводу о не представлении данных о наличии у Общества собственных средств на освоение месторождения, а гарантийное письмо от 21.05.208 общества с ограниченной ответственностью «АрТель» не может рассматриваться в качестве достаточного документа для подтверждения наличия финансовых средств на освоение участка недр. Департамент обратил внимание на то, что Обществом не представлены данные о наличии квалифицированных специалистов, а равно топографический план испрашиваемого участка недр в масштабе 1:1000 – 1:5000 или 1:10000 с указанием границ месторождения.
По мнению заявителя жалобы, судом установлен не соответствующий законодательству срок для подготовки проекта постановления.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как закреплено в статье 1 Закона о недрах, законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования отнесено установление порядка пользования участками недр местного значения.
В соответствии со статьей 18 Закона о недрах законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
На основании статьи 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр местного значения осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование данными участками недр устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Владимирской области № 65-ОЗ участки недр местного значения предоставляются на основе аукциона или без проведения такового. В частности, без проведения аукциона предоставляется участок недр местного значения, содержащий месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенный в перечень участков недр местного значения для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 11.03.2009 № 181 «О порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения» Департамент определен органом, уполномоченным оформлять, переоформлять, выдавать лицензии на пользование участками недр местного значения, производить их государственную регистрацию, хранение и учет.
На основании пунктов 2.1 и 2.6 Положения о порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 11.03.2009 № 181 (далее - Положение), основанием для оформления и выдачи лицензии является постановление Губернатора о предоставлении права пользования участком недр, подготовку которого по результатам рассмотрения заявки осуществляет Департамент.
Пунктом 2.2 Положения определен конкретный перечень документов, направляемых заявителем в Департамент для получения права пользования участком недр с целью разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения без проведения аукциона.
В силу пункта 2.7 названного Положения Департамент отказывает в предоставлении права пользования участком недр без проведения аукциона в следующих случаях: непредставления всех необходимых документов; представления заявителем неверных сведений о себе; если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, при систематическом несоблюдении заявителем условий пользования недрами на участках недр, ранее предоставленных в пользование.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что основанием для отказа Обществу в предоставлении права пользования спорным участком недр послужили социальная напряженность и экономическая нецелесообразность добычи песчано-гравийных пород на спорном участке недр.
Между тем такое основание не предусмотрено пунктом 2.7 Положения.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о недрах одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации, в связи с чем принятие управленческих решений о любой экологически значимой деятельности должно осуществляться на основе сопоставления различных интересов, исходя из экологически - социально- и экономически значимых последствий.
Департамент не привел достаточных и достоверных доказательств того, что предоставление Обществу права пользования участком недр «Брыково Горы – 2014» не отвечает поименованным выше интересам либо противоречит указанному принципу, может привести к ухудшению экологической и социальной обстановки в Александровском регионе. Наличие в пределах Александровского района Владимирской области 33 организаций с действующими лицензиями на добычу полезных ископаемых таким доказательством не является. Жалобы граждан к деятельности Общества не относятся и подлежат рассмотрению в установленном порядке с принятием по ним соответствующих решений, исходя, в том числе, из поименованных в статьи 15 Закона о недрах задач, возложенных на лицензионные органы.
Одновременно суд первой инстанции обоснованно отметил, что к задачам государственной системы лицензирования относится, в том числе, обеспечение: равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий; развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.
Оспариваемый отказ Департамента не отвечает данным задачам и принципам.
Судом первой инстанции установлено, что к заявлению о предоставлении права пользования участком недр «Брыково Горы – 2014» Обществом приложен предусмотренный пунктом 2.2 Положения пакет документов, а именно: копия приказа о назначении генерального директора; нотариально заверенные копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Устава организации; выписка из ЕГРЮЛ; гарантийное письмо о финансовых возможностях, копия бухгалтерского баланса; протокол утверждения запасов месторождения от 26.04.2018 № 217; свидетельство об установлении факта открытия месторождения; топографический план участка недр; гарантийное письмо о технических возможностях Общества; информация о предыдущей деятельности Общества, связанной с пользованием недрами; справка налогового органа об отсутствии у Общества просроченной задолженности по уплате налогов и сборов; технико-экономическое обоснование планируемой хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами.
В суде первой инстанции Департамент указал на несоответствие заявления Общества и приложенных к нему документов требованиям законодательства о недрах.
Так, Департамент отметил, что в пункте 2 формы заявления Обществом указан вид пользования «разведка и добыча песчано-гравийных пород на участке недр «Брыковы Горы -214», но участка недр с таким наименованием в перечне не имеется; приказ о вступлении в должность директора не является решением органа управления; не представлен топографический план испрашиваемого участка недр в масштабе 1:1000 - 1:5000 или 1:10000 с указанием границ месторождения, блоков подсчета запасов, границ требуемого земельного участка (представлен план фактического материала и подсчета запасов гравийно-песчаных пород на участке недр, который не подписан заявителем); не представлены данные о наличии у Общества собственных средств на освоение месторождения (гарантийное письмо общества с ограниченной ответственностью «АрТель» не может являться достаточным документом для подтверждения наличия финансовых средств); бухгалтерский баланс гаранта не приложен, а также соответствующий договор; не представлены данные о наличии квалифицированных специалистов, не представлены копии паспортов транспортных средств; представлен документ с названием «Технико-экономическое обоснование геолого-разведочных работ ООО «М-Неруд» месторождения в районе д. Брыковы Горы», тогда как Общество просит выдать лицензию на добычу.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив в совокупности и взаимосвязи доводы участвующих лиц, суд первой инстанции пришёл к правильным выводам о том, что на представленном в Департамент заявлении Общества о предоставлении права пользования участком недр проставлена дата его поступления в Департамент (от 29.06.2018 вх. № 1561-ДПП-05-06), что является датой документа.
То обстоятельство, что в заявлении Общества была допущена техническая опечатка в названии месторождения (вместо «Брыковы Горы-2014» Обществом указано «Брыковы Горы-214»), было очевидно для Департамента, поскольку в письме от 04.03.2019 № ДПП-1071-05-06 Департамент рассматривал вопрос по заявлению Общества в отношении месторождения «Брыковы Горы-2014».
В заявлении Общества цель недропользования и виды работ указаны в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона Владимирской области № 65-03, по существу заявление подано относительно добычи полезных ископаемых.
Обществом в Департамент представлен приказ о назначении единоличного исполнительного органа Общества, из которого усматривается, что им является ФИО3 Дополнительно к заявке приложена выписка из ЕГРЮЛ в отношении Общества.
В силу подпункта 7 пункта 2.2 статьи 2 Положения для получения права пользования участком недр с целью разведки и добычи ОПИ или для геологического изучения без проведения аукциона заявитель должен представить в уполномоченный орган данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков (данные о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр, или наличии договоров со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков).
В составе документов Обществом в Департамент представлены данные о технических и технологических возможностях Общества - гарантийное письмо от общества с ограниченной ответственностью «АрТель».
Из пояснений Общества следует, что оно планирует самостоятельно без привлечения подрядной организации осуществлять хозяйственную деятельность, специальная техника будет предоставлена для разработки месторождения на условиях аренды. В этой связи представление данных о наличии договоров со сторонними организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков, не является обязательным.
Кроме того, Общество в суд представило бухгалтерский баланс общества с ограниченной ответственностью «АрТель» по состоянию на 31.12.2018, из которого следует, что ООО «АрТель» обладает достаточными активами (основными средствами, запасами, иными оборотными активами) для осуществления деятельности, в том числе финансовой поддержки Общества.
Подпунктом 5 пункта 2.2 статьи 2 Положения предусмотрено, что для получения права пользования участком недр с целью разведки и добычи ОПИ или для геологического изучения без проведения аукциона заявитель должен представить в уполномоченный орган исполнительной власти области топографический план испрашиваемого участка недр в масштабе 1:1000 - 1:5000 или 1:10000 с указанием границ месторождения, блоков подсчета запасов, границ требуемого земельного участка - при предоставлении права пользования участком недр с целью разведки и добычи ОПИ, схему расположения испрашиваемого участка недр с таблицей координат угловых точек (географические координаты) - при предоставлении права пользования участком недр с целью геологического изучения.
Обществом в Департамент представлен топографический план с указанием границ месторождения, блоков подсчета запасов и границ требуемого земельного участка.
Ранее Департамент согласовывал геологический отчет, который содержит подробный топографический план и схему расположения испрашиваемого участка недр с таблицей координат угловых точек (географические координаты).
В силу пункта 2.13 «Административного регламента предоставления Департаментом государственной услуги по оформлению, переоформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Владимирской области», утвержденного постановлением руководителем Департамента от 30122015 №58/01-25, Департамент не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении Департамента, иных государственных органов.
Более того, изложенные Департаментом в суде первой инстанции доводы не являлись основанием для отказа в предоставлении права пользования участком недр. Из письма Департамента от 04.03.2019 № ДПП-1071-05-06 следует, что заявление Общества рассмотрено по существу и претензий к комплектности документов и достоверности сведений, содержащихся в них, у Департамента не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявление Общества и представленные им документы соответствуют действующему законодательству о недрах.
Законных оснований для отказа Обществу в праве пользования участком недр у Департамента не имелось.
В этой связи суд первой инстанции обосновано удовлетворил требование Общества.
Одновременно суд посчитал необходимым в качестве правовосстановительной меры, исходя из положений статьи 5 Закона Владимирской области № 65-0З, пунктов 2.6, 2.8 Положения и полномочий Департамента, обязать последнего в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу подготовить проект постановления о предоставлении Обществу права пользования участком недр «Брыковы Горы – 2014».
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что установленный судом первой инстанции срок не соответствует действующему законодательству, подлежит отклонению как несостоятельная.
Определение способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда. Примененная судом первой инстанции правовосстановительная мера соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.06.2019 по делу № А11-3642/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
Т.В.Москвичева